Псковский городской молочный завод отстоял у Псковского молочного комбината права на «Прасковью Молочкову»

Источник: pln-pskov.ru
Палата по патентным спорам удовлетворила требование Псковского городского молочного завода признать недействительной регистрацию товарного знака «Прасковья Молочкова» Псковским молочным комбинатом.
Палата по патентным спорам удовлетворила требование Псковского городского молочного завода признать недействительной регистрацию товарного знака «Прасковья Молочкова» Псковским молочным комбинатом.
Палата по патентным спорам рассмотрела возражение, поданное ОАО «Псковский городской молочный завод» против регистрации товарного знака «Прасковья Молочкова» Псковским молочным комбинатом в отношении ряда товаров.

В качестве товарного знака зарегистрировано словесное обозначение «Прасковья Молочкова», выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита.

В поступившем в Палату по патентным спорам возражении от 22.12.2006 г. выражено мнение о том, что регистрация товарного знака противоречит требованиям законодательства. Доводы возражения сводятся к следующему: оспариваемый товарный знак «Прасковья Молочкова» воспроизводит обозначение, используемое Псковским городским молочным заводом для индивидуализации выпускаемой им продукции, которая приобрела известность на рынке с марта 2005 года. Обозначение «Прасковья Молочкова» было разработано для названия торговой марки продукции, выпускаемой лицом, подавшим возражение, на конкурсной основе. Между победителем конкурса, проведенного в 2004 году, и лицом, подавшим возражение, был заключен авторский договор от 16.12.2004 г. об уступке исключительных прав на использование словосочетания «Прасковья Молочкова».


Производство молока, молочной продукции, майонеза, маркированных обозначением «Прасковья Молочкова», началось с марта 2005 года. К концу октября 2005 года было произведено и реализовано свыше четырех миллионов килограмм продукции под наименованием «Прасковья Молочкова», при этом поставки осуществлялись по всей территории Псковской области, в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге, а также в других областях Российской Федерации.

Продукция, маркированная обозначением «Прасковья Молочкова», получила известность также благодаря широкой рекламной кампании в региональных средствах массовой информации. ОАО «Псковский городской молочный завод» принимало участие в выставках, на которых демонстрировалась производимая им продукция, в том числе в конкурсе «Сто лучших товаров России» в 2005 и 2006 году. Продукция этой марки известна также специалистам в данной области, поскольку информация о ней вошла в специальные каталоги.

Поэтому товарный знак «Прасковья Молочкова», зарегистрированный на имя ЗАО  «Псковский молочный комбинат», вводит потребителя в заблуждение  относительно  изготовителя товара,  поскольку  в  сознании потребителя оспариваемое обозначение устойчиво ассоциируется с товарами, выпускаемыми Псковским городским молочным заводом. «Псковский молочный комбинат» ввиду отсутствия производственных мощностей не является производителем молока и молочной продукции, а его действия по регистрации оспариваемого товарного знака в отношении этих товаров имеют характер злоупотребления правом.
Кроме того, данные предприятия являются конкурентами на рынке производства майонеза, ввиду чего регистрация на имя ЗАО «Псковский молочный комбинат» обозначения «Прасковья Молочкова», разработанного и введенного в гражданский оборот Псковским городским молочным заводом, по мнению заявителя, является актом недобросовестной конкуренции.

На основании изложенного выражена просьба о признании регистрации товарного знака «Прасковья Молочкова» недействительной.

В свою очередь Псковский молочный комбинат, ознакомленный в установленном порядке с возражением и дополнительными материалами, представил отзыв по мотивам возражения. В частности, в документе сообщается, что обозначение «Прасковья Молочкова» не является объектом авторского права, поскольку не является результатом интеллектуальной творческой деятельности автора. Обозначение «Прасковья Молочкова» представляет собой сочетание известных в России имени и фамилии, о чем свидетельствует упоминание их в справочной литературе, также существование носившей это имя и фамилию женщины, Прасковьи Федоровны Молочковой. Ни гражданка Рогаткина В.А., придумавшая сочетание «Прасковья Молочкова», ни лицо, подавшее возражение, не могут обладать авторскими правами на обозначение «Прасковья Молочкова». Довод лица, подавшего возражения, о злоупотреблении правом в форме недобросовестной конкуренции со стороны правообладателя оспариваемого товарного знака не подкреплен официальными документами компетентного правоохранительного органа.

Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам признала доводы Псковского городского молочного завода убедительными.

В соответствии с законодательством не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения тождественные названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника.

Продукция под обозначением «Прасковья Молочкова» производилась ОАО «Псковский гормолзавод» с марта 2005 года, о чем свидетельствует статья в газете «Псковская правда» за 31.05.2005. Кроме того, лицом, подавшим возражение, в 2005 году неоднократно проводились рекламные акции «Выиграй приз от Прасковьи Молочковой», информация о проведении которых размещалась, например, в газете «Наша неделя» до даты подачи заявки на оспариваемый товарный знак. Также следует отметить, что реклама товаров   лица,   подавшего   возражение,   маркированных   обозначением «Прасковья Молочкова», производилась до даты   подачи заявки на оспариваемый товарный знак на телевидении в виде рекламных роликов, а также    в виде различной печатной продукции – календарей, стикеров, аппликаций на автомобили, уличных баннеров.
ОАО «Псковский городской молочный завод» участвовал в ежегодном конкурсе Программы «100 лучших товаров» России, а продукция его производства, среди которой такие продукты как молоко, кефир, майонез, была награждена дипломами и вошла в одноименный каталог за 2005 год.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря рекламным акциям до даты подачи заявки на оспариваемый товарный знак, обозначение «Прасковья Молочкова» действительно ассоциируется в сознании потребителя с молочной продукцией Псковского городского молочного завода, а также с его деятельностью по продвижению этой продукции.

С учетом изложенного, у коллегии Палаты по патентным спорам нет оснований для опровержения доводов лица, подавшего возражение, о том, что оспариваемый товарный знак «Прасковья Молочкова», способен ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров.

Таким образом, учитывая изложенное Палата по Патентным спорам решила  удовлетворить возражение от 22.12.2006, признать правовую охрану товарного   знака «Прасковья Молочкова», зарегистрированного Псковским молочным комбинатом, недействительной полностью.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью