24.07.2009
Источник: interfax-russia.ru
Регион: Москва и МО
Из-за кризиса многие агрохолдинги России переживают далеко не лучшие времена. Председатель правления - генеральный директор ООО "Комос Групп" Андрей Шутов рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" о том, что и в кризис бизнес по производству продуктов питания может быть успешным, активно привлекая в отрасль крупные инвестиции.


- Андрей Васильевич, какие трудности испытывает группа в связи с кризисом?


- В первую очередь, стало сложнее, а главное - дороже, привлекать заемные средства для реализации инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Напомню: летом 2008 года группа разместила дебютный облигационный заем. Зимой были общие панические настроения, когда и в нашем секторе прошла целая волна дефолтов: "Митлэнд фуд групп", групп "Агрика", "Аркада", "Моссельпром", "Белый фрегат", "Разгуляй" и других. Появились публикации в СМИ, где дефолт пророчили и нашей компании.

Можно было, конечно, возмутиться, а можно было успешно пройти оферту и доказать свою состоятельность делом.

Так, 16 июля "Комос Групп" в срок и в полном объеме выполнила все обязательства перед инвесторами, которые захотели предъявить облигации к выкупу по номиналу. Мы понимаем, что если бумаги сделали за год обращения хотя бы один оборот, а ходили бумаги нашего эшелона по рынку с большим дисконтом, то у игроков, измученных потерями на фондовых площадках, есть вполне естественное желание зафиксировать прибыль.

Тем не менее, мы благодарны всем, кто покупал наши облигации как в процессе первичного размещения, так и "на вторичке". Неизбежно придут лучшие времена, и инвесторы вернутся на рынок публичных долгов. Без этого невозможно стабильное развитие экономики. Для нас вопрос репутации, ответственности перед инвесторами всегда ключевой.

Что касается потребительского поведения в связи с кризисом: мы работаем в реальном секторе и ощущаем, как изменяются предпочтения людей. Меньше стали покупать продукты деликатесной и "премиум" групп, больше - продукты "эконом-класса". Но именно за счет выпускаемой нами продукции "эконом-класса" растет наша доля на рынке.

- Сегодня многие производители продуктов питания жалуются на дешевый импорт из стран СНГ. В частности, это касается сухого молока. Какие меры, на Ваш взгляд, могут помочь отечественным компаниям?

- В России наработана отличная практика по защите рынков мяса птицы и свинины в виде квотирования импорта. Точно также необходимо защитить производителей и переработчиков молока. Как мне представляется, государственные интервенции на этом рынке не приведут к желаемому результату. Например, закупит государство сухое молоко. Но что оно с ним будет делать? Если вернет его на рынок и будет продавать по цене выше рынка, то никто его не купит; если по рыночной цене - обрушит цены. Эта затея обречена на провал.

Сегодня, если не защитить производителей молока, то любая сопредельная страна, задавшись целью обеспечить своим товарам место на нашем рынке и поддержав своего производителя субсидиями и низкими ставками по кредитам, в принципе в состоянии за конечный срок задушить российскую молочную отрасль как таковую. Устав бороться с убытками, хозяйства просто будут вынуждены зарезать скот, а восстановление поголовья займет годы.

В АПК очень многое зависит от тех мер, которые предпримет государство. Необходимо создать понятные, устойчивые и стабильные на протяжении ряда лет финансовые условия для инвесторов. Если до кризиса эффективная процентная ставка (то есть ставка банка за минусом субсидий на ее возмещение) составляла 1-3% годовых, то после роста процентов по кредитам, размер государственной субсидии остался на прежнем уровне - 11%, и эффективная ставка взлетела до 12% годовых. Начинать какие-либо проекты в таких условиях, с одной стороны - самоубийство, они не окупятся. С другой - верный путь к инфляции, потому что все эти платежи банкам нужно закладывать в цену, больше некуда. Кроме того, банки ужесточили требования к залогу: чтобы построить один новый свинокомплекс, нужно заложить 2,5 действующих.

В стране просто нет столько залогов. Думаю, необходимо наделить госбанки правом предоставлять кредиты сельхозтоваропроизводителям на таких условиях, чтобы эффективная ставка была на уровне 2-3% годовых. Так работает весь мир.

Также важно упростить и сократить во времени процедуру получения государственных гарантий по кредитам, сделать ее доступной более широкому кругу производителей, а не только двум десяткам холдингов, оказавшимся в списке системообразующих. Спросите банкиров, и они вам скажут, что, во-первых, существуют понятные процедуры контроля за целевым расходованием средств, во-вторых, у нас честный народ, он хочет работать, и с благодарностью вернет долг, когда он отобьется, а при таких условиях это возможно в любой стране мира с любым населением.

Необходимо установить четкие условия в отношениях между производителями продуктов и розничными продавцами. Внесенный в Госдуму РФ проект закона о торговле решает ряд проблем в этой сфере.

И, наконец, еще одна серьезнейшая проблема, решение которой в компетенции государства, - это подготовка квалифицированных кадров для села.

Если предприятия АПК будут использовать современные технологии, госбанки предоставлять заемные средства на длительные сроки с неизменной, приемлемой процентной ставкой, а государство защитит рынок от недобросовестных импортеров и отрегулирует отношения "производство-торговля" - польза очевидна для всех. Нам удастся не только снизить себестоимость продукции, но и стать более конкурентоспособными в борьбе с импортом. Покупатели получат качественные и доступные продукты питания, банки - надежных партнеров в АПК, а государство - дополнительные поступления в бюджет и продовольственную безопасность. Я уверен, что создание благоприятных условий для бизнеса в АПК должно быть безусловным государственным приоритетом.

- Андрей Васильевич, по итогам 2008 года и первого квартала 2009 года у управляющей компании ООО "Комос Групп" наблюдалось значительное снижение выручки - в 2,75 раза. С чем это связано?

- Такая тенденция полностью соответствует стратегии развития группы. Сейчас мы "выходим" из оптовой торговли нефтепродуктами. На мой взгляд, сегодня - это слишком рискованный рынок: с одной стороны очень высокая волатильность оптового рынка, с другой - жесткое регулирование розничных цен государством. Кроме того, норма прибыли невысока и позволяет зарабатывать только на очень больших объемах, а ставки кредитования слишком высоки и на такой марже не отбиваются.

Я полагаю, что вмешательство государства здесь будет все более значительным. Поэтому мы планируем оставить в ООО "Комос Групп" лишь 5-10% прежних объемов для обеспечения внутренних потребностей группы в ГСМ - это хороший рычаг для сокращения издержек.

Сейчас главный статус ООО "Комос Групп" - это управляющая компания плюс дистрибутор продукции предприятий группы; ее основной вид деятельности - управление предприятиями - производителями продуктов питания, организация инвестиционного процесса, логистика, взаимодействие с торговыми сетями. В целом же мы имеем отличные итоги: растет не отдельно ООО "КОМОС ГРУПП", а вся группа.

- Каковы они?

- По итогам 2008 года консолидированная чистая прибыль предприятий "Комос Групп" (13 предприятий по производству продуктов питания и сельхозпереработки - ИФ) составила 639 млн рублей. По предварительным данным, в первом полугодии 2009 года этот показатель вырос до 320 млн рублей, это на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам 2008 года выручка группы - 18,408 млрд рублей. Рост на 11% по сравнению с 2007 годом. В январе-июне этого года выручка - уже 7,5 млрд рублей.

Кроме того, по итогам 2008 года активы группы достигли 14,071 млрд рублей, увеличившись за год в 1,6 раза. Прирост выручки от реализации продукции сельхозпереработки достиг 17,9%.

Что касается производственных показателей, в 2008 году предприятия группы произвели 33 тысячи тонн мяса, переработали 233 тысячи тонн молока, произвели более 20 тысяч тонн мяса птицы. Это существенно больше, чем в 2007 году. Напомню, когда мы взяли под управление ОАО "Удмуртская птицефабрика", ее объемы производства были в два раза меньше. Более того, сейчас проводится активная работа, конечной целью которой является увеличение производства до 54 тыс. тонн мяса птицы в год.

- Вы сказали, что планируете значительно наращивать объемы производства. Все это требует инвестиций.

- У нас подписаны кредитные линии с Россельхозбанком и Сбербанком. Кроме того, в мае подписано рамочное соглашение с Внешэкономбанком о финансировании проекта "Комплексное развитие агропромышленного комплекса Удмуртской Республики" на базе "КОМОС ГРУПП". Он предполагает увеличение производства мяса свиней и птицы в два раза. Мы рады, что ВЭБ высоко оценил наши инвестиционные программы: это позволит группе увеличить производство до 50 тысяч тонн мяса свиньи и до 54 тысяч тонн мяса птицы в год.

- О каком объеме инвестиций ВЭБа идет речь?

- Инвестиционный проект, предложенный ВЭБу, "весит" примерно 4,7 млрд рублей. В данный момент мы работаем над тем, чтобы это рамочное соглашение "приземлить" на уровень конкретных бизнес-планов и кредитных договоров.

- В начале нашего интервью Вы затронули тему взаимоотношений с ритейлом, на который производители продуктов питания обычно жалуются. А как складываются ваши отношения с торговыми сетями?

- Здесь есть проблемы, которые связаны исключительно с законодательной неурегулированностью. Однажды владельцы одной из торговых сетей, с которыми мы обсуждали вопросы поставок продукции, сказали следующее: "У приличного товароведа на счету не один разоренный мясокомбинат". Эта идеология долгое время проводилась в жизнь, хотя такая позиция сетей в корне неправильна.

- Как вы минимизируете риски работы с сетями?

- Мы планируем продавать максимум через собственную сеть, сейчас у нас более 300 торговых точек. Помимо этого, создан новый проект в области розничной торговли - сеть магазинов шаговой доступности "Вкусный дом". Хорошая динамика наблюдается в работе с федеральными сетями: мы нашли оптимальный формат взаимодействия, который выгоден и нам, и им. Работаем с X5 Retail Group ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Дикси", "Лентой", торговой сетью "Билла". В стадии переговоров находимся с "Магнитом", который планирует строительство большого межрегионального логистического центра в Удмуртии.

- Вернусь к планам компании. До кризиса Вы заявляли о желании "Комос Групп" выйти на IPO. Эти планы скорректированы?

- Наша стратегия остается неизменной. Компания должна быть прозрачной и интересной для инвестора. В том числе и для этого мы подготовили и опубликовали отчетность по МСФО. Сегодня, при показателе "Чистый долг/EBITDA" на уровне 2,2 и хорошей средней длине заимствований, возможности долгового финансирования для группы не исчерпаны. Однако мы понимаем, что в реализации инвестпрограммы нам будет нужен надежный партнер. Поэтому следующий шаг - это привлечение стратегического инвестора, обладающего ключевой компетенцией в производстве продуктов питания в тех областях, в которых мы работаем.

Финансовые инвесторы нам интересны в меньшей степени. Мы отчетливо понимаем, что для успешного будущего, российская аграрная отрасль должна совершить технологический прорыв. Мы ведем переговоры с мировыми лидерами рынка, параллельно увеличивая стоимость группы. Мы упрямы и последовательны, поэтому я уверен, что в ближайшие пять лет компания займет достойное место среди ведущих производителей продуктов питания в России с годовым оборотом более $1 млрд.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.10.2017

Федеральной поддержки не будет, но вы держитесь

На последнем заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам был представлен проект федерального бюджета на 2018 год, согласно которому субсидии на погектарную поддержку, субсидии на литр молока, а также ассигнования на компенсацию прямых капитальных затрат не будут предусмотрены. Представители региональных органов АПК в свою очередь гарантируют, что в их регионах создаются и будут создаваться все условия для того, чтобы сельское хозяйство активно развивалось, сообщает The DairyNews.
Витаель, ООО
Адрес:  Рязанская обл., Касимовский район, село Пустныь
Нестле Вологда детское питание, ООО
Адрес:  Вологодская область, г. Вологда, ул. Михаила Поповича, 4А
Груня, ФХ Советовых
Адрес:  ульяновская область, кузоватовский район, село Русская Темрязань, ул. Речная 20 А
ВИТА, ООО
Адрес:  Иркутская обл., г. Усолье-Сибирское, проспект Космонавтов, д. 13