20.08.2018
Источник: The DairyNews
Регион: Россия

Сегодня в России перепроизводство молока, говорит директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.

По оценке ЦИМР, в 2017 году спрос на молочную продукцию составил 22,3 млн. тонн, при этом произведено молочной продукции в пересчете на молоко было 23 млн. тонн.

– По сравнению с 2016 годом, в прошлом году наблюдался рост потребления молока, – отметил директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. –Если в 2016 году оно составляло 149,7 кг на душу населения, то в прошлом году выросло до 152,18 кг.

По оценке Центра изучения молочного рынка, лидером по потреблению молока является Ленинградская область и Санкт-Петербург – там потребляют 293,2 кг. На втором месте Кировская область –278,4 кг, на третьем –Татарстан – 255,6 кг. Замыкает десятку лидеров Ярославская область – 214,3 кг.

ГОД НАЗАД

В 2017 году продажи молочной продукции снижались. Как отмечает Nielsen, росли лишь две категории: сливки (+2,7%) и молочные десерты (+18%). Ключевым драйвером этого стал рост цен на готовую продукцию.

Наиболее заметное снижение продаж отмечается в категории кефира (-8,4% в натуральном выражении и -0,4% в денежном выражении). Продажи пастеризованного молока снизились на 2,5% в натуральном выражении, йогуртов –на 5,8%, творога – на 5%, сметаны – на 4,2%, питьевых йогуртов –на 3,6%. Заметное снижение темпов продаж продемонстрировали глазированные сырки: за октябрь 2015-сентябрь 2016 их рост составлял 14,6% в натуральном выражении, тогда как в этом году их продажи снизились на 0,8%, –писало Nielsen в конце прошлого года.

СЕГОДНЯ

Сегодня потребление показывает незначительный, но рост. Связано это, отмечают эксперты и участники рынка, во многом со снижением цен на молоко, и на готовую молочную продукцию на полке. Другой важный фактор - потеря доверия к качеству продукции категории в нижнем ценовом сегменте.

По оценке холдинга РОМИР, число потребителей питьевого молока в июле 2018 года выросло на 1,3%. При этом продукция подешевела за год в среднем на 7%.

В июле объемы покупки молока выросли на 4,7%, несмотря на сокращение числа домохозяйств, покупающих эту продукцию.

По мнению экспертов, снижение потребления продолжится в категориях молокосодержащих продуктов. Они также отмечают, что несмотря на снижение потребления традиционных продуктов, таких как кисломолочные продукты, растет в 2018 году потребление сыров, масла и йогуртов. При этом прогнозируется рост потребления молочных альтернатив, в том числе произведенных крупными компаниями-производителями молока и молокопродуктов.

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?

Потребитель хочет приобретать качественную и недорогую продукцию. Эксперты в области брендинга уверены, что сегодня основная масса покупателей нацелена на потребление качества и стиля. Зачастую их не интересует цена. Однако вопрос в отношении молочной категории не так прост.

Изначально молочная продукция является социальной, она входит в продовольственную корзину и является наиболее близким и простым источником белка и микроэлементов, важных для человека. На ее потребление всегда влияла цена. Согласно опросам аналитических агентств, сегодня потребитель смотрит на полку в поисках наиболее натурального состава и приятного вкуса. А с падением доходов просто отказывается от молока и заменяет его более дешевым источником белка, к примеру, куриным мясом.

– Еще два года назад мы говорили о том, что на рынке самых дешевых продуктов перепроизводство. В России в связи с ростом производства сырого молока многие производители, специализировавшиеся ранее на молокосодержащей продукции, стали выпускать больше натуральной молочной продукции, –комментирует Михаил Мищенко. –Потребление всех категорий в целом сокращается в нижнем ценовом сегменте. Люди более обеспеченные увеличивают потребление масла, сыров. Более того, в связи с падением доверия к продукции, потребитель переориентировался и сегодня россияне стали потреблять больше молочной продукции в пересчете на сырое молоко. Сегодня однозначно можно говорить о том, что потребитель стремится покупать натуральный, качественный продукт, – уверен аналитик.

Снижение реальных доходов населения – негативный фактор для потребления молока и молочной продукции, согласен исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов.

Сегодня однозначно можно утверждать, что покупатель, придя в магазин, в первую очередь хочет быть уверен в качестве приобретаемой продукции. Однако, факторов для обеспечения роста потребления молочных продуктов очень много. Основной прирост в 2018 году по мнению аналитиков, произойдет за счет роста потребления продукции произведенной исключительно из молока.

Вырастет ли потребление молока в 2018 году?

Узнай мнение экспертов

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка

Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка

Артем Белов, исполнительный директор СОЮЗМОЛОКО

Артем Белов, исполнительный директор СОЮЗМОЛОКО

Людмила Маницкая, исполнительный директор и глава Совета РСПМО

Людмила Маницкая, исполнительный директор и глава Совета РСПМО

Читать другие комментарии на эту тему
22.01.2019

НДС-20%: что думают молочники?

Большинство крупных производителей отказалось обсуждать увеличение НДС до 20% с января 2019 года, однако ряд участников рынка высказал свою точку зрения о влиянии фактора НДС на отрасль. Подробнее - в материале The DairyNews.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Продукты Гончарово, ООО
Адрес:  Тверская обл, Торопецкий район, д. Бончарово, д. 27 
 
ЭкоНива Алтай, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Тальменский район, рабочий пос. Тальменка, пер. Банковский, д. 3 каб. 7 
 
Юргинский аграрий, ООО
Адрес:  Кемеровская обл, Юргинский район, с. Проскоково, ул. Совхозная, д. 2