Горячая тема

Потребитель в молоке

Источник: The DairyNews
По данным Центра изучения молочного рынка (ЦИМР), потребление молока в России в 2017 году составило 152,18 кг на душу населения. Аналитики оценивают потенциал роста потребления молока в РФ как очень высокий, однако не все так просто.

Сегодня в России перепроизводство молока, говорит директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.

По оценке ЦИМР, в 2017 году спрос на молочную продукцию составил 22,3 млн. тонн, при этом произведено молочной продукции в пересчете на молоко было 23 млн. тонн.

– По сравнению с 2016 годом, в прошлом году наблюдался рост потребления молока, – отметил директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. –Если в 2016 году оно составляло 149,7 кг на душу населения, то в прошлом году выросло до 152,18 кг.

По оценке Центра изучения молочного рынка, лидером по потреблению молока является Ленинградская область и Санкт-Петербург – там потребляют 293,2 кг. На втором месте Кировская область –278,4 кг, на третьем –Татарстан – 255,6 кг. Замыкает десятку лидеров Ярославская область – 214,3 кг.

ГОД НАЗАД

В 2017 году продажи молочной продукции снижались. Как отмечает Nielsen, росли лишь две категории: сливки (+2,7%) и молочные десерты (+18%). Ключевым драйвером этого стал рост цен на готовую продукцию.

Наиболее заметное снижение продаж отмечается в категории кефира (-8,4% в натуральном выражении и -0,4% в денежном выражении). Продажи пастеризованного молока снизились на 2,5% в натуральном выражении, йогуртов –на 5,8%, творога – на 5%, сметаны – на 4,2%, питьевых йогуртов –на 3,6%. Заметное снижение темпов продаж продемонстрировали глазированные сырки: за октябрь 2015-сентябрь 2016 их рост составлял 14,6% в натуральном выражении, тогда как в этом году их продажи снизились на 0,8%, –писало Nielsen в конце прошлого года.

СЕГОДНЯ

Сегодня потребление показывает незначительный, но рост. Связано это, отмечают эксперты и участники рынка, во многом со снижением цен на молоко, и на готовую молочную продукцию на полке. Другой важный фактор - потеря доверия к качеству продукции категории в нижнем ценовом сегменте.

По оценке холдинга РОМИР, число потребителей питьевого молока в июле 2018 года выросло на 1,3%. При этом продукция подешевела за год в среднем на 7%.

В июле объемы покупки молока выросли на 4,7%, несмотря на сокращение числа домохозяйств, покупающих эту продукцию.

По мнению экспертов, снижение потребления продолжится в категориях молокосодержащих продуктов. Они также отмечают, что несмотря на снижение потребления традиционных продуктов, таких как кисломолочные продукты, растет в 2018 году потребление сыров, масла и йогуртов. При этом прогнозируется рост потребления молочных альтернатив, в том числе произведенных крупными компаниями-производителями молока и молокопродуктов.

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?

Потребитель хочет приобретать качественную и недорогую продукцию. Эксперты в области брендинга уверены, что сегодня основная масса покупателей нацелена на потребление качества и стиля. Зачастую их не интересует цена. Однако вопрос в отношении молочной категории не так прост.

Изначально молочная продукция является социальной, она входит в продовольственную корзину и является наиболее близким и простым источником белка и микроэлементов, важных для человека. На ее потребление всегда влияла цена. Согласно опросам аналитических агентств, сегодня потребитель смотрит на полку в поисках наиболее натурального состава и приятного вкуса. А с падением доходов просто отказывается от молока и заменяет его более дешевым источником белка, к примеру, куриным мясом.

– Еще два года назад мы говорили о том, что на рынке самых дешевых продуктов перепроизводство. В России в связи с ростом производства сырого молока многие производители, специализировавшиеся ранее на молокосодержащей продукции, стали выпускать больше натуральной молочной продукции, –комментирует Михаил Мищенко. –Потребление всех категорий в целом сокращается в нижнем ценовом сегменте. Люди более обеспеченные увеличивают потребление масла, сыров. Более того, в связи с падением доверия к продукции, потребитель переориентировался и сегодня россияне стали потреблять больше молочной продукции в пересчете на сырое молоко. Сегодня однозначно можно говорить о том, что потребитель стремится покупать натуральный, качественный продукт, – уверен аналитик.

Снижение реальных доходов населения – негативный фактор для потребления молока и молочной продукции, согласен исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов.

Сегодня однозначно можно утверждать, что покупатель, придя в магазин, в первую очередь хочет быть уверен в качестве приобретаемой продукции. Однако, факторов для обеспечения роста потребления молочных продуктов очень много. Основной прирост в 2018 году по мнению аналитиков, произойдет за счет роста потребления продукции произведенной исключительно из молока.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью