Программа фермера Омара Омарова

Источник: Интегрум
Омар Омаров в числе других представлял Дагестан на прошедшем в середине февраля Всероссийском сельском сходе в столице Алтайского края – Барнауле. На выставке достижений народного хозяйства края его заинтересовали высокоурожайные сорта пшеницы, ячменя, овса, ржи и других зерновых культур. И он был огорчен тем, что они хороши для хозяйств, которые имеют по много тысяч гектаров пашни, а не для дагестанских малоземельных фермеров.
Программа фермера Омара Омарова

Сегодня мне представляется симптоматичной фраза вице-премьера Правительства РД Мурата Шихсаидова, который, говоря о предстоящем совещании хозяйственников, сказал: «Собираются не те, что просят, а те, что дают».

И действительно, прошлое оставляет в наследство иждивенческие настроения, а новому времени требуются хозяева, деловые люди, способные зарабатывать и, при необходимости, помогать другим. Такого крепкого хозяина, человека новой формации я увидел во главе фермерского хозяйства «Маяк» в Тарумовском районе Дагестана.

Омар Омаров в числе других представлял Дагестан на прошедшем в середине февраля Всероссийском сельском сходе в столице Алтайского края – Барнауле. На выставке достижений народного хозяйства края его заинтересовали высокоурожайные сорта пшеницы, ячменя, овса, ржи и других зерновых культур. И он был огорчен тем, что они хороши для хозяйств, которые имеют по много тысяч гектаров пашни, а не для дагестанских малоземельных фермеров. Обходя ряды техники, он не скрывал разочарования: «Когда же, наконец, промышленность и на Алтае, и на Кавказе повернется лицом к фермерам». В местном аграрном университете он обсуждал эффективность малых форм хозяйствования, и не было, казалось, на этих встречах более благодарного слушателя. И каждый день – утром и вечером – он непременно связывался по телефону с находящимися за много тысяч километров домочадцами, интересуясь ходом дел в хозяйстве, какая из коров отелилась, давал распоряжения, спрашивал отчета.

– Я хорошо его знаю, – уважительно отозвался об Омаре Омарове глава Ногайского района Рашид Гаджигайтканов. – Сегодня он обеспечивает материально свою семью, семьи нескольких наемных рабочих, поставляет на рынок дешевые и качественные молочные и мясные продукты. У себя в районе я таким, как он, крепким хозяйственникам, уделяю внимания не меньше, чем хозяйству «Червленые буруны», в котором мы выращиваем тонкорунных овец.

Действительно, хозяйство Омара Омарова вызывает белую зависть. У него в собственности 20 гектаров пашни неподалеку от Привольного, в восьми километрах от Тарумовки. И еще 150 гектаров передала ему в долгосрочную аренду районная администрация. Поголовье крупного рогатого скота на его ферме временами доходит до 250, в том числе коров – около ста. Содержит он и несколько сот овец. Постоянно на откорме скот, ежедневно сдает на завод молоко. В прошлом году, например, реализовано 100 тонн молока, 21 тонна мяса и более 1000 тонн сена. Если бы земля повсеместно давала такую отдачу, как в «Маяке», то Дагестан мог бы колбасой и молоком снабжать другие области страны. Производительность труда в «Маяке» в разы выше, чем в большинстве общественных сельхозпредприятий. А работают на полях и на ферме в «Маяке» пять членов семьи и столько же наемных рабочих, которые ежедневно приезжают на работу из поселка Привольное.

Становым хребтом хозяйства является молочное стадо. Молоко на приемном пункте молзавода принимают не по завидной цене, но это обеспечивает хозяйству приток оборотных средств, без чего невозможно нормально функционировать. «Хотелось бы перерабатывать молоко собственными силами, но средств на создание цеха, приобретение оборудования, найм рабочих для переработки и реализации продукции не хватает, – говорит фермер. – К тому же молзавод не задерживает платежей, а нужда в деньгах постоянная. Идут затраты на горюче-смазочные материалы, концентрированные корма, оплату услуг по ремонту техники, ветеринарному и зоотехническому обслуживанию, надо обеспечивать достойную заработную плату и натуральную оплату (помощь сеном, он разрешает содержать на ферме личный скот и т.д. – Д.Д.) наемным работникам».

Перед Омаром Омаровым – пример отца, 36 лет бессменно проработавшего в колхозе села Ново-Дмитровка Тарумовского района, он знает цену труду и делает все возможное для создания максимально выгодных людям условий. И заботливое отношение к животным немало значит, не случайно у коров ласковые клички и, конечно, качественные корма. В «Маяке» все 170 гектаров пашни заняты под многолетними травами. Два трактора марки «Беларусь», немецкий комбайн, погрузчик и пресс-подборщик с ранней весны и до поздней осени заняты заготовкой сена. Фермер с двумя сыновьями и еще один нанятый тракторист с мая каждый летний день работают с рассвета до полудня, а потом – и вечерами. «Днем по жаре на сенокосе и прессовании сена работают лишь тогда, когда его заготавливают для других, – усмехаясь, говорит Омар Омаров, – а мы работаем с таким расчетом, чтобы лист не осыпался, а сохранился в сене».

Прошлым летом такого качественного сена в хозяйстве заготовили восемь тысяч тюков – более 240 тонн. Часть скормили скоту, другую часть осенью продали по 30-35 рублей за тюк, третью часть обменяли на зернофураж или на комбикорма, которые нужны и для ялового скота, который откармливается для забоя. Фермер возит мясо в Махачкалу и продает перекупщикам, так как у самого руки до торгового прилавка не доходят. А последнюю партию скота отдал жителям Кадарской зоны для доращивания, не торгуясь. Поскольку наступил срок уплаты процентов по кредитам, а выплата ему субсидий опоздала. Ссориться с банком фермер не хочет, поэтому платежи по полученному кредиту осуществляет аккуратно.

Да, хозяйство О. Омарова решает повседневные задачи за счет продажи молока, мяса, сена, но масштабные программы может осуществлять только за счет привлеченных средств. Три года назад на пять миллионов рублей банковского кредита, процент за пользование которым субсидирует государство, фермер построил три сарая размерами 50х10 метров, и в текущем году приступит к возвращению основного долга. Это его не страшит. «С долгами расплачусь, хозяйство выстоит, – говорит он. – Жаль только, что с приобретением племенного скота придется повременить. А так хочется заменить разномастных, старых и малопродуктивных коров. Пока надаиваем с коровы чуть больше 1100 литров за год – и смех, и грех. Однако есть надежда, что мне, примерному заемщику, банк доверит еще один кредит – на покупку высокопродуктивных коров. Да и сход в Барнауле прибавил надежд, где было сказано, что для развития кредиты будут выделяться не на два года, как раньше, а на восемь-десять лет.

На дворе уже весна. Фермер уже в поле. Где подсеивает люцерну, а может, как и предполагал, посеял ячмень на нескольких десятках гектаров. Думается, он сумеет в этом году самостоятельно построить силосную траншею. Будут на ферме и водоснабжение, и навозоуборный транспортер, и механизированные раздача кормов и дойка, и племенные коровы, и кормоцех. Если раньше в распоряжении таких хозяев, как Омар Омаров, были только воля и трудолюбие, то теперь прибавятся и оборотные средства, благодаря проекту «Развитие АПК».

– Приезжай, – сказал он мне, прощаясь, – Будь гостем. Чествовать друзей – любимая наша программа. На досуге... – добавил Омар, улыбаясь.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью