Премьер Великобритании формально запустит процедуру выхода из Евросоюза

Источник: tass.ru
Премьер- министр Великобритании Тереза Мэй официально уведомит в среду Брюссель о запуске процедуры по выходу страны из состава ЕС.
Несмотря на то, что с момента референдума, на котором большинство британцев высказались за прекращение членства в европейском сообществе, прошло уже более девяти месяцев, формально переговоры так и не начинались. Все это время Лондон вел подготовку к крайне сложному, рассчитанному на два года процессу, успех которого вовсе не гарантирован.


Событие без прецедентов

В соответствии со статьей 50 Лиссабонского договора о ЕС, являющегося фактически конституцией Евросоюза, любое государство "может принять решение о выходе из состава Союза", для чего "уведомляет о своем намерении Европейский совет". На бумаге все эти положения выглядят просто, однако на практике не существует четкого понимания, как именно будет осуществлено это уведомление. Дело в том, что за 60 лет существования европейского сообщества оно лишь расширяло свои границы, но прецедента, чтобы кто-то покидал союз 28 государств, не было.

Именно поэтому официальный представитель премьер-министра на еженедельных брифингах с иностранными журналистами раз за разом уходил от всех вопросов по предстоящей процедура применения статьи 50. Представителей СМИ интересовало, будет ли уведомление о применении статьи 50 направлено по электронной почте, заказным письмом, передаст ли его лично в руки британский посол при ЕС, а также то, как именно будет выглядеть это уведомление - будет ли это одна фраза или в приложении будут указаны приоритеты Великобритании на предстоящих переговорах. Однако все эти вопросы традиционно оставались без субстантивного ответа, на основании которого можно написать хоть что-то новое.


Без парламента не обойтись

О формальном начале нового этапа в отношениях Великобритании и ЕС Тереза Мэй, как ожидается, объявит в Палате общин британского парламента. Это должно произойти в районе полудня по местному времени (14:00 мск).

Изначально в планах у главы британского кабмина и правящей Консервативной партии вообще не было запрашивать мнения парламентариев. Мэй намеревалась сама применить статью 50, воспользовавшись так называемыми прерогативами Короны (или Королевскими прерогативами) - полномочиями монарха, реализуемыми кабинетом министров. Однако сначала высокий суд Лондона, а затем Верховный суд обязали премьер- министра заручиться поддержкой законодателей.

На рассмотрение соответствующего законопроекта у парламента ушло более месяца, однако в итоге билль, наделяющий премьер-министра правом уведомить Брюссель о выходе из блока, был принят без поправок, в изначальном крайне лаконичном виде. После того, как он был одобрен в середине марта королевой Елизаветой II, документ обрел законную силу и именно на его основании Тереза Мэй и применит статью 50.


Чего ждать дальше

Таким образом, в среду будет дана лишь формальная отмашка двухлетним переговорам между Лондоном и Брюсселем. Сами же дискуссии, по экспертным оценкам, должны занять полтора года, а еще полгода займет согласование достигнутых договоренностей и их одобрение парламентом Великобритании с одной стороны и Европарламентом с другой.

Времени не много, учитывая огромный объем вопросов, которые необходимо согласовать. Список тем для дискуссий очень широк и затрагивает, в первую очередь, вопросы иммиграции, налогообложения, сельского хозяйства, торговых и таможенных режимов, рыболовства, защиты информации и санкций. Придется также обсудить и темы, которые будут касаться социальных льгот мигрантов из стран ЕС, взаимных договоренностей по здравоохранению, грузового автотранспорта, ядерных гарантий, продажи квот на выброс парниковых газов и переадресации финансирования различных фондов ЕС отдельным правительственным департаментам.

Если учесть, что по каждой из этих тем британский парламент должен будет принять соответствующий законопроект, объем предстоящей в ближайшие два года работы поражает. Достаточно привести лишь такую цифру - по оценкам консалтинговой компании Deloitte, для того, чтобы провести переговоры и окончательно оформить "развод" с Брюсселем, британскому правительству придется нанять на работу около 30 тыс. сотрудников.


Вопросов больше, чем ответов

При этом не ясно, когда именно стороны фактически приступят к самим переговорам. Евросоюз назначил на 29 апреля, то есть спустя ровно месяц после получения формального уведомления от Лондона, экстренный саммит 27 стран Евросоюза, посвященный выходу Великобритании из сообщества. Далее странам ЕС нужно будет сформулировать единую позицию. По оценкам британских экспертов, в реальности первых предметных дискуссий не стоит ждать ранее конца мая.

Также не понятно, с чего именно Лондон и Брюссель начнут переговоры. Так, представители ЕС не раз говорили о том, что Великобритании придется заплатить большую цену за "билет, чтобы выйти".

СМИ упоминают сумму в районе €60 млрд, которую Брюссель хочет получить от Лондона в качестве взносов за ранее взятые на себя обязательства в составе ЕС. При этом, британские газеты со ссылкой на источники в Европейской комиссии указывают на то, что Брюссель не намерен начинать обсуждать торговый аспект будущих отношений с Лондоном, как минимум до конца этого года, то есть, до того момента, пока вопрос об этой сумме не будет улажен.
Свои требования есть и у Лондона. Согласно британским СМИ, ссылающимся на источники на Даунинг-стрит, 10, Лондон потребует от ЕС после выхода из состава сообщества вернуть £9 млрд ($11 млрд), которые хранятся в Европейском инвестиционном банке.

Очевидно, что речь идет об оглашении стартовых позиций, и со временем обе стороны умерят свои аппетиты, однако, на это должно уйти достаточно много времени.


В направлении "жесткого" Brexit

Сама Мэй уже объявила о том, что намерена пойти по пути "жесткого" Brexit и вместе с ЕС покинуть европейский общий рынок и таможенный союз. При этом, она рассчитывает, что Лондону удастся сохранить для британского рынка доступ на европейский рынок на выгодных условиях и одновременно ввести заслоны по пути европейской рабочей силы. В Брюсселе с этим категорически не согласны и говорят о том, что Лондон не может, ограничив одну из основных свобод, лежащих в основе ЕС - свободу перемещения, пользоваться доступом к общему рынку, как и ранее.

В итоге Дамоклов меч завис не только над британским бизнесом, который не знает, как именно он будет работать после Brexit, но и над 3,5 млн граждан ЕС, проживающих на территории Великобритании, и почти миллионом британцев, проживающих в ЕС.


Игра с высокими ставками

Получается, что сказать, как именно завершатся переговоры, сейчас не берется никто. Помимо бизнес-фактора и судьбы миллионов граждан ЕС и британцев на кону стоит фактически целостность Соединенного Королевства в нынешних границах. Парламент Шотландии, региона, большинство граждан которого в июне прошлого года проголосовали за сохранение членства в ЕС, уже высказался накануне за проведение нового референдума о независимости региона.

В Эдинбурге хотят организовать плебисцит между осенью 2018 и весной 2019 года, когда структура будущих договоренностей Лондона и Брюсселя будет уже более-менее ясна.

Тереза Мэй уже предупредила, что не приемлет плохой сделки с Брюсселем, и, если переговорщики из ЕС не смогут предложить ей "развод" на хороших условиях, тогда страна выйдет из ЕС вообще без всякой сделки.

Все это, безусловно, таит в себе большую опасность. И в первую очередь для самого премьер-министра, для которой формально стартующие в среду переговоры могут означать крах политической карьеры. Причем угроза исходит как извне, так и со стороны собственной партии.

Так, выход из ЕС без соглашения приведет к введению тарифов и пограничного контроля, проблемам в экономике. Это может привести к серьезному недовольству как серьезного бизнеса, так и рядовых британцев, которые почувствуют на себе все негативные последствия от Brexit.

С другой стороны, не очень выгодной сделки с ЕС Терезе Мэй не простит собственная Консервативная партия и результат будет таким же, как и в первом случае - отставка с поста премьера.

Таким образом, британский премьер-министр запустит в среду процедуру выхода из ЕС, прекрасно отдавая себе отчет в том, что она находится между двух огней. Но пути назад в этой ситуации у нее нет.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью