29.09.2009
Источник: www.radiorus.ru
Регион: Россия
В начале сентября Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". По сути, главной задачей этого документа является регулирование отношений между поставщиками и продавцами, однако многие эксперты изначально считали этот документ спорным и слишком радикальным. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению, а его критика не утихает. Что думают по поводу этого закона представители крупных торговых сетей?

Гости в студии – исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Вячеславович Белановский и президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Васильевич Онищук.

– Насколько помнится, это не первый законопроект, который планирует регулировать взаимоотношения между производителями и продавцами?

Это не первый законопроект, подтвердил И. Белановский, но как такового закона о торговле в России пока не существует. И это первый законопроект, который дошёл до стадии первого чтения в Госдуме и даже его прошёл.

– А как же без закона, регулирующего торговлю, страна жила до сих пор?

По словам А. Онищука, жила неплохо. Торговля – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. И без специального закона она развилась до того, что все имеют прекрасную возможность сегодня покупать в магазинах современного формата и продукты питания, и электронику, и всё что угодно. Не было специального закона, но торговля замечательно развивалась на основе Гражданского кодекса, Закона о защите конкуренции, других законов и целого ряда нормативно-правовых документов, которых было достаточно для того, чтобы торговля превратилась в мощную экономическую структуру.

– Понятно, почему в СМИ пишут, что сама торговля выступает против закона о торговле. Так выступает ли?

Сейчас уже, заметил И. Белановский, нет смысла говорить о том, поддерживает ли торговля этот законопроект или не поддерживает. Закон абсолютно точно будет, и, скорее всего, он вступит в силу с 1 января 2010 года. Другой вопрос, каким он будет. Несмотря на то, что законопроект прошёл уже первое чтение, все равно ясности, что принесёт вслед за собой этот закон потребителям, торговым сетям, поставщикам, переработчикам и т.д., нет.

– То есть, закон, который сейчас находится в проекте, не отвечает на вопросы, которые возникают у тех же продавцов и производителей?

По словам И. Белановского, тот законопроект, который в Госдуме прошёл первое чтение, является правительственным. В целом, исходя из того, что этот закон все равно будет принят, это на сегодняшний день, наверное, оптимальный вариант, который мог бы быть для регулирования ситуации. В нём есть некоторые очень жёсткие нормы. Такая, например, антимонопольная норма, которая запрещает развиваться торговым сетям в городе или в муниципальном образовании, если она достигла 25 процентов. Это само по себе несёт карательный дух, но в целом законопроект в том виде, в котором есть, учитывая, что надо изменить какие-то формулировки антимонопольной главы, в принципе нормальный. Он не несёт в себе никаких предпосылок к резкому повышению цен для потребителя, что является самым главным и самым важным.

– В принципе, торговля готова смириться с тем, что будет принят закон, регулирующий её деятельность. Но каким образом сейчас выстраиваться цепочка от производителя к конечному потребителю? И каким образом она будет выстраиваться в том случае, если этот законопроект будет принят? Нет сомнений в том, что он будет принят, вопрос – в какой форме он будет принят и какие изменения претерпит. Вот молоко…

Как пояснил А. Онищук, на сегодняшний день существуют такие звенья: производитель молока (фермер, колхозник) – переработчик молока – торговая сеть. Сегодня переработчик покупает молоко у колхозника за 7-9 рублей, он его перерабатывает, вкладывает какую-то логистику, упаковывает и т.п. и привозит в торговую сеть по 23-25 рублей за литр. Торговая сеть делает свою наценку в 5 рублей или 10 в зависимости от ситуации и спроса, и это молоко появляется на прилавке за 30-35 рублей.

Естественно, вся дискуссия вокруг законопроекта, если рассматривать ситуацию с молоком, возникла из-за того, что огромное количество политических деятелей взывало оказать помощь бедному сельскому производителю, который продавал молоко сначала за 15 рублей, потом за 12, затем за 10, в конце концов, цена молока дошла до 7 рублей. В этой ситуации люди, фермеры, доведенные до отчаяния, просто перестали (есть такие факты) на зиму готовить корма, потому что стало просто невыгодно производить молоко. Принятый в первом чтении законопроект эту ситуацию на данный момент никаким образом не регулирует, хотя, в принципе, надо бы.

Российский фермер не понимает, как молоко, которое он продал за 7 рублей, стоит в магазине 35 рублей, причём у него это молоко производится в убыток. И эта ситуация сегодня абсолютно не регулируется. Торговые сети уже не раз выступали за то, чтобы сельхозпроизводителям была предоставлена возможность облегченного доступа в торговые сети. Это и стало бы самой главной помощью для сельхозпроизводителя, чтобы он мог свою продукцию напрямую везти в сеть, чтобы он поставлял свою продукцию по 7 рублей не переработчику, а в торговую сеть, которая сможет продавать его продукцию дешевле. Таким образом, будет минимизировано количество посредников. У фермеров и колхозников должна быть альтернатива переработчикам. А сейчас у них действительно чрезвычайная ситуация. Они доведены до отчаяния, при этом им в голову вбили, что во всём виноваты торговые сети. 7 рублей, 25 рублей и 30 рублей. Какие могут быть ещё вопросы?

– Многие убеждены, что именно ритейлеры являются виновниками высоких цен на товары, потому что они доминируют над поставщиками и производителями, что они получают сверхприбыли, что торговые сети ограничивают доступ поставщиков на рынок и порождают всяческие системные конфликты. Это всё не имеет отношения к реальности?

Как пояснил А. Онищук, торговые сети работают для потребителя. Очевидно, что цены в сетевых магазинах намного дешевле, чем в обычной рознице. То, что сетевые магазины делают, они делают в интересах потребителя. Не было бы развития торговых сетей, если бы потребитель не выбирал их своим кошельком.

– Может у потребителя просто нет иного выхода, за кого голосовать деньгами? Может быть, и придумано это ограничение в росте торговых сетей, чтобы пришёл малый бизнес и чтобы покупатель мог купить не за 35-45 рублей литр молока, а купил бы его за 15 рублей?

А. Онищук напомнил, что в малых магазинах цены всегда выше. Есть пример Франции, единственной из европейских стран, которая максимально ограничила развитие торговых сетей, их график работы и прочее. Там большая часть населения покупает товары в маленьких магазинах. В результате во Франции самые высокие цены на продукты питания в Европе, потому что в малом магазине не может быть дешевого товара. Издержки на бизнес у малого магазина гораздо выше, чем издержки у большого магазина…

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

12.12.2017

Ленобласть, Чили, Новая Зеландия: Fonterra открыла предприятие в России

Крупнейший молочный кооператив мира открыл совместное предприятие в России. Партнером Fonterra Co-operative Group Limited выступила группа «Фудлайн», имеющая непосредственное отношение к молочному заводу «Галактика». В России у Fonterra пока нет поставщиков, однако, новозеландцы намерены вкладываться в развитие качества сырья. Подробности – в материале The DairyNews.
КРАСНООКТЯБРЬСКОЕ, ОАО
Адрес:  Новосибирская обл, Колыванский район, с. Новотырышкино, ул. Ленина, д. 16
КОРОВЕНКОВ В.И. , КФХ
Адрес:  Рязанская область, Сапожковский район, Никольский, с Красный Угол
СХОД, ППСК / ВОСХОД, СППК
Адрес:  Дагестан респ, г. Буйнакск, ул. Орджоникидзе, д. 7 офис 24
ЦЫЦЫНА Т.В. , КФХ
Адрес:  Рязанская область, Шиловский район, Занино-Починковский, д Малые Пекселы