Производителям органических продуктов предложили объединиться
Ведь здесь даже крупные агрохолдинги вот уже минимум десятилетие снижают объем минеральных удобрений, занимаются повышением плодородия почв биологическими методами, а животноводство развивают, минимизируя употребление антибиотиков. О мелких хозяйствах и говорить нечего: у них главное удобрение - компост с животноводческими отходами, а корм для животных уж точно без добавок, которые попросту дороги для небольших КФХ.
Именно поэтому и чиновники, и сами предприниматели говорят о перспективах развития производства экологически чистой продукции как о реальной цели, к которой нужно стремиться в новых условиях. Начальник управления устойчивого развития сельских территорий облдепартамента АПК Евгений Пархомов отмечает, что доля органической продукции на мировом рынке продовольственных товаров варьируется от пяти до 15 процентов.
- Емкость рынка такой продукции в Белгородской области может составить 12-15 миллиардов рублей, - отмечает он. - Сейчас это сопоставимо с объемом производства в малых формах хозяйствования региона.
Евгений Пархомов поясняет, что даже если продукция какого-либо фермерского хозяйства изначально не будет соответствовать требованиям к органической продукции, предприниматели, увидев, что спрос на такие товары растет, могут оперативно перестроиться. В том же, что спрос увеличивается, можно не сомневаться. Рынки и ярмарки выходного дня пользуются такой популярностью, что даже жители Белгорода начали выезжать ради фермерских товаров в районные центры.
Предприниматели такой активности только рады. Правда, как они отмечают, издержки тоже растут. Вывозить куда-то товар самостоятельно - дело не просто хлопотное, но и затратное. Цена на топливо растет, а объемы продаж не всегда позволяют окупить расходы. Поэтому даже те сельхозпроизводители, которые раньше отказывались входить в кооперативы, теперь ищут, к какому объединению примкнуть.
Председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов считает, что за кооперативами производителей органической еды будущее. В пример он приводит не только европейский опыт, но и успешно реализованные проекты в Томской области и Краснодарском крае. Там кооперативы не просто выиграли в деньгах за счет увеличения общего объема продукции, но и сумели продвинуть свои товары на экспорт, предложив зарубежному потребителю продукт не просто чистый и полезный, но еще и в яркой упаковке.
Сергей Коршунов отмечает, что главной сложностью для предпринимателей, которые уже добились успеха и были признаны производителями органической продукции далеко за пределами России, стала сертификация. Ситуация с ней складывается парадоксальная. Европейские нормы в разных странах настолько отличаются, что та же крупа, к примеру, будет считаться органической в Германии, а в России или любой другой стране - нет. При этом в ответ на реплики скептиков о том, что необходимо сначала удовлетворить спрос отечественного потребителя, Сергей Коршунов заметил: многие фермеры ориентируются сразу на международные нормы. Будут они выходить на мировой рынок или нет - большой вопрос, но законодательную базу хотелось бы видеть более-менее унифицированной.
Впрочем, пока на российском пространстве проблема сертификации в ином: в стране не хватает специальных лабораторий и центров сертификации. Сергей Коршунов отметил, что только 45 российских хозяйств пока признаны производителями экологически чистой еды по международным органик-стандартам, а потому рынок этой продукции в России развивается с большим трудом.
Руководитель Информационно-консультационного центра АПК Белгородской области Андрей Антоненко обратил внимание на добровольную сертификацию: пока это самый популярный способ доказать, что, к примеру, овощи или мука - органические. Первые фермеры уже получили яркий знак "Белорганик" - вместе с сертификатом о соответствии требованиям к такой продукции.
Андрей Антоненко уверен: добровольная сертификация - своего рода маркер для производителей и их клиентов. С одной стороны, это говорит о готовности предпринимателя отдать на лабораторные исследования свой продукт, а с другой, позволяет сделать бренд фермерского товара более узнаваемым.
Впрочем, сами фермеры говорят о том, что к выбору экологически чистой - а значит, полезной, почти лекарственной еды приведет не столько сертификация или активный пиар таких продуктов, сколько перемены в мышлении самих потенциальных потребителей.
Фермер Лариса Бакшеева, рассказывая о том, как вместе с мужем пришли к сельской жизни и начали выращивать сначала овощи, а потом и птицу, улыбается:
- Сейчас, когда к нам приезжают ну очень серьезные люди за продуктами, мы предлагаем: уберите за коровами. Они соглашаются, начинают бросать навоз, от "серьезности" - ни следа!
Семейное дело и стремление обеспечивать не только себя чистыми продуктами настолько захватили Бакшеевых, что теперь на хутор в Яковлевском районе многие стремятся приехать в качестве туристов. А фермеры им рассказывают: хорошее молоко корова дает только в том случае, если ест хорошую траву, много передвигается. Овощи нуждаются в кропотливом уходе - после чего с грядки можно собрать огромные помидоры без всякой "химии". Такой разломишь пополам, а он внутри песочный, как арбуз.
- Такая образовательная программа есть у нас в хозяйстве, - рассказывает Лариса Бакшеева. - Приезжают к нам и организованные группы школьников, и семьи. Конечно, никто из них не думает, что булки растут на деревьях, но после экскурсии и занятий гости начинают понимать, чем наши овощи отличаются от других. И что хлеб, который сейчас некоторые "специалисты" - приверженцы здорового питания запрещают есть, на самом деле может быть полезным.
Бакшеева печет хлеб из муки грубого помола, продает и готовый продукт, и саму муку. Пока она уверена, что без качественной образовательной программы продвижение органической продукции невозможно. Для самой Ларисы производство экологически чистой еды - даже не бизнес, а миссия. Тех и только тех, кто готов разделить с ними такую ответственность, Бакшеевы приняли в свой кооператив.