Горячая тема

Разделите по жиру

Источник: The DairyNews
В настоящее время проходит общественное обсуждение документа, подготовленного Минпромторгом и предлагающего с 1 января 2019 года запретить выкладку на одной полке молочных и молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира. Отношение к документу неоднозначное, хотя участники отрасли отмечают, что потребитель не обязан быть экспертом в маркировке и наименованиях продукта, следовательно, нужно максимально помочь ему ориентироваться в ассортименте. Существует и другое мнение – данная законодательная инициатива ничего не изменит.

«В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных и молочных составных продуктов должно осуществляться отдельно ‎от молокосодержащих и иных пищевых продуктов, произведенных с замещением молочного жира немолочным, в том числе растительным», - говорится в тексте проекта постановления правительства РФ.

The DairyNews опросило участников рынка на тему инициативы Минпромторга и получило различные мнения.

Ключевым для всех экспертов остается тот факт, что в России отсутствуют вменяемые штрафные санкции за фальсификат. К тому же, по мнению участников рынка, подавляющий объем поддельной молочной продукции реализуется в социальной сфере (детские сады, школы, больницы и т.п.), закупки в которую проводятся по крайне низким ценам, а контроль победителей тендеров далеко не всегда является соответствующим.

- Без ответственности закон не работает, уверен один из аналитиков отрасли.  - Ситуацию необходимо рассматривать в целом. В Европе за фальсификацию сумасшедшие штрафы, это вам подтвердит каждый. Ведь проблема не в том, как называют, поймите, проблема в том, что производитель намеренно идет на подмену и не указывает этого нигде на этикетке!  А не указывает по простой причине - отсутствие (фактически) какого-либо наказания. Первоначально, нужно решить проблему фальсификации, а уже потом решать, что и где на полках лежать будет, - уверен аналитик.

С таким мнением согласны и те, кто положительно оценивают предлагаемые изменения в правилах реализации продукции, однако с оговоркой, что и в России необходимо с чего-то начинать.

Между тем вопрос о повышенных штрафах в отношении фальсифицированной молочной продукции в стране до сих пор не решен.

Разделение «на полке» не спасет от фальсификации и не убережет потребителей от недобросовестных производителей. Нельзя судить о положении вещей на рынке по прилавкам крупных ритейлеров, где стеллажи заполнены огромным ассортиментом молочной продукции, уверен Шамсудин Якубов, генеральный директор ООО «Нальчикский молочный комбинат».

- Если мы посмотрим на типичный маленький магазинчик, каких много в любом микрорайоне любого города в регионе, то увидим, что продавцы в одном холодильнике держат не только молочную продукцию, а еще много чего. Нередко можно увидеть в одной морозильной камере замороженное масло и мясные деликатесы.  Поэтому, на данный момент невозможно сказать, какие задачи решатся этими реформами. Более того, возвращаясь к европейскому опыту, стоит отметить, что на прилавках в западных магазинах на одном стеллаже можно найти и масло, и спред. И представлены они нередко в едином дизайн-решении упаковки, что никак не нарушает права потребителя. Ведь на упаковке четко написано «масло» или «спред» или «spreadable cheese». Мы считаем, что в первую очередь наша обязанность - создавать ассортимент и предлагать нашим потребителям выбор, сохраняя высокое качество в любой категории продуктов. А покупатель сам решать за какую стоимость и какой товар ему купить. Наша задача, как производителей, делать качественную, безопасную и вкусную продукции в соответствии с заявленной маркировкой и нести за это ответственность. Именно поэтому в нашем ассортименте мы представляем продукцию как исключительно натуральную, так и спредовую, но контроль качества ингредиентов и производства для каждого из направлений един, - комментирует руководитель ООО «Нальчикский молочный комбинат».

Марина Петрова, генеральный директор «Petrova Five Consulting» убеждена, что у потребителя должно формироваться правильное мнение о том, что он покупает.

- На мой взгляд, это очень правильное решение - разделить молочные и растительно-молочные продукты на полке в магазине. Сегодня очень много говорится о фальсификации, но ещё крайне важно препятствовать введению потребителей в заблуждение. Они зачастую не обращают внимание на состав продукции, а при эстетичной упаковке, которая максимально располагает потребителя к покупке и более низкой цене, выбор покупателей очевиден, - отмечает в комментарии The DairyNews Марина Петрова.

Положительно инициативу Минпромторга оценивает ГК «АгроПромкомплектация». Илья Васильев, главный технолог ООО «Дмитрогорский молочный завод» (входит в ГК «АгроПромкомплектация») отмечает:

-   Разделение продуктов на молочные и молокосодержащие  позволит покупателю делать самостоятельный  выбор в пользу того или иного продукта, исключая длительное и сложное изучение составных компонентов продукта на этикетке. В связи с этим, мы прогнозируем значительное снижение фальсификата на полке.

Алексей Удовенко, региональный представитель Малазийского совета производителей пальмового масла подчеркивает, что «если за нарушение «очередных» требований не будет следовать никакого наказания, то и результат от «новых» инициатив будет таким же как от «старых» - нулевым. 

- Потребителей который год нагло водят за нос! Ведь ситуация предельно простая: есть нарушение, за которое нарушитель должен получить соответствующее взыскание. Уровень наказания должен быть значительно выше вероятной выгоды - все. Если штраф за нарушение требований значительно ниже выгоды, то никто не будет их исполнять, - говорит Удовенко.

Напомним, что с 15 июля в силу вступили изменения в технический регламент, пролоббированные Минсельхозом и касающиеся как изменений в маркировке продукции с растительными жирами, так и понятийного аппарата в наименования продукции с ЗМЖ. Для окончательной подготовки и начала работы по новым требованиям предприятиям даны 180 дней. Однако, по словам экспертов рынка, данные изменения вряд ли существенно повлияют на ситуацию с фальсификатом.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью