29.04.2008
Источник: Интегрум
Поволжские предприятия пищевой промышленности - самостоятельно или в составе национальных и транснациональных холдингов - освоили технологии маркетинга, управления ассортиментом, продаж и брэндинга. Однако все их достижения могут быть напрасными в условиях дефицита сырья Пищевая промышленность сейчас показывает в среднем невысокую эффективность. Но у компаний, работающих на высококонкурентных рынках - например, кондитерском (КО "Россия", Самарская область) и пивном ("Ярпиво", Ярославская область), она рекордная. Причем у поволжских предприятий - одна из наиболее высоких по отрасли, так как именно здесь концентрация конкурентов особенно велика. Поволжье, в силу его стратегически выгодного положения, является производственной базой для оперирующих в России пищевых холдингов. Регион выбрали для размещения производственных форпостов (поглощения существующих заводов или строительства новых) крупнейшие игроки отечественного рынка пива - ПК "Балтика" (заводы "Балтика-Самара" и "Ярпиво"), "САН ИнБев" (предприятия в Новочебоксарске и Саранске), Efes (татарстанская пивоваренная компания "Красный Восток"), МПБК "Очаково" (завод в Пензе). Несмотря на то, что у всех них уже есть собственные заводы в регионе, развитие пивоваренных мощностей в Поволжье все еще не завершено. Все выше и выше Прошлой осенью ПК "Балтика" объявила об утроении своей производственной базы в Самаре - с 25 до 65 млн дал пива в год. В 2007 году договор о строительстве завода в Поволжье заявила и британская пивоваренная компания SABMiller. Речь идет о строительстве предприятия общей мощностью 60 млн декалитров пива в год. Оно будет расположено в ульяновской региональной экономической зоне "Заволжье". Учитывая интерес пищевиков к развитию производств в нашем макрорегионе, создание таких зон - стратегически верное решение местных властей, которые смогут за счет этого добиться существенного увеличения ВРП. Так, кроме британских пивоваров, ульяновская площадка привлекла и компанию Mars, которая объявила сначала о строительстве в Заволжье завода по производству шоколадных батончиков объемом 35 тыс. тонн в год с капиталовложениями около 1,55 млрд рублей, а затем расширила проектные мощности будущего предприятия до 60 тыс. тонн и, соответственно, увеличила объем инвестиций до 3,3 млрд рублей. Кондитерское производство предполагается запустить поэтапно: первую очередь - в 2009?м, вторую - в 2010 году. Аналогичный проект промзоны реализуется и в Нижегородской области, в Кстове. Первым резидентом здесь станет компания "Гранд-НН", которая займет под строительство завода по выпуску растворимого кофе 33 из 130 га промзоны. Всего в Нижегородской области планируется создать семь разнопрофильных индустриальных парков. На выданье Интерес к Поволжью крупных производителей сокращает возможности развития региональных предприятий, что заставляет ожидать продолжения сделок по слиянию и поглощению. Так, в 2007 году свой молокоперерабатывающий бизнес продали татарстанские бизнесмены братья Хайруллины: в прошлом апреле была закрыта сделка по продаже российскому холдингу "Юнимилк" Казанского комбината молочных продуктов "ЭдельвейсМ". По мнению участников рынка, предприятие было куплено не менее чем за 100 млн долларов (более 2,5 млрд рублей). Из ожидаемых солидных сделок - продажа крупного регионального холдинга "Нижегородский масложировой комбинат" (НМЖК), который ищет сейчас стратегического инвестора. По крайней мере, как подготовку к этому аналитики расценили создание НМЖК совместного предприятия по производству промышленных жиров на основе пальмового масла с партнером комбината - сингапурской компанией Wilmar International (владеет 160 заводами в 20 странах мира). Долю в СП (50%), как предполагается, комбинат оплатит своими активами. Ожидается, что де-юре эти договоренности, о которых стало известно в конце прошлого года, будут оформлены в текущем. Уверенности в том, что речь идет именно о первом этапе продажи компании, аналитикам придает тот факт, что такого же сценария - создания СП, а затем покупки партнера - Wilmar International придерживалась при выходе на украинский рынок. Экспертов смущает одно - сейчас невыгодный момент для продажи: масложировая отрасль ожидает роста цен, а значит, увеличения оборотов и стоимости компаний. Встроиться в холдинг При слабом развитии регионального мясного животноводства, особенно КРС, местным мясокомбинатам приходится работать на импортном сырье Подумывать о привлечении стратегических инвесторов поволжских производителей заставляет не их слабый конкурентный потенциал как переработчиков. У поволжских пищевых компаний новые технологии (так, Казанский молкомбинат был построен с нуля и оборудован импортными линиями), сильные торговые марки, вышедшие на национальный уровень (например, "Красный Восток", "Махеевъ"), и налаженные связи с розницей (скажем, Дзержинский мясокомбинат реализует свою продукцию через партнерскую сеть "Мясновъ" и "строит" крупные розничные сети, настаивая на своих условиях поставок). Местных переработчиков подкашивает сырьевая проблема. В частности, на Дзержинском мясокомбинате сетуют, что слишком зависят от импорта, а ресурсов для развития собственной сырьевой базы в регионе у них нет. Наши молокопереработчики и сыроделы жалуются на дефицит молока, хлебопеки - на недостаток муки, поскольку зерно перепродается в другие регионы или уходит за рубеж. Решить проблему с сырьем поволжские предприятия сельского хозяйства не в состоянии. Несмотря на то, что способы возрождения регионального агропрома понятны и есть примеры успешных и прибыльных хозяйств - так, новые технологии и современная техника позволяют самарскому овощеводческому предприятию "Вега" работать с 60?процентной рентабельностью и входить в пятерку наиболее эффективных картофелеводческих хозяйств России (см. "Земля под ногами [1]" в №12 журнала "Эксперт Волга" за 2008 год), в большинстве своем сельхозпредприятия не готовы идти тем же путем. Главные причины этого - дорогие кредитные ресурсы, дефицит кадров и высокие административные барьеры. А поскольку обеспечивать сырьем перерабатывающие предприятия некому, крупные холдинги, инвестирующие в пищепром, стремятся строить цепочку "от поля до прилавка", своими силами возрождая разрушенные связи между сельхозпроизводителями и переработчиками. Такую цепочку, например, уже сформировал мордовский агрохолдинг "Талина" (торговая марка "Атяшево"), объединив под своим брэндом несколько свинокомплексов, растениеводческие хозяйства, комбикормовый завод, селекционный центр и предприятия мясопереработки. Теперь холдинг инвестирует в создание аналогичных цепочек в Ульяновской и Нижегородской областях. В Самарской области развитием подобных проектов занимаются местные ГК "СВ" и ГК "Аликор". Холдинговый бизнес повысил эффективность и масложирового комбината татарстанской группы "Нэфис". Особенно быстро формирование холдингов, развивающих производство "от поля", идет в мясном животноводстве (свиноводческие комплексы). А вот молочное направление, мясной КРС, а также растениеводческий и овощеводческий агробизнес инвесторов привлекают мало

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

30.11.2016

Под обстрел Счетной палаты

28 ноября Счетная палата опубликовала официальный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Агрофирма Подгорное, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное, ул. Пролетарская, д. 16А
Агрофирма Шипова Дубрава, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Бутурлиновский район, с. Козловка, ул. Дзержинского, д. 28
Берег, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Терновка, ул. Центральная, д. 38
Воробьевское, ФГУП
Адрес:  Воронежская обл., Воробьевский район, пос. свх Воробьевский Центральная усадьба, ул. Ленинская, д. 1