Правило №6 - никогда не строить бизнес с чиновником

Источник: The DairyNews
Мое правило №6 - никогда не строить бизнес с чиновниками. Я о ситуации, когда чиновник в доле и ваш бизнес в большей степени зависит от него, а не от вас.

Ещё в 90-х я принял решение, что не пойду по этому пути. Во-первых, сидеть на госзаказах слишком просто, да и не стабильно. Задача здесь – это найти «правильного» чиновника, а это, в принципе, не трудно. Но, если вы потеряли этого чиновника или, скажем, чиновник лишился статуса, у вас весь бизнес рушится. Самый яркий пример – бизнес Елены Батуриной.

Во–вторых, когда вы сидите на госзаказе, то ваш бизнес, как правило, не имеет никакой рыночной стоимости. Вы, наверное, знаете, что есть несколько типов мышления: производственный, коммерческо-государственный и маркетинговый. Яркий пример производственного мышления – это Советский Союз. Задача была произвести 10 тыс. пар калош для Глаши. В то время, когда Глаша мечтала о белых лодочках на каблуке. Поэтому, Глаша и её подруги перед походом в клуб, брали мел и сами красили обувь.

Биллов Гейтсов в России нет, потому что треть страны, сложив лапки, сидят на госзаказах. Или зарабатывают на энергоресурсах и природных ископаемых. Чьи коттеджи в посёлках Подмосковья самые шикарные? Прямо как в той сказке Шарля Перро, - «Чьи это земли?». – «Маркиза Карабаса!». Я против того, чтобы люди пользуясь госнедрами, строили свои империи.

Продукт же в России создают единицы.

Посмотрите на китайских миллиардеров, они развивают IT технологии. Посмотрите на американских, они делают экономику сильной, развивая сельское хозяйство и промышленность. Необходимо, чтобы государство давало возможность честно заниматься бизнесом. Чтобы у каждого человека был шанс стать как миллионером так и миллиардером. Если он создал товар, как Билл Гейтс, почему нет. Наши лучшие айтишники и стартаперы уже заграницей.

Кабош&чиновник – не вариант. Потому, что я хотел и хочу строить бизнес на века. Так, чтобы мой выцветший от времени портрет висел в кабинетах у праправнуков. Поэтому изначально искал нишу, которая сложна, но в которой есть место. И нашел - это производство молока и сыра. И выбрал для компании самый сложный, но честный тип мышления - маркетинговый. Есть всего два варианта, твой продукт покупают или не покупают. 

Предыдущие правила: https://www.dairynews.ru/authors/list/?author=227295
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью