При возросшей цене на молочную продукцию отмечается падение закупочной цены на молоко цельное

Источник: Интегрум
Парадоксальный факт: при возросшей цене на молочную продукцию отмечается падение закупочной цены на молоко цельное - то есть с сельского подворья, которое становится главным сырьем для перерабатывающего звена. И этот парадокс в конкретной территории может вылиться в "молочный" бунт.
При возросшей цене на молочную продукцию отмечается падение закупочной цены на молоко цельное

Парадоксальный факт: при возросшей цене на молочную продукцию отмечается падение закупочной цены на молоко цельное - то есть с сельского подворья, которое становится главным сырьем для перерабатывающего звена. И этот парадокс в конкретной территории может вылиться в "молочный" бунт. В почте главного редактора "ИНТЕРа" оказалось письмо из Клетского района, в котором говорится, что жители ряда поселений - Перелазовского, Верхнечеренского, Калмыковского, Манойлинского и других готовы от отчаяния решиться на протестные действия из-за неуклонного падения закупочных цен на молоко. Сегодня заготовители берут его с личных подворий по 6-7 руб. за литр, тогда как еще недавно давали по 10 руб. При такой цене держать молочное поголовье становится невыгодно."Между тем, - говорится в письме, - на страницах газеты "Крестьянская жизнь" регулярно цитируют губернатора Николая Максюту, который заверяет о регулировании цен на молоко. Но по нашему району видно, что никто на это повлиять не может. Не можем добиться также внятного объяснения, почему в нашем районе давно не выплачивают субсидии, положенные сдатчикам молока. Глава администрации района и главы поселений говорят нам, что эти деньги не перечислены из области. Но почему это случилось с нашим районом?".

Редакция "ИНТЕРа" обратилась за комментарием в областной комитет по сельскому хозяйству и продовольствию и получила ответ за подписью зампредседателя комитета Александра Соколова. В нем говорится: "Закупки молока у населения области последние два года растут и составили в прошлом году 77,8 тыс. тонн, за 62 тыс. тонн из которых были направлены субсидии из областного бюджета на сумму 80,6 млн руб. По состоянию на 1 мая, в личных подсобных хозяйствах в этом году закуплено 16,7 тыс. тонн молока, что на 60,4 % больше соответствующего периода прошлого года. В связи с возросшим объемом закупок в этом году увеличены квоты на них - на 8 тыс. тонн, и теперь составят 70 тыс. тонн.

От районов приняты расчеты и подготовлены документы на субсидирование закупок молока у населения на 37,8 млн руб., которые будут выплачены в ближайшее время - по мере финансирования этой статьи расходов в соответствии с принятыми 24 апреля облдумой изменениями в бюджет области. Учитывая задолженность по выплате субсидий в Клетском районе на 709,2 тыс. руб., предусмотрено увеличение квот для этого района на 893 тонны".

На вопрос авторов письма: почему так случилось с Клетским районом, почему там возникла задолженность? - который газета озвучила Соколову по телефону, тот прямо ответил, что глава муниципального района Александр Чугунов вовремя не подал заявку на выплату субсидий. И уточнил: "прозевал" Александр Николаевич, "прозевал".
Чугунов "зевает", а жители хуторов едва ли не пять месяцев не могут получить расчеты по субсидиям за молоко.Итак, первые потери на молоке "от буренки", на сырьевом этапе, власти пытаются компенсировать. Но это вовсе не означает, что молоко дальше течет прямо в магазин и в любом виде. Переработчики, вслед за хозяевами буренок, тоже говорят: так кому нужно наше, местное молоко?

На встрече, которую в минувший вторник провел вице-губернатор Павел Чумаков, этот вопрос был главным, но не риторическим - в присутствии представителей сетевых торговых компаний. В действительности, именно они, оказывается, регулируют и цены на молочную продукцию, и ее ассортимент. По крайней мере условия, на которых предлагается входить в этот рынок местным производителям, выстроены под интерес крупных сетевиков.

Как прозвучало на встрече, существует целая система мер, сдерживающих продвижение продукции местной перерабатывающей промышленности на полки "Радежа", "МАНа", "Пятерочки", "Магнита" и др. Так называемые коды и бонусы на размещение таких товаров, на дополнительное расширение их ассортимента, отсрочка платежей за поставленную продукцию и т.п. делают невыгодным сотрудничество производителей с сетевыми магазинами. Все это в итоге сказывается на себестоимости, увеличении затрат, а в итоге продавец диктует цену, в которой не заинтересован покупатель. Не заинтересован и производитель, поскольку, не имея возможности реализовать товар, вынужден сдерживать объемы. Правда, на полках "Радежей" и других торговых клонов это не сказывается  - молочной продукции там хватает. Ее завозят отовсюду: из Подмосковья, соседних черноморских регионов и даже из Сибири. Обижены только наши, местные поставщики, и они догадываются о причинах жесткого фильтра сетевиков. На встрече не раз звучало, что предпочтение в этом бизнесе отдают не качеству продукции, а цене поставщика. Так, вместо местного кефира с живыми бифидобактериями магазину удобнее торговать "долгоиграющими" товарами, произведенными из заменителей где-нибудь за пределами региона.

- Если бы торговля была нацелена на интересы потребителя, то вопрос качества заставил бы ее повернуться к местным производителям, - уверен Павел Чумаков. - А ведь именно наш регион на ярмарках разного уровня - вплоть до Берлинской "Зеленой недели" покоряет натуральностью продукции из местного сырья.

Свои позиции сетевики на встрече отстаивали, ссылаясь на известные мотивы - увеличение прибыли. Не все, конечно, открыто в коммерции, но вот о чем сказал директор Волжского молсыркомбината Виталий Яковлев. Он привел показатели дозволенного "присутствия" своих товаров в сетевых магазинах Волжского и Волгограда - единицы так называемых обязательных позиций, тогда как ассортимент исчисляется десятками. По его словам, это - настоящая дискредитация местной продукции, притом с "выкручиванием рук".

- К нашей продукции покупатель был уже приучен, но попасть на прилавок в "МАН", например, нам не удалось, - признался Яковлев. - Я отказался заключать договор на поставку продукции комбината, поскольку предлагалось заодно выкупить пространство на сетевой площади. Но это было, оказывается, ошибкой, и на будущий год я такой договор заключу, но "забью" это и в цену товаров. И так поступают со всеми - мы в зависимости от агрессивно-коммерческой позиции торговли. А "низовые" заводы в таких условиях вообще обречены. Недавно в нашем регионе был создан областной "Молочный союз". Его возглавила генеральный директор ОАО "Маслосыркомби-нат "Михайловский" Антонина Евдокимова. Вот только часть ее комментария по обозначенным проблемам:

- Да, конъюнктуру цен, в том числе и закупочных, диктует рынок. Но вот о том, что на него влияет, говорят мало или почти не говорят. После того, как был снят запрет с завоза сухого молока из Белоруссии и Украины, цена на него упала со 129 руб. до 60-80 руб., и местные производители несут огромные потери и сворачивают производство. Вопрос: куда девать сырое молоко? Нас, например, бомбят с мест: примите дополнительно 10-20-40 тонн! Но нам сыр из него делать невыгодно. В марте он стоил 157 руб. за килограмм, а сейчас покупатели дают за него лишь 132 руб, потому что тот, который завозят из соседних стран, сетевики закупают по 120 руб. Цены на бензин растут, на комплектующие растут, на тарифы растут - наша рентабельность сегодня на уровне не более пяти процентов. И как в таких условиях мы можем закупать молоко у населения по более высоким ценам?

А теперь еще раз зададимся вопросом: куда крестьянину податься? Как известно, одной из целей поддержки национального проекта АПК было создание такой сети, которая бы скупала у местных производителей молоко и другую сельхозпродукцию. В это вбуханы довольно большие деньги. "Эффект" известен: до конкретного производителя ничего не дошло. Зато увеличилась цепочка посредников  - до 4-6 промежуточных звеньев. Такого нет нигде! Вот эти посредники и живут, а производителю достается 25-30% настоящей цены.

А ведь ведущие экономисты страны подсчитали: за счет снижения оптовой наценки - при разумной организации дела - можно в несколько раз снизить потребительские цены на сельхозпродукцию. Только для этого, подчеркивают экономисты, придется крепко ущемить посредников, что, мягко говоря, не всегда совпадает с интересами чиновников. Их вывод таков: без регулирующей роли государства, без грамотной организационной работы руководства муниципальных районов в сложившейся ситуации не обойтись. Как не обойтись в ней - на данном этапе - без увеличения прямых субсидий сельхозпроизводителям. А если не делать ни то, ни другое, тогда - кранты, тогда полный абзац!

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью