20.12.2012
Источник: rosbalt.ru
Регион: Россия
Речь идет о законопроекте, вносящем поправки в Земельный кодекс РФ. Документ был направлен в парламент Министерством экономического развития. Этот законопроект создает весьма острый конфликт интересов — в первую очередь между девелоперами и сельхозтоваропроизводителями — вокруг земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи крупных населенных пунктов.

Разработчики документа, по сути, предлагают упростить управление земельными ресурсами, исключить из обихода понятие категорий земель и перейти к территориальному зонированию. Категорическим противником предложений Минэконразвития выступил Минсельхоз. По оценке представителей аграрного министерства, упрощение системы управления землями нарушит основные принципы земельного законодательства и, прежде всего, приоритет охраны земли как средства производства перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также приоритет сохранения особо ценных земель (например, национальных парков), согласно которому изменение целевого назначения ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Кроме того, эксперты Минсельхоза полагают, что Россия просто не готова к таким преобразованиям. Дело в том, что в основу зонирования территорий предполагается положить правила землепользования и застройки — документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Однако сейчас такие правила утверждены лишь на четверти территорий Российской Федерации.

И это уже не говоря о том, что отмена прежнего законодательства затруднит реализацию ряда правовых актов, в частности, госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также внесет неразбериху в регулирование земельных отношений на местах, поскольку, помимо прочего, законопроект не содержит переходного периода от действующей системы управления земельными ресурсами к системе территориального зонирования, отметили эксперты Минсельхоза.

За бюрократическими формулировками скрывается весьма простой факт. Дело в том, что представление о бескрайних российских просторах, позволяющих заниматься производством агропромышленной продукции, верно лишь отчасти. То есть просторы действительно есть, но в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию и крайне жесткой конкуренции на мировом аграрном рынке выращивать урожай экономически целесообразно лишь в пределах досягаемости населенных пунктов и таких благ цивилизации, как инфраструктура по хранению, переработке и транспортировке. В большинстве случаев вся она располагается в пределах 250 км от населенных пунктов.

Однако именно эта территория, а точнее — та ее часть, которая расположена поближе к крупным городам, представляет интерес и для девелоперов. Причем в первую очередь им интересны поля, являющиеся или недавно являвшиеся землями сельхозназначения. Почему недавно — да потому что такие природные ресурсы имеют свойство со временем зарастать кустарником и деревьями. Построить многоэтажный дом в лесу, конечно же, можно. Но для этого придется заплатить за вырубку леса, вывоз бревен и выкорчевывание пней как минимум. Платить лишние деньги никому не хочется.

Застройка известной всем Рублевки — подмосковного района, где предпочитают селиться сильные мира сего, — начиналась именно с бывших сельскохозяйственных полей, напоминает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Он полагает, что если будет принят закон об упрощении вывода сельхозугодий из оборота, это негативно скажется на развитии отечественного сельскохозяйственного производства. "Мы выбиваем основу дальнейшего развития экономики в стране, и это может привести к коллапсу, связанному с вопросами продовольственной безопасности", — заявил он.

Эксперт подчеркнул, что нынешний закон, хотя и не страхует от коррупционных случаев, не позволяет в массовом порядке выводить землю из сельхозоборота. "Считаю крайне полезной и правильной позицию Минсельхоза, поскольку ведомство сейчас готовит стратегические шаги по стимулированию через налоговые механизмы обработку земли", — отметил Кабанов.

Со своей стороны, комитет Госдумы по аграрным вопросам высказался против поспешного принятия предлагаемых изменений. "Он (законопроект — ред.) требует дополнительного публичного и открытого обсуждения сельхозпроизводителей и экспертного общества", — заявил глава комитета Николай Панков.

По его словам, земли сельхозназначения — это стратегический запас страны, богатство, которое необходимо охранять. "Президент неоднократно говорил об особом внимании и защите земель сельхозначения. В послании он сказал, что более 55% всех плодородных земель планеты находятся в нашей стране. И мы должны использовать этот ресурс и получать высокие урожаи, но также важно ограничить эти площади от нецелевого использования", — убежден Панков.

Очевидно, что в противостоянии девелоперы vs фермеры — а оно неизбежно, если законопроект будет принят, — победят вовсе не аграрии. Они не смогут также эффективно "воздействовать" на местные власти, как богатые девелоперы, оперирующие к тому же более короткими и доступными деньгами. А это значит, что будет похоронена программа развития производства зерна в России, экспорт которого предполагается существенно увеличить в ближайшие годы. С такими рисками и более высокой стоимостью логистики и расширения посевов производители зерна могут просто отказаться развивать производство — ведь далеко не всегда экспорт будет приносить такие барыши, как в этом году, когда из-за мировой засухи стоимость тонны пшеницы взлетела выше 9 тыс. рублей.

Как заявила "Росбалту" зампред думского комитета Надежда Школкина, исключение из законодательства категории земель сельхозназначения может привести к тому, что сельхозпроизводителям придется довольствоваться "Тьмой-Тараканьей, заросшей бурьяном". Выступая против принятия законопроекта, депутат отметила, что сначала необходимо создать фонд земель сельхозназначения. Это, по ее словам, позволит определить вид их использования, выявить потребность сельхозпроизводителей в таких землях, а также выделить особо охраняемые территории. Только затем, полагает Школкина, можно будет переходить к зонированию. Иначе самые лучшие земли, находящиеся вблизи городов и поселений, уйдут застройщикам под жилье, предупредила она.

Ожидалось, что законопроект будет вынесен на первое чтение в Госдуму уже в минувший вторник. Однако в результате обсуждения он даже не попал в повестку дня заседания нижней палаты парламента. Как сообщили источники в Госдуме, рассмотрение отложено до весенней сессии под весьма благовидным формальным предлогом — до нового года рассмотреть законопроект во всех трех чтениях не представляется возможным ввиду явного конфликта интересов. Тем не менее, документ остается в Госдуме, и исход решения вопроса об изменении управления земельным фондом в России еще окончательно не определен.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

19.07.2018

Разделите по жиру

В настоящее время проходит общественное обсуждение документа, подготовленного Минпромторгом и предлагающего с 1 января 2019 года запретить выкладку на одной полке молочных и молокосодержащих продуктов. Отношение к документу неоднозначное, хотя участники отрасли отмечают, что потребитель не обязан быть экспертом в маркировке и наименованиях продукта, следовательно, нужно максимально помочь ему ориентироваться в ассортименте. Существует и другое мнение – данная законодательная инициатива ничего не изменит.
Плаксин Павел Николаевич, ИП глава КФХ
Адрес:  Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Старое Еремкино 
 
ИК-16 ГУФСИН России по Свердловской области
Адрес:  Свердловская обл, г. Краснотурьинск, ул. Заречная-2, д. 9 
 
Король сыров, ООО ТД
Адрес:  Свердловская обл, г. Екатеринбург, пер. Никольский, д. 1 
 
Балтийские инвестиции, АО
Адрес:  Калининградская обл, г. Калининград, проспект Московский, д. 40 офис 1016