16.11.2009
Источник: newizv.ru
Регион: Россия
Правительство никак не может внести поправки в закон о торговле Сначала закон «Об основах государственного регулирования торговли» долго рождался – больше двух лет. Теперь его многократно изменяют и препарируют. Намеченное на 11 ноября обсуждение поправок ко второму чтению в Госдуме так и не состоялось. В конце концов премьер РФ Владимир Путин передал «дирижерскую палочку» в этом вопросе первому вице-премьеру Виктору Зубкову, который трижды – в октябре и ноябре – проводил переговоры о том, что конкретно предложит правительство депутатам ко второму чтению. Речь идет о пакете более чем в 250 поправок! Хотя кардинально изменить жизнь могут всего три-четыре.

Когда слушания возобновятся – точно не известно. Правительство попросило еще две недели на доработку документа. По задумке закон должен регулировать работу розничных сетей. Напомним, что в адрес ритейлеров после памятного похода премьера в «Перекресток» поступило немало нареканий на взимание дополнительной мзды с поставщиков – за место на полке, за реализацию крупных партий, а также за чрезмерное повышение цен.

В том виде законопроекта, в котором депутаты прочли его впервые, теме контроля за торговыми организациями посвящено три статьи. Торговым сетям и поставщикам продовольствия запрещается создавать дискриминационные условия, нарушать порядок ценообразования, а также навязывать контрагенту некоторые дополнительные условия, в частности плату за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть, и за изменение ассортимента товаров. Розничным сетям также запрещается требовать с поставщиков возмещения убытков при повреждении или утрате товара, произошедших после передачи товара и документов на него. Кроме того, по предложению ФАС законопроект ограничивает возможности крупных розничных сетей расширяться – открывать новые магазины. Эта «16-я статья» вызвала недовольство со стороны участников рынка. Продовольственным сетям, оборот которых в РФ превышает 1 млрд. рублей, а доля на рынке – 25%, запрещается вводить в эксплуатацию новые торговые объекты. Причем доля на рынке не только определяется в размерах всей страны, но и может быть высчитана в границах округа или даже муниципалитета. Такие «рамки» не только игроки рынка сочли чрезмерными. Проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Вадим Радаев заявил «НИ», что ограничение в 25% «не только мешает развиваться сетям, но и противоречит здравому смыслу и конституции». «По сути, страна страдает не от избытка, а от недостатка современных форматов, – говорит Вадим Радаев. – В Великобритании, например, четыре крупные сети владеют 80% рынка, и там никто не жалуется. А у нас на четыре самые крупные сети приходится всего 10% рынка. Не рано ли мы беремся их ограничивать?»

Зато «не прошла», по словам г-на Радаева, другая инициатива – установление максимальной 25% торговой наценки от цены производителя. «Ее отстояли сами производители, – утверждает эксперт. – В таких условиях ритейл откажется от российских продуктов и заменит их импортными, на которые ограничение не распространяется». Но это еще не все. Сетевиков беспокоит и предложение депутатов ограничить размер премии за объем поставленной продукции – она не сможет превышать 10% от цены продукции. Сейчас такие скидки доходят до 25%. Текущая версия законопроекта допускает только этот вид скидки от поставщика сети, но не оговаривает ее максимального размера. Если введут такое ограничение, то это ударит по прибыльности ритейлеров и приведет к росту конечной цены на продукты, предупреждает Ирина Канунникова, директор Союза независимых сетей России. «Сети вообще стали в последнее время именем нарицательным. Все бросились регулировать наценки в рознице. А оптовое звено? А беспредел переработчиков? Ведь в отдельных областях на 70% доминирует один переработчик и больше хороший продукт взять негде! Если мы говорим о законе, то нужно регулировать всю торговлю, а не супермаркеты отдельно». В части обвинений сетей в хищническом ценообразовании и дискриминации поставщиков г-жа Канунникова возразила: «У нас огромный неконтролируемый рынок и неразвитая инфраструктура. Это утопия, что все производители (в том числе и с неконкурентной продукцией) должны попасть к нам на полки. И по какой цене продавать, решает не сетевик, а вся цепочка. Вы не заметили, что частные марки в разы дешевле брендов? Бутылка подсолнечного масла частной марки стоит 35 рублей, а бутылка бренда – уже 70 рублей. Простое молоко в рознице – 19,5 рубля за литр, а «фирменное» – 40 рублей». Может быть, здесь стоит поискать секреты ценоформирования?

Так в чем же корень зла? Ведь цены растут не только в сетевых магазинах. Почему закон направлен только в одну сторону? Вадим Радаев считает, что у сложных явлений не бывает одной причины: «Рост цен – это производство электроэнергии, сырья, логистика, инфляция и т.д. Ритейл обвинять здесь глупо. Это конкурентный рынок – он боится потерять покупателя. Даже в кризис сети напряглись и начали сдерживать цены. А если не давать строить новые магазины, то многие российские населенные пункты так навсегда и останутся с автолавками».

По словам г-на Радаева, в среде либеральных экономистов не так давно появилось письмо, адресованное высшему руководству страны, в котором аргументированно объясняется, что с помощью закона ограничивать конкуренцию нельзя. Так что битва «за ритейл» будет продолжена.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

20.06.2018

Льготы на долгосрочной основе

Минсельхоз предлагает давать льготные кредиты на закупку молока только заводам, имеющим долгосрочные (минимум - трехлетние) договоры с сельхозпроизводителями. Инициатива - часть политики ручного контроля Минсельхоза, озвученной еще весной, обсуждение проекта документа продлится до 28 июня. The DairyNews узнало мнения участников рынка о предлагаемой мере.
СП Лидер, ООО
Адрес:  Калужская обл, Бабынинский район, с. Пятницкое, д. 78 
 
Колхоз Свобода, ООО
Адрес:  Тверская обл, г. Вышний Волочек, ул. Ямская, д. 110 
 
Башплемсервис, ГУСП РБ
Адрес:  Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Гафури, д.54 
 
СМТ Молоко, ООО
Адрес:  г. Москва, шоссе Дмитровское, д. 71Б ком. 21 офис 1