"Российская аграрная отрасль должна совершить технологический прорыв"

Источник: interfax-russia.ru
Из-за кризиса многие агрохолдинги России переживают далеко не лучшие времена. Председатель правления - генеральный директор ООО "Комос Групп" Андрей Шутов рассказал в интервью о том, что и в кризис бизнес по производству продуктов питания может быть успешным, активно привлекая в отрасль крупные инвестиции.
Из-за кризиса многие агрохолдинги России переживают далеко не лучшие времена. Председатель правления - генеральный директор ООО "Комос Групп" Андрей Шутов рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" о том, что и в кризис бизнес по производству продуктов питания может быть успешным, активно привлекая в отрасль крупные инвестиции.


- Андрей Васильевич, какие трудности испытывает группа в связи с кризисом?


- В первую очередь, стало сложнее, а главное - дороже, привлекать заемные средства для реализации инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Напомню: летом 2008 года группа разместила дебютный облигационный заем. Зимой были общие панические настроения, когда и в нашем секторе прошла целая волна дефолтов: "Митлэнд фуд групп", групп "Агрика", "Аркада", "Моссельпром", "Белый фрегат", "Разгуляй" и других. Появились публикации в СМИ, где дефолт пророчили и нашей компании.

Можно было, конечно, возмутиться, а можно было успешно пройти оферту и доказать свою состоятельность делом.

Так, 16 июля "Комос Групп" в срок и в полном объеме выполнила все обязательства перед инвесторами, которые захотели предъявить облигации к выкупу по номиналу. Мы понимаем, что если бумаги сделали за год обращения хотя бы один оборот, а ходили бумаги нашего эшелона по рынку с большим дисконтом, то у игроков, измученных потерями на фондовых площадках, есть вполне естественное желание зафиксировать прибыль.

Тем не менее, мы благодарны всем, кто покупал наши облигации как в процессе первичного размещения, так и "на вторичке". Неизбежно придут лучшие времена, и инвесторы вернутся на рынок публичных долгов. Без этого невозможно стабильное развитие экономики. Для нас вопрос репутации, ответственности перед инвесторами всегда ключевой.

Что касается потребительского поведения в связи с кризисом: мы работаем в реальном секторе и ощущаем, как изменяются предпочтения людей. Меньше стали покупать продукты деликатесной и "премиум" групп, больше - продукты "эконом-класса". Но именно за счет выпускаемой нами продукции "эконом-класса" растет наша доля на рынке.

- Сегодня многие производители продуктов питания жалуются на дешевый импорт из стран СНГ. В частности, это касается сухого молока. Какие меры, на Ваш взгляд, могут помочь отечественным компаниям?

- В России наработана отличная практика по защите рынков мяса птицы и свинины в виде квотирования импорта. Точно также необходимо защитить производителей и переработчиков молока. Как мне представляется, государственные интервенции на этом рынке не приведут к желаемому результату. Например, закупит государство сухое молоко. Но что оно с ним будет делать? Если вернет его на рынок и будет продавать по цене выше рынка, то никто его не купит; если по рыночной цене - обрушит цены. Эта затея обречена на провал.

Сегодня, если не защитить производителей молока, то любая сопредельная страна, задавшись целью обеспечить своим товарам место на нашем рынке и поддержав своего производителя субсидиями и низкими ставками по кредитам, в принципе в состоянии за конечный срок задушить российскую молочную отрасль как таковую. Устав бороться с убытками, хозяйства просто будут вынуждены зарезать скот, а восстановление поголовья займет годы.

В АПК очень многое зависит от тех мер, которые предпримет государство. Необходимо создать понятные, устойчивые и стабильные на протяжении ряда лет финансовые условия для инвесторов. Если до кризиса эффективная процентная ставка (то есть ставка банка за минусом субсидий на ее возмещение) составляла 1-3% годовых, то после роста процентов по кредитам, размер государственной субсидии остался на прежнем уровне - 11%, и эффективная ставка взлетела до 12% годовых. Начинать какие-либо проекты в таких условиях, с одной стороны - самоубийство, они не окупятся. С другой - верный путь к инфляции, потому что все эти платежи банкам нужно закладывать в цену, больше некуда. Кроме того, банки ужесточили требования к залогу: чтобы построить один новый свинокомплекс, нужно заложить 2,5 действующих.

В стране просто нет столько залогов. Думаю, необходимо наделить госбанки правом предоставлять кредиты сельхозтоваропроизводителям на таких условиях, чтобы эффективная ставка была на уровне 2-3% годовых. Так работает весь мир.

Также важно упростить и сократить во времени процедуру получения государственных гарантий по кредитам, сделать ее доступной более широкому кругу производителей, а не только двум десяткам холдингов, оказавшимся в списке системообразующих. Спросите банкиров, и они вам скажут, что, во-первых, существуют понятные процедуры контроля за целевым расходованием средств, во-вторых, у нас честный народ, он хочет работать, и с благодарностью вернет долг, когда он отобьется, а при таких условиях это возможно в любой стране мира с любым населением.

Необходимо установить четкие условия в отношениях между производителями продуктов и розничными продавцами. Внесенный в Госдуму РФ проект закона о торговле решает ряд проблем в этой сфере.

И, наконец, еще одна серьезнейшая проблема, решение которой в компетенции государства, - это подготовка квалифицированных кадров для села.

Если предприятия АПК будут использовать современные технологии, госбанки предоставлять заемные средства на длительные сроки с неизменной, приемлемой процентной ставкой, а государство защитит рынок от недобросовестных импортеров и отрегулирует отношения "производство-торговля" - польза очевидна для всех. Нам удастся не только снизить себестоимость продукции, но и стать более конкурентоспособными в борьбе с импортом. Покупатели получат качественные и доступные продукты питания, банки - надежных партнеров в АПК, а государство - дополнительные поступления в бюджет и продовольственную безопасность. Я уверен, что создание благоприятных условий для бизнеса в АПК должно быть безусловным государственным приоритетом.

- Андрей Васильевич, по итогам 2008 года и первого квартала 2009 года у управляющей компании ООО "Комос Групп" наблюдалось значительное снижение выручки - в 2,75 раза. С чем это связано?

- Такая тенденция полностью соответствует стратегии развития группы. Сейчас мы "выходим" из оптовой торговли нефтепродуктами. На мой взгляд, сегодня - это слишком рискованный рынок: с одной стороны очень высокая волатильность оптового рынка, с другой - жесткое регулирование розничных цен государством. Кроме того, норма прибыли невысока и позволяет зарабатывать только на очень больших объемах, а ставки кредитования слишком высоки и на такой марже не отбиваются.

Я полагаю, что вмешательство государства здесь будет все более значительным. Поэтому мы планируем оставить в ООО "Комос Групп" лишь 5-10% прежних объемов для обеспечения внутренних потребностей группы в ГСМ - это хороший рычаг для сокращения издержек.

Сейчас главный статус ООО "Комос Групп" - это управляющая компания плюс дистрибутор продукции предприятий группы; ее основной вид деятельности - управление предприятиями - производителями продуктов питания, организация инвестиционного процесса, логистика, взаимодействие с торговыми сетями. В целом же мы имеем отличные итоги: растет не отдельно ООО "КОМОС ГРУПП", а вся группа.

- Каковы они?

- По итогам 2008 года консолидированная чистая прибыль предприятий "Комос Групп" (13 предприятий по производству продуктов питания и сельхозпереработки - ИФ) составила 639 млн рублей. По предварительным данным, в первом полугодии 2009 года этот показатель вырос до 320 млн рублей, это на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам 2008 года выручка группы - 18,408 млрд рублей. Рост на 11% по сравнению с 2007 годом. В январе-июне этого года выручка - уже 7,5 млрд рублей.

Кроме того, по итогам 2008 года активы группы достигли 14,071 млрд рублей, увеличившись за год в 1,6 раза. Прирост выручки от реализации продукции сельхозпереработки достиг 17,9%.

Что касается производственных показателей, в 2008 году предприятия группы произвели 33 тысячи тонн мяса, переработали 233 тысячи тонн молока, произвели более 20 тысяч тонн мяса птицы. Это существенно больше, чем в 2007 году. Напомню, когда мы взяли под управление ОАО "Удмуртская птицефабрика", ее объемы производства были в два раза меньше. Более того, сейчас проводится активная работа, конечной целью которой является увеличение производства до 54 тыс. тонн мяса птицы в год.

- Вы сказали, что планируете значительно наращивать объемы производства. Все это требует инвестиций.

- У нас подписаны кредитные линии с Россельхозбанком и Сбербанком. Кроме того, в мае подписано рамочное соглашение с Внешэкономбанком о финансировании проекта "Комплексное развитие агропромышленного комплекса Удмуртской Республики" на базе "КОМОС ГРУПП". Он предполагает увеличение производства мяса свиней и птицы в два раза. Мы рады, что ВЭБ высоко оценил наши инвестиционные программы: это позволит группе увеличить производство до 50 тысяч тонн мяса свиньи и до 54 тысяч тонн мяса птицы в год.

- О каком объеме инвестиций ВЭБа идет речь?

- Инвестиционный проект, предложенный ВЭБу, "весит" примерно 4,7 млрд рублей. В данный момент мы работаем над тем, чтобы это рамочное соглашение "приземлить" на уровень конкретных бизнес-планов и кредитных договоров.

- В начале нашего интервью Вы затронули тему взаимоотношений с ритейлом, на который производители продуктов питания обычно жалуются. А как складываются ваши отношения с торговыми сетями?

- Здесь есть проблемы, которые связаны исключительно с законодательной неурегулированностью. Однажды владельцы одной из торговых сетей, с которыми мы обсуждали вопросы поставок продукции, сказали следующее: "У приличного товароведа на счету не один разоренный мясокомбинат". Эта идеология долгое время проводилась в жизнь, хотя такая позиция сетей в корне неправильна.

- Как вы минимизируете риски работы с сетями?

- Мы планируем продавать максимум через собственную сеть, сейчас у нас более 300 торговых точек. Помимо этого, создан новый проект в области розничной торговли - сеть магазинов шаговой доступности "Вкусный дом". Хорошая динамика наблюдается в работе с федеральными сетями: мы нашли оптимальный формат взаимодействия, который выгоден и нам, и им. Работаем с X5 Retail Group ("Карусель", "Пятерочка", "Перекресток"), "Дикси", "Лентой", торговой сетью "Билла". В стадии переговоров находимся с "Магнитом", который планирует строительство большого межрегионального логистического центра в Удмуртии.

- Вернусь к планам компании. До кризиса Вы заявляли о желании "Комос Групп" выйти на IPO. Эти планы скорректированы?

- Наша стратегия остается неизменной. Компания должна быть прозрачной и интересной для инвестора. В том числе и для этого мы подготовили и опубликовали отчетность по МСФО. Сегодня, при показателе "Чистый долг/EBITDA" на уровне 2,2 и хорошей средней длине заимствований, возможности долгового финансирования для группы не исчерпаны. Однако мы понимаем, что в реализации инвестпрограммы нам будет нужен надежный партнер. Поэтому следующий шаг - это привлечение стратегического инвестора, обладающего ключевой компетенцией в производстве продуктов питания в тех областях, в которых мы работаем.

Финансовые инвесторы нам интересны в меньшей степени. Мы отчетливо понимаем, что для успешного будущего, российская аграрная отрасль должна совершить технологический прорыв. Мы ведем переговоры с мировыми лидерами рынка, параллельно увеличивая стоимость группы. Мы упрямы и последовательны, поэтому я уверен, что в ближайшие пять лет компания займет достойное место среди ведущих производителей продуктов питания в России с годовым оборотом более $1 млрд.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью