Простыми словами: Подготовка к экспорту

Источник: milknews.ru
Какие документы нужны для экспорта молочной продукции мы уже писали. В этот раз разбираемся как подготовить компанию на основании учебного пособия Российского экспортного центра.
Как проводить исследование рынка

Многие экспортеры ездят в страну, куда они намерены в будущем поставлять товар. Некоторые заказывают исследования. Но всегда лучше разобраться во всем самому.

Прежде всего нужно разобраться кто конкуренты и какие у них цены. В России для определения внешнеэкономической деятельности используют коды ТН ВЭД. В ТН ВЭД коды молочной продукции начинаются с 04. Например, 0405 - это сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты, а 0406 - сыры и творог.   Обычно конкурентов ищут по ним. В англоязычных странах тоже есть своя база национальных классификаторов - HS code. Найти эти коды можно, например, на одном из многочисленных специализированных сайтах. Достаточно просто вбить интересующий товар, а сайт выдаст коды.

Цены же изучают по прайс-листам компаний и на международных торговых площадках. Очевидный вариант - посмотреть их на JD.Com, TMALL (интернет-продажи В2В и В2С), а также на В2C и C2С разделах ebay и amazon.

Если же вы решили сами съездить в страну, то помочь в организации визита могут сразу несколько государственных учреждений в России. Они проводят так называемые бизнес-миссии. Это когда предпринимателей возят в определенную страну, с которой России интересно торговать. При этом собираются профильные зарубежные организации, которые хотят работать с Россией. Во время таких поездок можно лично познакомиться с потенциальными покупателями.

Такие миссии организовывают Министерство экономического развития. Оно планирует их на год вперед, поэтому все поездки и их план можно изучить на сайте www.ved.gov.ru. Там же можно подать заявки в разделе "Подать заявку на организацию бизнес-миссии".

Более того, даже мелкий бизнес может повлияет на формирование плана поездок, подав свои предложения на странице www.ved.gov.ru/rus_export/business
Кроме Министерства экономического развития такие поездки проводят территориальные торгово-промышленные палаты. ЦПЭ помогает предприятиям планировать участие в международных бизнес-миссиях с проведением предварительной маркетинговой и организационной подготовки.

Какие специалисты нужны для экспорта

Самый минимум, который может понадобится для экспортных операций:
  • Специалист по продажам и сбыту. Он нужен для исследования рынка, продвижения продукта, ведения международных переговоров;
  • Юрист-международник. Будет заниматься контрактами и переговорами по ним, а также получать все необходимые документы;
  • Бухгалтер, которые будет заниматься привлечением финансирования, оценкой рисков и исполнением сделок;
  • Специалист по производству, который будет планировать и оценивать товары для экспорта.
Как проводить расчеты

В обычных условиях в России чаще всего используют простые банковские переводы. Однако в случае с экспортными операциями помимо них часто используют два других способа перевести деньги - инкассо (Collection of payment) и документарный аккредитив (Letter of Credit, L/C). Причем последний используется чаще всего.

Инкассо - это когда вы (то есть экспортер) просите банк получить от своего клиента за границей определенную сумму денег или подтверждение того, что эта сумма будет выплачена в назначенные сроки по факту предоставлению товарных документов. Это могут быть, например, товаросопроводительные документы.

На практике это работает примерно так. Вы должны заранее договориться с клиентом какие банки будут использоваться, и отправить ему товар. Перевозчик дает вам транспортные документы, которые вы отдадите в свой банк. А дальше уже банк займется оплатой. Желательно при этом быть уверенным в честности своих клиентов или оформить все так, что без дополнительных документов они не смогут пользоваться вашим товаром.

Документарный аккредитив - это обязательство провести платеж на основании документов. В отличие от инкассо, он безопаснее и подходит для новых клиентов, в которых вы еще не уверены. Его оформляет уже ваш клиент, то есть импортер. В этом случае уже он, а не вы, просит банк провести оплату на основании документов. Вы можете заранее договориться, что именно он должен предоставить. Это может быть хоть фитосанитарных сертификат, хоть инвойс.

Вы отсылаете товар и после этого отдаете в свой банк заранее оговоренные документы. Ваш банк посылает их в банк вашего клиента, который перечислит деньги на счет компании, когда товар будет получен. В этом случае и вы, и импортер видите когда, как и  в каких условиях получен товар.

Банковские переводы используются редко, так как это большой риск для импортера. Часто требуется предоплата, непонятно какой будет товар и когда он вообще придет. Именно поэтому и для вас, и для импортеров будет безопаснее всего использовать документарный аккредитив. При этом аккредитив обойдется вам дороже всего, а банковский перевод считается самым дешевым способом оплаты.

Еще иногда используются чеки, на которых можно поставить любую дату, но в России они не популярны.

Тендеры

Тендеры есть в каждой стране, но к ним сложно готовится и придется серьезно изучить местное законодательство. Зато в этом случае вы будете иметь дело с государством и будет легче планировать производство.

Тендеры можно найти на специализированных сайтах каждой страны, но есть и международные. Самые крупные - это система закупок ООН (для участия нужно пройти регистрацию) и система закупок Всемирного банка.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью