30.07.2014
Источник: The DairyNews
Регион: Россия
The DairyNews публикует сокращенный вариант оценки проекта экспертами ГНУ Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии для отраслевого сообщества. Полный вариант размещен в №8 журнала Молочная промышленность.

Молочная отрасль в РФ находится в кризисном состоянии. несмотря на значительный рост объемов господдержки в последние годы, ежегодно увеличивается отставание объемов производства молока от требований Доктрины продовольственной безопасности, в отличие от других отраслей животноводства, показывающих динамичный рост,

Поэтому вполне обоснована необходимость разработки в рамках общей Программы развития сельского хозяйства специальной подпрограммы развития молочного животноводства.

Инициативу по разработке данного документа, что также вполне естественно, взял на себя национальный союз производителей молока СОЮЗМОЛОКО. Однако, в качестве основного разработчика подпрограммы, что уже достаточно странно, была привлечена Бостонская консалтинговая группа (BCG) (США). В начале июля 2014 г. текст проекта программы был внесен в МСХ РФ и стал доступен широкому кругу экспертов. Однако вызывает недоумение, с какой поспешностью заказчики программы (СОЮЗМОЛОКО), не проведя хоть сколько-нибудь широкого и тщательного обсуждения со специалистами отрасли, в том числе с работниками МСХ, «доложили» на совещании в Ставрополе о «готовности» программы Президенту.

Безусловно, сотрудники компании BCG являются грамотными и добросовестными специалистами. Однако они совершенно не были знакомы со спецификой экономики отрасли сельское хозяйство в РФ вообще, и молочного животноводства России в частности.

Проведенный ими анализ рассматривает проблемы лишь с макроэкономических позиций, что не позволило выявить и оценить глубину специфических отраслевых проблем, в частности, например, такие как: проблема снижения продуктивного хозяйственного использования коров в хозяйствах России при росте продуктивности, что является в последнее время основным фактором, тормозящим рост поголовья коров; увеличивающийся разрыв между низким качеством кормов и ростом продуктивности животных; растущее отставание методов, приборного и технического обеспечения селекционно-племенной работы от основных мировых конкурентов; низкие темпы технологической модернизации отрасли, являющейся основной причиной низкой конкурентоспособности отечественной продукции по таким параметрам как: ресурсоемкость, качество и безопасность продукции, производительность труда.

Наиболее подробно о содержании программы можно судить по представленной разработчиками презентации. В Проекте программы предлагается не только увеличить объемы государственной поддержки отрасли, но серьезно изменить механизмы ее предоставления производителям молока, что неизбежно приведет к перераспределению поддержки между производителями. Так, разработчиками программы предлагается отмена субсидированного кредита (наиболее на данный момент востребованная форма поддержки), а новый порядок возмещения части инвестиционных затрат на 3 год реализации инвестпроекта предполагает осуществление проектирования, строительства, закупку техники, оборудования, скота до выхода на проектную мощность за счет собственных или привлеченных под коммерческий кредит средств. Такой порядок поддержки делает практически невозможной осуществление проектов по модернизации и новому строительству средними по размеру и уровню эффективности хозяйствами, являющимися на сегодня основными производителями молока в России, т.е. для средних предприятий не остается никакой альтернативной формы поддержки осуществления инвестиционных проектов.

Наш анализ представленных материалов (Молочная промышленность №8, 2014 г., с. 4-6) позволяет сделать вывод, что выигрыш получат крупные и сверхкрупные вертикально интегрированные агрохолдинги, причем наибольший выигрыш холдинги со значительной долей иностранного капитала, имеющие доступ к дешевым кредитам иностранных банков, необходимых в первые годы реализации проектов в молочном скотоводстве.

Реализация предложенных в проекте программы мероприятий приведет к серьезным финансовым затруднениям или к банкротству многих производителей молока, в том числе и достаточно крупных, и общему существенному снижению объемов производства. Особенно болезненно это коснется областей и республик Северо-Запада и Европейского Северо-Востока России, где основными производителями товарного молока являются не гигантские вертикально интегрированные агрохолдинги, но самостоятельные крупные и средние сельхозорганизации и небольшие агрохолдинги, где еще сохранились самостоятельные переработчики молока. В случае реализации данного проекта Программы произойдет не только уменьшение объемов производства молока в регионе, но и усилятся социальные проблемы на значительных территориях в сельской местности.

Так как «проигравших» в РФ при реализации данного проекта Программы будет значительно больше, чем «выигравших», эффективность бюджетных средств направляемых на поддержку сельского хозяйства будет продолжать снижаться, темпы уменьшения объемов производства молока будут нарастать, еще больше увеличится разрыв между фактическим производством молока и требованиями Доктрины Продовольственной безопасности.

В.Н. Суровцев

Е.Н. Частикова

lukoz
У меня тоже есть ощущение, что программа рассчитана на крупных производителей молока
Гость
"Наш анализ представленных материалов (Молочная промышленность №8, 2014 г., с. 4-6) позволяет сделать вывод, что выигрыш получат крупные и сверхкрупные вертикально интегрированные агрохолдинги"

Только поверхностный или предвзятый анализ позволяет сделать такие выводы.
Никитин А.
Гость
Ничего удивительного, ведь его готовили представители вертикально интегрированных холдингов. http://www.farmit.ru/articles/zhivotnovodstvo/programma-razvitiya-molochnogo-zhivotnovodstva-ot-bcg-vyigryvayushchie-i-proigryvayushchie-ot-izmene

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

14.11.2018

Черная дыра информационных систем

Над рынком пищевой продукции встала тень очередного проекта властей по "прослеживаемости" на рынке. По итогам заседания Правительства, состоявшегося 31 октября, органам власти поручено проработать вопрос и обеспечить совместимость информационных систем в области качества продуктов питания, подконтрольных Минпромторгу, Россельхознадзору и Роспотребнадзору.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Колхоз Дружба, сельскохозяйственная артель
Адрес:  с. Ахрат, ул. Школьная, д. 31 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20