Регионы Юга России и СКФО просят поддержки правительства для АПК из-за роста цен на ГСМ

Источник: tass.ru
Власти нескольких регионов Юга России и Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) готовят обращения в правительство РФ в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), которые по сравнению с прошлым годом подорожали на 30-40%. У федерального центра просят дополнительной поддержки в виде возмещения затрат на топливо для сельхозтехники - растущие цены могут осложнить уборочную кампанию, которая на юге страны стартует уже в июне.

При этом некоторые регионы готовы сами компенсировать часть затрат аграриев на условиях софинансирования из федерального бюджета. Сами аграрии говорят, что рекордных урожаев в этом году, скорее всего, ждать не стоит - и без того непростую ситуацию, сложившуюся из-за цен на ГСМ, в некоторых субъектах усугубляет засуха.

По данным минсельхоза Ставропольского края, который является одним из российских лидеров по производству зерновых, уборку зерновых в регионе планируется начать 20 июня. При этом запасы дизельного топлива и бензина у аграриев составляют 68,8% и 58,4% соответственно от общей потребности, а цены с ГСМ с начала года выросли более чем на 18%.

"Более чем на 18% поднялась цена в течение этого года, на 30% в среднем поднялась цена по сравнению с 2017 годом. Если говорить в абсолютных цифрах, то для того, чтобы приобрести дизтопливо только на уборку урожая, аграриям нужно потратить 6,5 млрд рублей. Это повлияет на себестоимость продукции, на рентабельность. Сейчас задача - найти оптимум, который позволит в сегодняшних условиях сохранить рентабельность", - сказал министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников.

По его словам, глава региона Владимир Владимиров поручил подготовить обращение в федеральное правительство для поддержки сельхозпроизводителей. "Нас устроит любой вариант - будь то компенсации, либо квота на объемы ГСМ для сельхозпроизводства. Важен результат, чтобы цена для сельхозтоваропроизводителей была не рыночной", - пояснил Ситников.

В Краснодарском крае, по данным краевых властей, только треть хозяйств успели закупить ГСМ до повышения цен. Как сообщил губернатор Вениамин Кондратьев во вторник на совещании в рамках "Дня поля 2018", регион готов частично компенсировать затраты аграриев на приобретение ГСМ на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, "если федерация примет такое решение".

Глава Краснодарского края отметил, что в условиях растущих цен на дизтопливо и бензин необходимо активнее использовать альтернативное топливо. "Цены на бензин будут расти, на это есть объективные причины, а газ сегодня дешевле в разы. Нужно начинать активно переводить технику на газомоторное топливо <…> Со своей стороны, на уровне края мы готовы продумать механизм, чтобы компенсировать часть затрат за перевод техники на газомоторное топливо", - сказал Кондратьев.

Газомоторное топливо в качестве альтернативы рассматривают и в Волгоградской области. "Мы ведем последовательно эту работу с 2014 года, надо проанализировать, что уже сделано, и представить предложения по ее активизации. <…> Это существенная возможность сэкономить средства на ГСМ", - сказал губернатор Андрей Бочаров на совещании по обеспечению правопорядка во вторник.

Глава региона также поручил подготовить обращения в федеральный центр, а заодно попросил вмешаться в ситуацию правоохранительные и надзорные органы. "Обращаюсь к прокуратуре, правоохранительным и контрольно-надзорным органам: прошу проверить обоснованность повышения цен на бензин на территории Волгоградской области и по результатам принять меры реагирования", - сказал губернатор.

По его данным, стоимость ГСМ в регионе только за последний месяц на некоторых автозаправочных станциях (АЗС) выросла до 10%. "Такое увеличение может негативно повлиять на окончание весенне-полевых работ и на будущий осенний сев, на наши осенние полевые работы, в том числе оказать влияние на рост цен на потребительском рынке, негативно повлиять на экономику региона в целом", - отметил Бочаров.

Поддержки федерального центра просят и в Астраханской области, где сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей. Как сообщил региональный министр сельского хозяйства и рыбной промышленности Алексей Галкин, из-за резкого роста цены на ГСМ существенно возросли затраты фермеров в расчете на 1 га посевных площадей.

"Раньше фермерам, например, было выгодно закупать ГСМ оптом, нежели на заправках. Это было гораздо дешевле. Но сейчас оптовая цена выше, чем на заправках, [она] увеличилась существенно, я думаю, что процентов на 40", - сказал Галкин, уточнив, что предложение об увеличении объемов несвязанной поддержки фермерам области уже отправлено в Минсельхоз РФ.

Обращение в федеральный центр готовят и в соседней Ростовской области, в прошлом году собравшей рекордный урожай зерновых. "Письмо в правительство РФ мы готовим <…> Губернатор будет обращаться", - подтвердили в региональном минсельхозе.

В Крыму рост цен на топливо усугубляется засухой, которая, по данным республиканского минсельхоза, уже привела к гибели урожая на площади более 20 тыс. га. В связи с этим в нескольких районах Крыма - Красногвардейском, Нижнегорском, Первомайском и Советском - введен режим ЧС. По мнению главы министерства Андрея Рюмшина, засуха и удорожание ГСМ "могут стать для аграрного сектора республики невосполнимым ударом".

"Нашим ведомством подготавливаются все необходимые документы для обращения в правительство РФ о возможности снижения цены либо компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, на наш взгляд, необоснованного роста цен на ГСМ", - процитировали в пресс-службе министра.

По его словам, в случае, если убытки региона составят более 500 млн рублей, ЧС будет расцениваться в рамках федерального масштаба. "Нашим ведомством будут направлены соответствующие документы о понесенных тратах в Минсельхоз РФ. После их подтверждения будет определяться сумма ущерба и его возмещения", - отметил Рюмшин.

Как рассказал председатель совета директоров ассоциации "Росспецмаш" (объединяет производителей сельхозтехники - прим.) Константин Бабкин, повышение цен на ГСМ скажется и на продажах сельхозмашин.

"Расходы на топливо - это основная часть себестоимости их [аграриев] продукции. Солярка, дизельное топливо нужны и при посеве, и при обработке почвы, на всех этапах сельхозпроизводства. Естественно, поднятие акцизов, подорожание топлива негативно скажется на рентабельности аграриев наших. Мы как машиностроители это тоже ощущаем, потому что в этом году продажи комбайнов снизились на 30%, крестьянам нужно будет больше тратить денег на топливо, меньше денег останется на модернизацию хозяйств", - сказал Бабкин.

При этом многие сельхозпроизводители говорят, что повышение цен на топливо не стало для них большой неожиданностью. "Мы себя обеспечили заранее, предвидя такую ситуацию, на всю уборку 430 тонн [ГСМ] завезено, этого достаточно. Мы за три месяца до этого сделали запасы, у нас есть большая нефтебаза, где можно все разместить", - рассказал председатель ставропольского племзавода "Восток" Петр Лобанов.

По его словам, дальнейший рост цен на ГСМ ставит под угрозу развитие сельхозпроизводителей. "Проблема достаточно серьезная, с декабря 2017 года по нашим подсчетам рост [цен на ГСМ] составил 37% <…> Это прямой путь к развалу фермерских и коллективных хозяйств", - считает собеседник.

По словам председателя Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Краснодарского края Виктора Сергеева, для небольших сельхозпредприятий рост цен на ГСМ оказался очень заметным, но пока говорить о том, что ситуация критическая, рано.

"Конечно, чем дороже ГСМ, тем ниже прибыль, говорят, что цыплят по осени считают, так же и прибыль. Через неделю-другую начнем убирать ячмень, потом пойдет пшеница, но уже видим, что зерно щуплое, рекордных урожаев не будет - во многих районах в этом году засуха", - казал Сергеев, добавив, что частично справиться с возникающими сложностями фермерам помогает господдержка - в крае для крестьянско-фермерских хозяйств действует около 30 программ.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью