26.05.2010
Источник: www.rg.ru
Регион: Белгородская обл
Вырастить поколение потребителей молока, а не газированных напитков - такую задачу поставили перед собой областные власти, реализуя целевую программу "Школьное молоко". Затраты на ее проведение, как считают эксперты, - по сути, инвестиции в будущее белгородского животноводства.

Не количеством, а качеством

Доильный зал на молочной ферме в селе Бессоновка несложно спутать с научной лабораторией. У каждой коровы на ноге закреплен специальный датчик. С него с помощью сканера оператор считывает номер - подобно тому, как определяют штрихкод товара в супермаркете. После этого компьютер заполняет таблицу с информацией о буренке: сколько литров молока она дала за первые 30 секунд дойки, сколько потом, какова жирность, не снизился ли удой по сравнению с предыдущим днем и нет ли у животного мастита.

- Чтобы добиться рентабельности в производстве молока, необходимо переходить на новые технологии, - убежден главный зоотехник по КРС крупного колхоза Виталий Артюх. - Те, кто пытается работать по старинке, не выдерживают конкуренции. Вот мы во время доения коровам музыку Шуберта и Баха включаем - исследования показывают, что классика положительно влияет на удои.
В советские годы этот колхоз одним из первых на Белгородчине механизировал молочное производство, а теперь здесь занялись информатизацией. В 2009-м удои превысили семь тысяч литров на корову - один из лучших показателей в стране. Тем не менее в летний период производство остается убыточным, сокрушаются селяне.

- С наступлением лета у нас каждый год одна и та же проблема - молоко никому не нужно, - признается Виталий Артюх. - Приходится отдавать его ниже себестоимости, компенсируя потери в осенне-зимний период.

Впрочем, в последние годы белгородские производители осознали, что важным фактором является не только количество, но и качество продукта. Бессоновское молоко охотно берут немецкие инвесторы, построившие в Прохоровке завод по изготовлению йогуртов, а также одно из крупнейших в Черноземье предприятий по выпуску мороженого. Они предъявляют повышенные требования к сырью, зато и платят лучше других переработчиков.

От поля до прилавка

Региональный рынок насыщен продукцией местного производства: областные власти насчитали 200 сельхозпредприятий и 400 крестьянских и фермерских хозяйств, поставляющих сырье для переработки. Поэтому розничные цены на молоко уже два года остаются относительно стабильными, признают белгородские антимонопольщики. Что же касается закупочных, то в течение двух месяцев они неуклонно снижаются.

- В апреле за литр сырого молока заводы предлагали 8-10 рублей, - констатирует начальник отдела товарных рынков и естественных монополий УФАС по Белгородской области Анна Уварова. - Переработчики и торговые сети сложившейся ситуацией вполне довольны. А вот производители вынуждены искать более короткий путь к потребителю - благодаря проведению сельскохозяйственных ярмарок либо созданию кооперативов с переработчиками.

Многие мелкие и средние предприятия предпочитают самостоятельно организовывать технологическую цепочку от поля до прилавка - только в этом случае можно обеспечить безубыточное производство.

- У нас с мужем своя семейная ферма, держим 26 коров, - рассказывает жительница Валуйского района Марина Клим. - С переработчиками и реализаторами дел не имеем: сами производим из молока сыр, творог и сметану, а затем продаем на рынке в райцентре, где у нас торговая точка, имеющая хорошую репутацию. При этом большинство односельчан сдают молоко на завод через кооператив - чуть ли не себе в убыток.

Поголовье молочного скота в личных хозяйствах белгородцев медленно, но неуклонно снижается. Значительного роста эксперты не прогнозируют - вопрос все так же упирается в закупочную стоимость, которая невысока. Розничные цены остаются стабильными, переработчики получают свой процент, а производители в лучшем случае выходят на самоокупаемость.

Нет коров - нет села

В условиях низких закупочных цен региональные власти оказались в двойственном положении. Они заинтересованы в сохранении низкой стоимости социального продукта - за это ратуют отдел экономического развития потребительского рынка и антимонопольная служба. Но, с другой стороны, представители облдепартамента АПК резонно заявляют: от цен на молоко напрямую зависит будущее села. Ведь в связке с фермами - производства кормовых культур, тракторные станции и другие предприятия, которые дают тысячи рабочих мест.

- В прошлом году мы заключили трехстороннее соглашение, в соответствии с которым в структуре стоимости молока 51 процент приходится на долю производителей, около 42 достается заводам, остальные семь - торговым точкам, - говорит начальник управления целевых программ в животноводстве департамента АПК Алексей Хмыров. - Разумеется, многих переработчиков эта формула не устраивает: нередко предприятия мощностью 100 тонн молока в сутки загружены менее чем наполовину. Мы же видим свою задачу в том, чтобы помочь селянам снизить себестоимость кормов и увеличить производство. Среди белгородских хозяйств есть и настоящие "фабрики молока", в которых каждая буренка дает около семи тонн в год, и такие, где получают всего 2-3 тысячи литров от коровы. Они неконкурентоспособны, но просто их закрыть нельзя. Ведь умрет скот - погибнет и село.

Впрочем, областные власти нашли способ поддержать наиболее инициативных фермеров в рамках специального проекта "Молочные экофермы", который строится по лизинговому принципу с привлечением банковских средств. Фермер получает готовую отстроенную ферму на 10-15 лет, в течение которых рассчитывается за нее молоком. Таким образом, у него нет проблем ни с рынком сбыта (под проект уже построен и запущен перерабатывающий завод), ни с кормами - их поставку также берут на себя "Молочные экофермы". Таких хозяйств в регионе уже 14.

В контексте развития молочного производства не только социальную, но и экономическую направленность приобретает целевая программа "Школьное молоко", в рамках которой учащиеся общеобразовательных заведений региона с 2006 года получают молочные завтраки. Как отмечают представители областного департамента АПК, годовой объем потребления молока в Европе достигает 600 литров на человека. В России этот показатель втрое ниже.

- Для нас важно привить культуру потребления этого продукта, - говорит Алексей Хмыров. - Нужно с первого класса приучить ребенка к тому, что творог, сметана, сливочное масло - это и вкусно, и полезно. В противном случае через 10-15 лет мы получим поколение потребителей разрекламированной заокеанской газировки, и тогда у молочной отрасли не будет никакого будущего.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.09.2018

Не молоко

Минфин предложил ввести на территории ЕАЭС понятия заменителей молока для продукции ранее не имеющей законодательного определения. Как к этому относятся участники рынка – узнавал корреспондент The DairyNews.
Квасевичи, ОАО
Адрес:  Брестская область, Ивацевичский р-н, д. Квасевичи, ул. Коммунистическая, 1 
 
Кривая Гряда, ОАО
Адрес:  Минская обл., Слуцкий р-н, д. Гацук, ул. Административная, 3 
 
Нарочанские зори, ОАО
Адрес:  Беларусь, Минская область, Вилейский район, аг. Нарочь, ул. Октябрьская, д. 4 
 
Агро-Замостье, СХФ
Адрес:  Минская область, Слуцкий р-н, д. Замостье, ул. Октябрьская, 1