Позиция СОЮЗМОЛОКО по вопросу электронной ветсертификации

Источник: souzmoloko.ru
Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 17 июля 2014 г. N 281 г. Москва 

"Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде" 

В целях совершенствования нормативного правового регулирования в области ветеринарии приказываю: 

1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (приложение N 1). 

2. Утвердить прилагаемый Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде (приложение N 2). 

3. Рекомендовать органам и учреждениям, входящим в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечить техническую возможность оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде до 1 февраля 2017 г. 

Установить, что оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде осуществляется органами и учреждениями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по мере технической готовности. 

4. Признать утратившими силу приказы Минсельхоза России: 

от 16 ноября 2006 г. N 422 "Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" (зарегистрирован Минюстом России 24 ноября 2006 г., регистрационный N 8524); 

от 14 августа 2007 г. N 393 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422" (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2007 г., регистрационный N 10130); от 19 марта 2008 г. N 98 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422" (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2008 г., регистрационный N 11561); 

от 4 декабря 2008 г. N 522 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. N 422" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2008 г., регистрационный N 13041); 

от 5 мая 2009 г. N 176 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422" (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2009 г., регистрационный N 14030); 

от 19 марта 2010 г. N 84 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. N 422" (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2010 г., регистрационный N 16875). 

5. Признать утратившим силу пункт 1 приказа Минсельхоза России от 5 июня 2014 г. N 185 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Минсельхоза России" (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2014 г., регистрационный N 33124). 

6. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на Статс-секретаря - заместителя Министра сельского хозяйства А.В. Петрикова. 

7. Приказ вступает в силу с 1 марта 2015 года. 

Министр Н. Федоров 


Позиция СОЮЗМОЛОКО: 

Тезисы:

1. Некорректность ссылки на нормативно-правовую базу ТС при определении подконтрольных товаров для оформления ВСД. В соответствии с Приказом ВСД оформляются на подлежащие ветконтролю товары, утвержденные Решением КТС от 18.06.2010г №317. В список товаров включена готовая переработанная (в том числе молочная) продукция. Однако, данный документ распространяется на товары, перемещаемые только между странами ТС или ввозимые на таможенную территорию союза из третьих стран, и не действует внутри страны (Раздел IV). 

2. Введение ветеринарной сертификации на готовую переработанную продукцию противоречит и здравому смыслу и международной практике по причине безопасности такой продукции в ветеринарном отношении. Все используемое непереработанное сырье животного происхождения подвергается ветеринарно-санитарной экспертизе с последующим оформлением ветеринарных сертификатов, поэтому готовая молочная продукция производится из безопасного в ветеринарном отношении сырья, происходящего из благополучных по эпизоотии территорий. 

Специфика изготовления молочной продукции заключается в том, что одна партия готовой продукции может включать в себя более 50 партий молока-сырья, а за одни сутки средний молочный завод производит около 40 партий готовой продукции. На оформление ветеринарных сертификатов, по расчетам СОЮЗМОЛОКО, потребуется 158 часов рабочего времени ежедневно, то есть 20 дополнительных специалистов. 

Таким образом, в случае введения ветеринарной сертификации для готовой (переработанной) молочной продукции дополнительные издержки одного среднего молочного заводов, по предварительным расчетам, составят порядка 12 млн. рублей в год, что приведет к значительному удорожанию молочных продуктов, которые входят в перечень социально значимых товаров. 

3. Прослеживаемость передвижения пищевой продукции по всей транспортно-логистической цепочке обеспечивается уже сегодня посредством выполнения требований действующего законодательства РФ и ТС. При этом механизм контроля за обеспечением прослеживаемости и выявления контрафакта приказом, а так же системой электронной ветсертификации, не определен 

4. Зарегистрированный от 18.07.2014 г. Минюстом Приказ Минсельхоза №281 от 17.07.2014 года “Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде” кардинально отличается по сравнению с тем Приказом, который прошел публичные обсуждения с бизнес-сообществом, а также процедуру ОРВ, которые помогли снять большую часть озабоченности со стороны бизнеса. 

В ответ на последнее предложение выбрать приемлемую для производителей и переработчиков молока, направленное МСХ в конце июля, СОЮЗМОЛОКО выслал официальный ответ с указанием необходимого варианта, но решение было вновь проигнорировано. 

5. По результатам встречи СОЮЗМОЛОКО и Россельхознадзора были достигнуты договоренности (Протокол встречи в наличии, публичное заявление Власова http://www.rosselxoznadzor-ul.ru/practice/practice_news.php?nid=842014162429) о проведении пилотного проекта в частности, на нескольких молочных предприятиях с целью определения реальности и необходимости внедрения процедуры ветсертификации для готовой молочной продукции. Договоренности проигнорированы. 

6. Бизнес-сообщество и Минсельхоз в рамках рабочих встреч достигли договоренности, что переходный период продлится до 2017 г. В итоге в приказе вообще не предусмотрен переходный период для готовой (переработанной) пищевой продукции, на которую ранее не оформлялись ВСД. 

7. Полная неготовность со стороны не только отрасли, но и ветслужб к исполнению необходимых действий по оформлению ВСД на готовую переработанную пищевую продукцию - нет штата работников ветслужб, бланков документов, процедуры выдачи ВСД. Кроме того, специалист РСХН должен присутствовать и на торговых точках. Для внедрения системы в России физически нет такого числа специалистов. 

8. С юридической точки зрения редакция Приказа не содержит достаточного понятийного аппарата для его понятного и беспрепятственного выполнения со стороны всех участников экономического процесса (отсутствует или требуют уточнения ряд определений, например: партия товара, срок действия сертификата и т.д.) 

9. Исчез пункт о безвозмездности при оформлении ВСД, что изначально многократно утверждалось РСХН как обязательное условие при процедуре оформления ВСД в том числе с целью снятия финнагрузки на бизнес. Это коррупционно опасная ситуация. 

10. В Приказе отсутствует обязанность ветслужб перейти к электронной ветсертификации. Им только рекомендовано обеспечить тех возможность оформления ВСД в электронном виде к 2017 году. Если посмотреть на название документа – не ясна логика столь стремительного принятия Приказа, а соответственно и всей данной процедуры без завершенности проработки соответствующих информационных систем/ресурсов. 

Итог: 

Остановка производства и прекращение выпуска продукции в оборот, что повлечет за собой многомиллиардные потери для государства и бизнеса, нехватку товаров для конечного потребителя, что в случае введения санкций со стороны России и запрета на ввоз продукции из ЕС, приведет к острейшему дефициту молока и молочной продукции. 

Рост издержек и рост цен на молочные продукты, проблема с доставкой продукции в торговые сети, которые будут перекладывать свои издержки на потребителей и производителей. Остановка и банкротство части предприятий, которые не имеют возможности увеличить расходы на проведение электронной ветсертификации.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью