Простыми словами: Почему и как могут отнять землю

Источник: milknews.ru
В конце февраля появился текст поправок в закон, регулирующий изъятие сельскохозяйственных земель за неиспользование по назначению. Это проект федерального закона «О внесении изменений в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации». Различные методы поощрения сельхозпроизводства и использования земли обсуждаются уже давно, но в этот раз велики шансы, что поправки будут приняты. Milknews в очередной раз рассказывает простыми словами о том, что это за поправки и за что могут изъять землю.
Что за поправки?

Есть статья 394 Налогового кодекса, где сейчас помимо прочего прописано, какие штрафы положены за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и когда ее можно изымать. Многие были недовольны тем, что часто земля вообще не используется, простаивает, в то время как есть хозяйства, которым земли, наоборот, не хватает, не могут ее приобрести. Периодически это становилось причиной громких заявлений.

Так, в мае прошлого года губернатор Вологодской области Олег Кувшинников посетил одно из региональных хозяйств, где ему пожаловались, что арендуют землю у почти банкрота. В ответ Олег Кувшинников предложил изымать земли у слабых хозяйств в пользу сильных и даже передавать участки в краткосрочную аренду, если собственников найти сложно.

В январе этого года Минсельхозпрод Московской области не исключил возможности изъятия сельхозземель у недобросоветсных пользователей. Ранее освоением неиспользуемых земель в регионе увеличили долю занятой пашни с 58 до 74% и решили, что смогут еще увеличить этот показатель таким образом.

Может показаться, что все это и стало причиной попытки изменить закон. Но на самом деле поправки стали результатом послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию в декабре 2015 года. Тогда он заявил, что у необходимо изымать простаивающие сельхозземли и продавать их на аукционе.

Что предлагают изменить?

Самое главное изменение – серьезное сокращение максимально возможного срока неиспользования земли: с пяти до двух лет, как писали многие СМИ, но на самом деле фактически - до трех. Об этом мы расскажем ниже.

Но если ознакомиться с текстом подробно, то все не так драматично. Во-первых, никто сразу отбирать не будет, потому что это все-таки частная собственность. Если земля простаивает или используется не по назначению два и более года, то для начала повысят земельный налог до 1,5% от кадастровой стоимости всего участка. Причем рассчитан по этой ставке он будет на весь период, в котором проводилась проверка до срока, который чиновники укажут в предписании по устранению нарушений.

Но даже если и после этого хозяева участка не начнут заниматься у себя на земле сельским хозяйством, то и тогда земли не обязательно будут изымать. Могут снова повысить земельный налог - уже до 5% от кадастровой стоимости. Решение будут принимать муниципальные власти. То есть есть вероятность, что землю вообще не будут изымать, но сделают владение неиспользуемым участком гораздо дороже для владельцев.

Через сколько лет простоя землю изымут?

Считайте сами: если через два («и более», как написано в законопроекте) года вам только повысят в первый раз ставку земельного налога, а потом еще подумают, изымать землю или снова заставить вас платить больше, то времени у вас как минимум три года. Но во многих СМИ часто тиражировался срок два года (даже Milknews писал о двух годах). Может быть это не совсем вина самих медиа, а больше пиар ход, цифры, которые охотно распространяли чиновники. При этом изначально речь действительно шла именно о трех годах. С другой стороны, планы разработчиков поправок могли поменяться за это время.

За что могут изъять землю?

Если у вас есть земля сельхозназначения, а вы там, грубо говоря, строите жилищные комплексы, то начинайте волноваться. Иными словами, власти пытаются сказать: "если покупали землю для ведения сельского хозяйства, то и занимайтесь на ней всем, что с этим связано".

Второй вариант – вы использовали землю по назначению, но «ненадлежащим образом». Конкретно что это значит, в законопроекте Milknews расшифровки не нашел, но понятно, что это означает нарушения технологий и любое нанесения вреда плодородию участка.

Как будут проходить торги после изъятия?

Это будут обычные торги, где начальная цена определяется кадастровой стоимостью участка, и организовывать их будут региональные власти. Само собой, деньги получат бывшие владельцы земли, потому что это как-никак их собственность. В первые две попытки за участок могут побороться частные и юридические лица, а потом земля попадет в руки муниципалитету или региону, если бизнес она не заинтересовала.

Механизм следующий. Если с первого раза продать не получится, то будут еще одни торги, где цена участка упадет на 20%. При этом под начальной ценой понимается кадастровая стоимость. В случаях, когда и со второго раза никого земля не заинтересовала, цену уменьшат еще вдвое и предложат за эти деньги муниципалитету. Но есть вариант, что и тот от такого предложения откажется, и тогда за эту цену будет вынужден купить участок уже сам регион.

Где почитать предложенные поправки?

Вот тут
А вот и вся 394 статья Налогового кодекса

Причем сам раздел можете весь не читать. Изменения совсем небольшие – добавили всего три абзаца (при этом в докменте напиано про один абзац, буквально "дополнить абзацем следующего содержания", но Milknews насчитал ровно три абзаца). Говоря канцелярским языком, во всем налоговом кодексе ради ужесточения правил использования земли поменяли только "подпункт первый пункта первого статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации", раздел «Земельный налог».

Абзацы такие:

Орган, осуществляющий государственный земельный надзор, одновременно направляет в муниципальные и налоговые органы сведения о земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, с указанием его кадастрового номера, в случаях, когда участок поставлен на кадастровый учет, адрес землевладельца, землепользователя земельным участком, его налоговый номер, о том, что земельный участок в течение 2 и более лет используется не по целевому назначению и ненадлежащим образом, с указанием срока устранения выявленных нарушений.

По рассмотрению результатов проверки, муниципальные органы вправе повысить размер налоговой ставки земельного налога на указанный земельный участок до 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка на весь период года в котором проводилась проверка до срока, установленного в предписании по устранению допущенных нарушений.

В случаях, когда на момент проверки в сроки, указанные в предписании органа, осуществляющего государственный земельный надзор, использование участка для сельскохозяйственного производства не началось, размер налоговой ставки может быть повышен решением муниципального органа управления до 5% от кадастровой стоимости земельного участка, или поставлен вопрос об изъятии указанного земельного участка.

Давно землю могут изымать за ее использование не по назначению?

Документ, куда вносят поправки, существует с 2010 года. Но при этом земли изымают крайне редко. Например, попробуйте найти разницу между простоем земли потому, что она под паром или у него временно нет денег именно в этом году, и потому, что владельцу это просто не выгодно. И далеко не всем успешным сельхозпредприятиям в округе и регионе вообще нужен еще один участок земли. А если этот участок к тому же еще и не очень плодородный, то велика вероятность, что он и после передачи в другие руки будет простаивать.

Насколько серьезна проблема простоя земель?

Судите сами: в 2014 году площадь простаивающих или использующихся не по назначению сельхозугоий была 20-25 млн га. Это площадь только тех участков, которые находятся в чьей-то собственности. Всего же сельхозугодий в России чуть более 190 млн га.

Впрочем, есть и оценки, что заброшено целых 40 млн га земли сельхозназначения. А земли сельхозназначения у нас 386,5 млн га.

Одновременно России надо быстро наращивать сельхозпроизводства в связи с планами Доктрины продовольственной безопасности, желания больше экспортировать и выйти за рамки внутреннего рынка. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев утверждает, что в ближайшее время необходимо ввести в сельскохозяйственный оборот как минимум 10 млн га неиспользуемых земель (5,5 млн га из них находятся на Дальнем Востоке).

И сколько земель получат новых хозяев?

На этот счет есть только примерные оценки, потому что не совсем ясно как поведут себя региональные власти и владельцы простаивающих земель. Говорилось о высвобождении от 12 до 18 млн га по всей стране.

Когда поправки заработают?

Как быстро Госдума рассмотрит поправки и примет ли их вообще, неизвестно. Однако министр сельского хозяйства Александр Ткачев утверждал в конце прошлого года, что новые правила будут работать уже 1 июля этого года. Самым поздним сроком, по его мнению, можно нбыть 1 января 2017 года.

Заявление министра с таким прогнозом было сделано в конце прошлого года и тогда предполагалось, что уже в феврале 2016 года закон пройдет через Госдуму. На деле оказалось, что поправки были внесены на рассмотрение только в самом конце февраля, по сообщениям СМИ, а сам текст поправок датируется 2 марта.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью