Латвия 05.05.2011

Rīgas piena kombināts: инвестиции из России помогут удвоить оборот

Источник: www.gorod.lv
Российский бизнесмен, основатель компании "Юнимилк" Андрей Бесхмельницкий после продажи компании французской Danone продолжит самостоятельно инвестировать в молочные активы. Бизнесмен приобретает блокирующий пакет в крупнейшем переработчике молока в Латвии Rīgas piena kombināts (RPK), контролирующем почти 50% местного рынка.
Rīgas piena kombināts: инвестиции из России помогут удвоить оборот
Российский бизнесмен, основатель компании "Юнимилк" Андрей Бесхмельницкий после продажи компании французской Danone продолжит самостоятельно инвестировать в молочные активы. Бизнесмен приобретает блокирующий пакет в крупнейшем переработчике молока в Латвии Rīgas piena kombināts (RPK), контролирующем почти 50% местного рынка.

По мнению опрошенных изданием "Деловые Вести" ("ДВ") экспертов, интерес россиян к Латвии сегодня большой и в будущем мы увидим еще несколько крупных сделок по продаже латвийских предприятий восточным соседям.

— Нет смысла сидеть на контрольном пакете и наблюдать за тем, как предприятие не может идти дальше в своем развитии, — сообщил "ДВ" Иварс Страутиньш, один из акционеров RPK. — Поэтому мы осознанно пришли к этому варианту — привлечь серьезного инвестора. И очень этим довольны — у нас все получилось очень удачно. Было ли психологически трудно отказываться от контроля? Нет, бизнес должен расти, и мы все равно выиграем за счет увеличения дивидендов. Согласно разрабатываемой с инвестором стратегии развития, речь идет как минимум об удвоении оборота — это моя мечта (в 2010 году оборот RPK составил 75,4 млн. евро (см. Справку). — Д. Ж.). Думаю, этого реально добиться в течение полутора–двух лет.

По словам Страутиньша, к продаже части акций RPK акционеров подтолкнула в том числе и работа латвийского правительства.

— Стратегия работы нашего правительства привела к тому, что даже крупнейшее отраслевое предприятие не имеет других альтернатив для привлечения финансирования. Добиться увеличения банковских кредитов нереально, экспортные гарантии, по сути, не обеспечиваются. В итоге у нас есть все возможности увеличить поставки продукции в Россию, Азербайджан, но нет финансов для такого роста — нужно докупать оборудование, например. А новый акционер приходит со своим финансированием, которое мы вкладываем в том числе в новые технологии. Ведь наши бренды — сыр Monterigo, молоко LAse, "Ромашка" — это наше богатство, которое нужно развивать дальше!

Я уже не говорю о том, как правительство действует в налоговой политике! Эти министры должны понимать: вот заключаем мы договоры об экспортных поставках — они обычно сроком на год, и цены мы тоже утверждаем на год вперед. А потом правительство неожиданно повышает налоги, начинается рост прочих тарифов — и в итоге предприятие начинает лихорадить.

По словам Страутиньша, в результате сделки выиграет вся молочная отрасль.

— Мы на сегодня и так по техническому оснащению одно из передовых предприятий в Европе, у нас обеспечивается полный цикл переработки. А с привлечением инвестора предприятие станет еще более серьезным игроком и сможет обеспечить тот спрос, который есть на нашу продукцию на экспортных рынках. Также мы сможем поддерживать наши передовые фермерские хозяйства, сможем закупать больше молока. В то же время я не понимаю логики правительства, которое поддерживает строительство новых комбинатов по переработке молока. У нас уже были такие примеры: построили комбинаты, чтобы освоить деньги ЕС. Освоили? Да. А потом обанкротились.

…Более подробно о том, каков размер привлеченного финансирования, г–н Страутиньш говорить не пожелал: это станет известно на ближайшем собрании акционеров RPK.

Как сообщает российский "Коммерсант", структура сделки подразумевает, что акционеры RPK резервируют часть акций, которые Бесхмельницкий сможет получить после финансового вложения в развитие завода. Еще в начале февраля в совет директоров молочной компании вошла Надежда Крыжановская — представитель команды Бесхмельницкого.

"Привлечь зарубежного инвестора было решено в связи с убытками в 1,45 млн. латов по итогам 2010 года",— сообщила ранее председатель PRK Ирена Берзиня. В четверг госпожа Берзиня сказала, что, по ее сведениям, сделка с Бесхмельницким уже состоялась.

Андрей Бесхмельницкий подтвердил "Коммерсанту" свое участие в бизнесе RPK. "Приобретаемый пакет достаточен для того, чтобы принимать стратегические решения по развитию предприятия",— заявил он, отказавшись от дальнейших комментариев. Источник, близкий к бизнесмену, говорит, что размер приобретаемого пакета "не меньше блокирующего".

Бывший совладелец "Вимм–Билль–Данна" (ВБД) Давид Якобашвили рассказал "Коммерсанту", что три года назад компания рассматривала возможность покупки PRK. "Это хорошее современное предприятие. Оно для нас было интересным с точки зрения экспорта продукции в Россию, но мы решили отказаться от сделки, взвесив политические риски, связанные с возможным запретом на поставки молока из Латвии", — говорит господин Якобашвили. По его словам, в то время 100% PRK были оценены в €60 млн.

Исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов согласен, что риск запрета на импорт молока из Латвии действительно присутствует.

— Эту сделку я оцениваю крайне позитивно: появление нового сильного инвестора будет способствовать как развитию экспорта конкретной компании, так и консолидации молочной отрасли, которая на сегодня слишком раздроблена, — говорит партнер компании Prudentia, инвестбанкир Гиртс Рунгайнис. — А то у нас десятки компаний, которые из–за небольших объемов бизнеса не могут вывести свою продукцию на уровень бренда, который можно было бы экспортировать. Ну а то что инвестор из России — это поможет развитию экспорта RPK в эту страну.

По словам Рунгайниса, молочная отрасль и "пищевка" вообще — это на данный момент наиболее интересная сфера интересов инвесторов из России.

— По своим ощущениям скажу, что их становится все больше, так что подобные сделки мы еще увидим, –— говорит инвестбанкир. — В ближайшие годы Россия не будет самодостаточной в плане молочной продукции, и тут Латвии есть что предложить. И потенциал роста у нас велик: в той же Литве территория близка к нашей, а молока мы производим в три раза меньше. Но если в скором будущем Европа пересмотрит квоты для Латвии, мы сможет нарастить обороты.

И еще о российских инвесторах: по словам Рунгайниса, интерес у них есть не только к объектам недвижимости, но и к покупке предприятий. И тут основные критерии — чтобы это был хорошо поставленный крупный бизнес, желательно с экспортным направлением. Причем экспорт — не обязательно в Россию.

— Интерес к Латвии у россиян сейчас действительно большой, по крайней мере пока. И он растет, — говорит партнер Prudentia.

— Приход такого инвестора очень положителен, — сообщил "ДВ" глава Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс. — Это не просто пассивное денежное вливание финансового инвестора. Господин Бесхмельницкий — сам выходец их молочной отрасли и представитель крупного отраслевика в России. Так что я этот приход оцениваю даже не с точки зрения первичных инвестиций, а с точки зрения вторичного эффекта от них. Ведь инвестор инвестору рознь, иногда предприятие покупают, чтобы сократить выпуск продукции или со временем и вовсе убрать лишнего конкурента. Например, приход зарубежного инвестора привел к закрытию сахарной фабрики в Елгаве, и это не единичный пример. А тут мы видим намерения установить новую производственную линию по производству масла, и не только.

Озолс также согласен, что во вторичном эффекте от инвестиций можно рассчитывать на рост экспорта.

— Насколько я понял, новый инвестор обладает доступом в сеть распространения в России, насчитывающую около 96 тысяч торговых точек. Это громадное количество даже для России! — говорит глава Агентства инвестиций и развития. — Если этот потенциал будет правильно использован, для экспорта появятся отличные возможности.

Кроме того, мне нравится подход к консолидации бизнеса — причем не в том смысле консолидации, о которой чаще всего говорят в контексте бюджета. Тут новый инвестор настроен развивать производство полного цикла, концентрируясь не только на переработке, как делали до этого акционеры RPK, но и на развитии самих фермерских хозяйств. Ведь именно эта сфера — первичное производство молока — у нас в крайне раздробленном состоянии, а тут, как я понял, речь идет о формировании сильных крупных хозяйств. А это будет означать снижение себестоимости продукта, так как производить молоко "от десяти коров" слишком дорого.

…И о претензиях акционеров RPK к государственной политике — с ними г–н Озолс не совсем согласен.

— Конечно, я как госслужащий и не могу особо критиковать политику государства, но в данном случае акционеры склонны перекладывать свою ответственность за бизнес на других, — говорит глава агентства развития. — Скажем, в той же Германии отраслевики не очень–то жалуются, а развиваются за счет собственного ресурса. И бизнес в идеале должен быть таким, чтобы он мог расти, даже если не сбудутся надежды на различного рода госгарантии и прочие инструменты поддержки. Просто у нас в стране на самом деле проблема в том, что бизнес очень раздроблен, и в молочной отрасли в том числе.

Посмотрите на ту же Германию: там уже давно не таких мелких игроков, которые пытаются сами производить весь спектр продукции. А у нас есть. В итоге у таких компаний нет объемов, нет экономии на масштабе, себестоимость продукта слишком высокая. Но если я верно понял новую стратегию RPK, они будут развиваться в правильном направлении.


СПРАВКА
Предприятие PRK основано в 1927 году. Выпускает молочную продукцию под марками Rasa, LAse, Tio и другими. По данным Euromonitor, в 2009 году RPK был лидером молочного рынка Латвии с долей 49% в стоимостном выражении. Кроме Латвии важными рынками сбыта являются Россия, Азербайджан и Германия. С 2000 года контрольным пакетом предприятия владеет AS Baltijas lAse, контролируемое предпринимателями Иваром Страутиньшем и Атисом Сауснитисом. В 2010 году оборот PRK составил ?75,4 млн. убыток — ?2 млн.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью