Репортаж с Чекмагушевского молочного завода
Полностью автоматизированное предприятие – Чекмагушевский молочный завод – было спроектировано в 2012 при непосредственном участии компании TetraPak. Средний объем производства на текущий момент составляет 150-200 тонн готовой продукции. Точную цифру назвать невозможно: она зависит от периода проведения активностей и акций. При этом, максимально на заводе производилось 300 тонн готовой продукции в сутки.
Между тем, с момента запуска завод претерпел уже две реконструкции: первая прошла в 2015 году, а вторая – в 2017. Последние изменения на предприятии включали в себя запуск линии по фасовке сливок и ультрапастеризованного молока A3/Flex Tetra Gemina Aceptic, производительность которой составляет 7 тыс упаковок в час. В начале 2019 года планируется проведение пусконаладочных работ линии A3/Compact Flex по производству молочных коктейлей. Генеральный директор предприятия Сергей Кузин подчеркивает, что дополнительные мощности запускаются почти ежегодно, в наступившем году стоит задача по увеличению мощности процессного оборудования.
– В планах – достижение мощности переработки до 400 тонн в сутки. Под такую задачу подготовлена инвестиционная программа, – отметил Кузин.
Сырье на предприятие поставляется либо напрямую от определенных хозяйств – в основном, локальных башкирских, либо от трейдеров из близлежащих регионов (Башкирия, Татарстан, Удмуртия). В рамках заключенных договоров трейдеры поставляют сырье автомолцистернами емкостью 20-30 тонн каждая. Такая схема является экономически целесообразной и выгодной для обеих сторон. Если говорить о доле молока в зависимости от типа поставки, здесь также очень велико влияние сезонности: летом соотношение составляет около 50/50, зимой доля трейдеров увеличивается до 60-70%.
Контроль сырья стандартный: все лаборатории аттестованы. Входной контроль подразумевает анализ физико-химических показателей (их около 20) и микробиологических показателей (безопасность и риски, связанные с качеством сырья).
Поставляемое сырье обязательно сопровождается необходимыми ветсертификатами. После введения системы электронной ветсертификации «Меркурий» формат взаимодействия с поставщиками формализовался, рассказывает Сергей Кузин. Готовая продукция реализуется в торговые сети разного масштаба: от федеральных (Metro, Ашан, Лента, О’Кей, Х5, Дикси, Тандер) до региональных (Лето, Байрам, Ярмарка, Дворик). В наступающем году сотрудничество с федеральными сетями планируется развивать в дополнительном формате: под брендом «Fine Life» сети Metro ожидается производство ультрапастеризованного молока. Соответствующий аудит компанией Metro завод прошел в декабре.
Режимы работы и мойки на Чекмагушевском заводе четко структурированы. Интересная особенность – на производстве приятно пахнет. Генеральный директор предприятия объясняет это тем, что гигиенические вопросы, такие как цикл уборок, мойка оборудования выполняются неукоснительно. Кроме того, в соответствующем требованиям состоянии поддерживаются системы стоков.
Говоря о планах на будущее, директор по маркетингу ГК «Башмилк» Ольга Деобальд добавляет, что упор будет сделан на линейку высокомаржинальных продуктов, в их числе кисломолочная продукция, йогурты, молочные коктейли и функциональные продукты на молочной и растительной основе, спрос на которые растёт во всём мире.
– Планы ГК «Башмилк» амбициозны: уже сегодня наша компания вошла в ТОП – 20 производителей молочной продукции, мы реализуем свою продукцию в крупнейших городах России, мы узнаваемы и востребованы. По данным компании Nielsen, узнаваемость бренда «Честное коровье» в 2018 году только в Москве составила 5,4%. Это серьезная статистика, мы ей гордимся, – поделилась Ольга Деобальд. Любят потребители и бренд «Край Курая»: по статистике запросов и обратной связи, кефир «Край Курая» – один из самых популярных продуктов в Башкирии.
Среди планов на будущее в том числе экспорт, о котором много говорят в контексте поставленной Президентом задачи. На данный момент в федеральные сети за пределы республики Башкортостан направляется порядка 70-80% готовой продукции, часть уходит в локальные сети. По мнению Сергея Кузина, потенциальной возможностью сбыта можно считать китайский рынок.
– Китай – перспективное для нас направление: там существуют программы, связанные с введением в рацион и стимулированием потребления молочных продуктов, – подчеркнул Кузин.
Интересной возможностью видят в компании и развитие нишевой продукции: специалисты тщательно изучают быстрорастущий рынок растительных напитков. Поэтому вполне возможно, что в недалеком будущем башкирский молочный форвард представит рынку новинки на растительной основе.
Очевидно, Чекмагушевский молочный завод – локомотив «Агрохолдинга «Башмилк» - готов к динамичному развитию. Яркий пример того, как локальные производитель, выстраивающий грамотную стратегию развития, может полноценно конкурировать с молочными «гигантами».