31.10.2018
Источник: riafan.ru
Регион: Ленинградская обл.

Но похоже, что гигантов продовольственных поставок оставят без прибыли в ближайшее время. Свидетельствует об этом недавнее раскрытие управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу картельного сговора между АО «Фирма Флоридан», ООО «Воскресенье» и АО «КСП Василеостровского района».

Федеральное агентство новостей разбиралось, как обстоят дела с конкуренцией в сфере обеспечения питания в дошкольных и учебных заведениях Петербурга.

«В ходе проведенной антимонопольным органом внеплановой проверки указанных хозсубъектов было установлено, что: все три фирмы находятся по одному адресу и торговались на интернет-аукционах с одного IP-адреса; «Воскресенье» поставляет продукты питания для «Фирмы Флоридан»; сотрудники тендерного отдела «Фирмы Флоридан» работают по совместительству в двух других фирмах-участниках соглашения; единственный акционер «Фирмы Флоридан» является матерью учредителя «Воскресенья», — сообщила пресс-служба ведомства.

Расписали таким образом «на троих» предприимчивые сотрудники аж 50 контрактов за два года, а выручка по ним составила 52 миллиона рублей. И это только вершина айсберга, потому что контрактов были заключены тысячи — с «Фирмой Флоридан» за 2015–2018 годы на сумму 4,2 миллиарда, с их ближайшими «конкурентами» «Артис-Детское питание» — на 5,7 миллиардов.

Не только недобросовестные бизнесмены ответственны за растрату бюджетных средств, но и чиновники. Борьбу с управлением социального питания администрации Петербурга и заведенными им порядками антимонопольщики ведут с 2015 года.

Дело в том, что положения городского закона «О социальном питании» не соответствовали федеральному законодательству. Питание в государственных бюджетных образовательных учреждениях организовывали компании, которые были выбраны по так называемому «конкурсному отбору». 44-ФЗ такой процедуры не предусматривает.

Вообще, организовывать питание для детей в образовательных учреждениях города можно двумя способами — это могут делать петербургские детские образовательные учреждения самостоятельно или питание могут поставлять организации общественного питания. В первом случае все проводилось в полном соответствии с 44-ФЗ, а вот каким образом проводился так называемый конкурсный отбор во втором случае — история темная.

Известен только итог: в некоторых районах — Невском, Калининском, Выборгском, Приморском, Василеостровском, Адмиралтейском, Кировском, Красносельском и Фрунзенском — на торги выходили определенные компании, другим вход был закрыт.

Судя по открытым источникам информации в Интернете, объемы выручки и количество госконтрактов основных поставщиков продуктов для учреждений этих районов — «Фирма Флоридан», «Артис-Детское питание», КСП «Охта», «База Мария», «Альфа-Провиант», стали расти как раз в 2014–2015 годах.

К счастью, министерство юстиции и УФАС совместными усилиями смогли навести законный порядок.

«Санкт-Петербургское УФАС России провело продолжительную, всестороннюю и кропотливую работу: несколько антимонопольных дел, предписания органам власти, предупреждения всем районным администрациям, городским комитетам. Но цель оправдывает средства.

Благодаря нашей работе закупка пищевых продуктов и продовольственного сырья учреждениями будет осуществляться только в соответствии с законодательством о федеральной контрактной системе», — резюмировал руководитель петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

Секрет миллиардных доходов поставщиков кроется не только в картельных сговорах, которые позволяли поддерживать максимальную начальную цену контракта, но и в формировании самой цены.

В 2016 году журналисты и активисты Центра общественного контроля обратили внимание, что стоимость продуктов питания в контрактах, заключаемых городскими администрациями превышает не только оптовые цены, но даже розничные в магазинах.

Критике тогда подверглись Фрунзенский район, возглавляемый на тот момент Владимиром Омельницким, и Невский во главе с Константином Серовым. Общественники обратились в прокуратуру.

Неизвестно, их ли стараниями, но в мае 2018 года комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга издал постановление №100, которое позволяет устанавливать предельную цену товаров.

Правда, обязательным к исполнению постановление станет только в следующем году, а заключенные на вторую половину этого года контракты почему-то не были отменены и разыграны по новым правилам, хотя сроки это позволяли.

Естественно, бизнесмены и большая часть районных администраций не преминули этим воспользоваться. Это легко увидеть, открыв любой контракт на поставку продуктов питания в дошкольное учреждение.

Для примера мы выбрали детский сад в Приморском районе, где продолжают господствовать «Артис-Детское питание» и «Фирма Флоридан», и детский сад во Фрунзенском, где с уходом Владимира Омельницкого в соседний Пушкинский район они уступили другим поставщикам.

Информация о электронных аукционах на поставки для этих учреждений была размещена на портале Госзакупки в сентябре, т. е. уже через четыре месяца после выхода постановления комитета.

Для сравнения мы взяли три позиции из контрактов — мясо, фрукты, специи — и сравнили их между собой и с данными Федеральной службы статистики по средним потребительским ценам в Петербурге за сентябрь 2018 года.

Маленьким воспитанникам детского сада №12 Приморского района продукты поставляет «Фирма Флоридан», поэтому говядина им обходится в 581 рубль за кг, а печень предлагается за 252 рубля.

В это же время малыши из детского сада №62 Фрунзенского района потребляют те же продукты, но совсем по другой цене — 432 рубля за кг мяса и 203 рублей за субпродукты.

В магазинах у вашего дома вы увидите эти продукты по цене 503 рубля за говядину и 209 рублей за печень, а ведь в цену уже включена наценка ритейлера. Получается, что администрация Приморского района оптом покупает товары дороже, чем любой петербуржец в розницу.

Если просматривать все остальные позиции контрактов — крупы, молочную продукцию, хлеб — явно видно завышение цен в Приморском районе на 10-20%. Но самые большие наценки специалисты, составляющие технические задания контрактов, прячут в позициях, на которые мало кто обращает внимание.

Например, специи в Приморском районе стоят гораздо дороже, чем во Фрунзенском.

Еще одна «фишка» специалистов по госзакупкам — спрятать в контракте условие, которое может выполнить только определенный поставщик. Чаще всего это малозаметная обывателю разница в ГОСТах, но иногда и определенный тип продукта.

Так, виноград, который не подадут к столу в детском саду №62 Фрунзенского района, попал в контракт детского сада №12 Приморского. И не просто попал, а по цене, в два раза превышающей среднерыночную.

Таким образом, как курочка по зернышку, поставщик собирает с каждой позиции каждой поставки свой миллиардный доход с бюджета города. И прекратится эта порочная практика только в следующем году.

Мы попытались получить комментарий руководства «Фирмы Флоридан», но в офисе компании заявили, что «их это не интересует».
20.05.2019

Один год Патрушева

Год назад 18 мая Дмитрий Патрушев был назначен на должность главы Минсельхоза России. The DairyNews предлагает читателям вспомнить, что обещал министр и как изменилась отрасль за период руководства федерального аграрного ведомства экс-директором Россельхозбанка.
Тверьплемсервис, ООО
Адрес:  Тверская обл, Калининский район, д. Аввакумово, д. 15 стр. 1 офис 23 
 
Ильинская творожная компания (ИТК), ООО
Адрес:  Пермский кр., г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 50А офис 408 
 
Клевер МК, ООО
Адрес:  Тюменская обл, г. Тюмень, проезд Солнечный, д. 22 кв. 372 
 
Собина Н.И. КХ
Адрес:  Удмуртская респ, Шарканский район, д. Собино, ул. Тамбырь, д. 5Б