Людмила Маницкая
Людмила Маницкая
исполнительный директор РСПМО, кандидат экономических наук, заслуженный работник перерабатывающей промышленности Кубани

Речь идет о том, что до 2024 года в России должна быть создана система полной прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя (поручение Правительства РФ). В феврале 2018 года Минпромторг, Минфин, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, а также Федеральная служба безопасности при участии «Ростеха» должны были представить главе правительства проекты концепции такой системы.

Справочно.

С 2016 года в России обязательна маркировка изделий из меха. В феврале 2017 года стартовала добровольная маркировка лекарств (обязательной она станет с 2020 года), в январе 2018 года — эксперимент по маркировке табачной продукции. Кроме того, с 1 июня 2018 года в России начнется эксперимент по маркировке обуви.

Система маркировки и прослеживаемости товаров будет включать оборудование и программное обеспечение. Оборудование необходимо для нанесения генерируемого на производстве двухмерного кода Data Matrix и контроля этого процесса с помощью сканеров. Механизм прослеживания каждой единицы товара будет фиксировать все операции с ним с момента нанесения на производстве метки и до продажи конечному потребителю. В оптовом канале процесс предполагается организовать через электронный документооборот, обязав указывать коды товара в документах. В рознице контроль выбытия товара с рынка будет осуществляться с помощью онлайн-касс.
Концепция маркировки уже готова, предлагаемая модель — единый оператор частно-государственного партнерства для всего товарного рынка, оплата за единицу кода, единая маркировка для всех товаров. Госдума приняла поправки к законодательству, переносящие до 2020 года обязательность маркировки лекарств, — эта система будет интегрирована в будущую единую сеть.

В связи с множеством обращений в дирекцию Молочного союза России от разных СМИ, считаем целесообразным опубликовать видение Союза по данному вопросу.

Союз ознакомлен с имеющейся информацией, а также с позициями ведомств, участвующих в обсуждении данной системы маркировки товаров, и поддерживает любую деятельность, направленную на исключение в данном случае с молочного рынка фальсификации, нелегального производства и оборота товаров, а также контрабанды и иных видов жульничества.

Вместе с тем, при обеспечении прослеживаемости необходимо соблюдать различные условия, а именно:

- прослеживаемость должна быть сквозной, от импорта или производства сырья, до торговой полки  и потребителя;

- прослеживаемость должна захватывать все стадии производства;

- ввиду сильной чувствительности молочного сырья и готовой продукции к условиям хранения и транспортировке, необходимо обеспечить прослеживаемость всех уровней перемещения товара, передачи права собственности;

- постоянный «онлайн» доступ надзорных органов к данным;

- особенность маркировки молочной продукции, невозможность маркировки практически всего сырья, используемого для производства;

- стоимость внедрения данного механизма (учитывая объем и стоимость единицы продукции, необходимой для маркирования и поддержания прослеживаемости, система налагает весьма суровые требования).

Стоить отметить, что уже длительное время ведется работа над внедрением соответствующей системы прослеживаемости и речь идет об электронной ветеринарной сертификации (ЭВС). Сейчас предприятия оперативно внедряют у себя данную систему, потому что в соответствие с законодательством, ее запуск намечен в обязательном порядке на 1 июля 2018 года.

Мы долго к ней готовились, ее долго запускали,  сроки ее внедрения даже переносили. И что теперь?

Если Правительством РФ примет условия обязательного внедрения нового механизма маркировки, это означает, что новая система обязательно должна быть интегрирована с системой идентификации животных и с системой электронной ветеринарной сертификации.

Вместе с тем, если уже вводится ЭВС, зачем нам дополнительная прослеживаемость, которая может просто финансовым бременем лечь на плечи производителей? Уровень прослеживаемости можно повышать уже в рамках разработанной системы ЭВС.

Однако уже сейчас можно услышать высказывания некоторых лоббистов и предприятий о том, что необходимо уходить от системы ЭВС к новому механизму маркировке, точно так же, как в начале этого года, эти же лоббисты предлагали заменить ЭВС еще одним похожим механизмом.

А самое главное, что система новой маркировки, насколько ясно из имеющихся документов, обязывает индивидуальную маркировку каждой единицы товара.

Т.е. в случае замены этого механизма на ЭВС, мало того, с учетом реализации пилотных проектов, у нас не будет прослеживаемости и продолжится царствование контрабанды и фальсификата еще несколько лет, так и финансовые затраты будут совершенно другие.

ЭВС подразумевает на текущий момент систему партионного учета, отслеживания партий и маркировки партий.

Новый же механизм маркировки подразумевает маркировку каждой единицы товара. Каждой отдельной пачки йогурта, кефира, сыра. Это другие затраты на оборудование, не сопоставимые с текущими. По сравнению с ЭВС, новая система обойдется в несколько десятков раз дороже.

Резонный вопрос, зачем тогда в СМИ начинается, за два с лишним месяца до перехода на ЭВС, новая волна против ЭВС, а лоббисты «вовремя» предлагают уход на более дорогую систему?

Отвечаю сама: безусловно, отсрочить прослеживаемость еще хотя бы на год.

Даже если в итоге это обойдется в разы дороже для самих себя, они сейчас денег не считают, это просто принципиальная война с Россельхознадзором, так сказать «ни нашим, ни вашим». К тому же, деньги у них, не закончатся, в отличие от всех остальных.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

19.07.2018

Разделите по жиру

Общественное обсуждение проходит в настоящее время документ, подготовленный Минпромторгом и предлагающий с 1 января 2019 года запретить выкладку на одной полке молочных и молокосодержащих продуктов. Отношение к документу неоднозначное, хотя участники отрасли отмечают, что потребитель не обязан быть экспертом в маркировке и наименованиях продукта, следовательно, ему нужно максимально помочь ориентироваться в ассортименте, существует и другое мнение, - данная законодательная инициатива ничего не изменит.
Ломтадзе Заза Ревазович, ИП глава КФХ
Адрес:  Амурская область, Ивановский район, с Константиноградовка 
 
Богатырь, ООО
Адрес:  Ивановская обл, Ивановский район, с. Чернореченский, ул. Победы, д. 13 Б 
 
Возрождение М, ООО
Адрес:  Мордовия респ., Ковылкинский район, Кемляй, ул. Монастырская, д. 18 
 
Сычуань-Чувашия агропромышленная торговая компания, ООО
Адрес:  Чувашская (Чувашия) респ., г. Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, д. 20 оф. 704