Пособие по манипулированию рынком

Источник: The DairyNews
Пару дней назад мы вернулись с совещания в Минсельхозе России по вопросу импортозамещения «сухого молока». Надо понимать, что о молоке сейчас говорить модно, и так много внимания нашей отрасли в министерствах и ведомствах не уделяли никогда. И в этой ситуации очень много подводных камней, потому что на том самом совещании, были озвучены предложения по установлению новых правил игры, по «спасению» отрасли, отстаиванию интересов отечественных аграриев.
Людмила Маницкая
Людмила Маницкая
Председатель Совета – директор Молочного союза России

Если вкратце, то со следующей недели в Минсельхозе России пройдет череда совещаний с представителями «переработки» и потребителями «сухого молока». Мы только «за», но давайте сначала разберемся в этой самой ситуации, и, почему оглашение политики Минсельхоза России звучит как объявление войны бизнесу, как  субъекту экономики АПК.

Основной крик бедствия, который начался в ноябре-декабре 2017 г. и идет по сей день, связан с заявлениями как товаропроизводителей, так и региональных и федеральных чиновников по вопросу катастрофического падения цены на сырое молоко. Сложилась ситуация, когда в условиях дефицита сырьевого рынка, имеющейся объем сырья оказался «не нужен» для промышленного потребления, и мы вошли в 2018 г. с падением, не характерным для зимне-осеннего периода. Более того, сейчас склады затоварены.   По   данным   Минсельхоза   России   запасы   СОМ   к   2016 году увеличились  на 14 тыс. т., по СЦМ – в 2,5 раза до 3,3 тыс. т. Цены на сырьевые продукты тоже сильно падают, реализовать продукцию нельзя.

Вставка1

Но подождите, эта ситуация началась не в конце 2017 г., более того, она периодически повторяется, просто никто не хочет учиться на истории. Давайте проанализируем ситуацию и начнем сначала, т.е. 2016 года, с событий, которые привели нас к сегодняшнему результату.

В начале 2016 года мы уже наблюдали небольшое падение спроса, о чем мы предупреждали, говоря о том, что мы достигли потолка цен на готовую продукцию. Важно понимать, что несмотря на падение доходов населения, полка не снижается никогда.

Далее, в середине мая прошла информация о возможном закрытии Республики Беларусь, это привело к росту цен без объективных причин, только на панике рынка. Цена на сливочное масло, как сырьевого продукта, выросла почти вдвое, выросла его цена и на полке. Это очень важно, потому такие биржевые продукты как сливочное масло и сухое молоко являются главными индикаторами для прогноза цены на сырое молоко.

Новый точечный рисунок (3)

Таким образом, в 2016 году «вручную» было сдержано падение цен на сырое молоко в сезон большого молока, что привело к увеличению запаса товаров к осени, который был произведен по высокой себестоимости.

Случился «эффект домино» - рост цен на потребительском рынке при сокращении потребления, а также высокая цена на сырьевые продукты (сом/масло), произведенные по цене до 30-35 рублей за литр молока (в некоторые периоды), привели к падению рынка, которое до сих пор продолжается.

Рынок оказался перегрет, и по сухому молоку, и по маслу, предложение превысило спрос, и это все – информационные поводы по закрытию Белоруссии. Поэтому в 2017 год мы вошли с сильным снижением по ценам.

Какие решения были приняты Минсельхозом России? Мы стали на постоянной основе участниками обсуждения темы молочных интервенций на всех площадках страны, наблюдали еще большее «рвение» лоббистов этой программы. Устанавливали цены в приказе, обсуждали возможности обратного выкупа, мы тщательно старались донести, что ситуация на рынке скоро станет безвыходной, что надо сконцентрироваться на потреблении и вопросам контрабанды, фальсификата, который разрушает рынок и «убивает» спрос. Интервенции так и не провели, и, слава богу, но Минсельхоз России решил «поиграть» с Белоруссией.

Кстати, для тех, кто сейчас читает и спрашивает, почему я не указываю Россельхознадзор, хочу сразу сказать, что Россельхознадзор не отдельное государство, и принимать такие решения в одиночку не может. В последствие вы увидите все, что ответственность за все это безобразие они перенесут на него.

Так вот, после марта 2017 г. Минсельхоз России продолжил с заявлениями о закрытии Белоруссии. И это все происходило на рынке с падающим спросом и продолжающимися поставками контрабанды и производством фальсификата.

Рынок начал паниковать, и опять, как в 2016 г., мы могли наблюдать спрос на масло и СОМ, которые привели к краткосрочному росту цены в мае-апреле по СОМу до 160-170 руб., по Маслу до 360-370 рублей! Это опять сдержало цену на «сырье».

И как это происходит обычно, рынок опять перегрелся. А цена на полке все неумолимо растет, потребление продолжает падать. Начались скапливаться запасы, сырое молоко, несмотря на выход из «сезона», перестало расти в цене. И мы увидели парадокс – на дефицитном рынке сырье «не было нужно». Вот вам и критическое снижение цены на сырое молоко, вплоть до сегодняшнего дня.


Если проанализировать наш опыт за 10 лет, то можно смело сказать – восстановление спроса может длиться очень долго, подобная ситуация так уже происходила в 2009-2010 годах, но мы почему-то не хотим учиться на ошибках. А ведь изначально такого внимания к этой ситуации не было, это сделали те же самые люди, те же самые лоббисты, которые уже «обкатали» технологию перестройки рынка под свои интересы в 2009-2010 годах.

Итогом ручного вмешательства в рынок, стало его падение, и он тогда восстанавливался до 2012 года.

123 — копия (3)

Вот к каким результатам приводит ручное управление рынком. Сейчас мы в точно такой же ситуации, а самое главное то, что вмешательство в рынок, как показало недавнее совещание, только усиливается. Началась охота на ведьм. Из регионов от молочников поступает множества неутешительных сигналов, поэтому можно смело сделать вывод, что ведьмами назначены:

  1. трейдеры, – все от крупных до тех, кто собирает по 5-10 тонн молока в ЛПХ. Их решено вывесит как класс, поставлена задача в регионах собрать их совместно с налоговой и прокуратурой для оказания давления, пересчитать по головам и разобраться с ними окончательно.
  2. перерабатывающие предприятия, - та же история, собрать с налоговой и прокуратурой, и заставить брать сырое молоко на переработку по назначенным им ценам, выкупать сухое молоко российских предприятий по высоким ценам, не обращая внимания на то, что «переработка» пострадала не меньше производства, что на их складах скопились большие запасы сырья и продукции,  и все это имеет сроки годности.
  3. Республика Беларусь, которая виновата во всех смертных грехах, а главная вина в том, что мы не в состоянии сами обеспечить страну молоком.

2018 год, февраль, снова информационным поводов о закрытии Белоруссии. И снова на панике рынка, за 10 дней ввозится по нашим подсчетам 12-14 т.т. сырья. Теперь мы автономно без привлечения наших коров сможем прожить полгода, учитывая те запасы, которые уже были на рынке.

Итогом станут следующие недели и совещания, которые пройдут с представителями молочной отрасли и потребителями «сухого молока». Что на них планируется?

В Белоруссии будет создана единая компания, и только она будет иметь право на поставки продукции, разумеется по квотам/балансам. А российским предприятиям предложено направлять в Минсельхоз России заявки со своей потребностью в сырье на год, и получать отдельные разрешения на закупку за пределами России. В первую очередь будет предлагаться продукция отечественного производства, но, как бы не хотелось никого обидеть, зачастую наши «сушильщики» не могут гарантировать то качество в течение года, которое необходимо нашим заводам. И это не их вина, это та экономическая аграрная политика на протяжении долгих лет, которая привела к тому, что делать сухое молоко в России не выгодно.

При этом часто говорится, что Белоруссия демпингует нас по ценам. Простите, но на сухое молоко, масло из братской державы цены всегда были выше, чем на российскую продукцию – плата за качество. Дешевая продукция, это контрабанда или перемаркированная продукция, которая проходит через границу, но для решения этой проблемы нам нужны нормативные изменения по ветеринарному контролю, которыми Союз занимался все это время, нам нужна система прослеживаемости, которую Союз поддерживал все это время. А кто был против, помните?

Далее, планируется на этих молочных совещаниях «заставить» бизнес подписать долгосрочные двухсторонние контракты, по ценам, которые нужны Минсельхозу России, и для того, чтобы закупать сырое молоко опять по нужным министерству ценам.  И вопросы о том, что сейчас ценовая ситуация такова, что сушить молоко по 24 рубля и продавать СОМ по 120, - это самоубийство! А ведь еще надо реализовать сливочное масло.

И мы бы рады, чтобы сельхозтоваропроизводитель получал минимальную гарантированную цену, но тогда давайте договариваться. Давайте создадим условия «переработке», которая пострадала не меньше остальных! Давайте вводить ЭВС, давайте вместе пресекать контрабанду и фальсификат.

В конечном итоге, мы еще год назад предлагали вводить как краткосрочное решение проблемы вместо интервенций дифференцированную ставку на субсидию на 1 кг молока, но вместо этого объем поддержки был уменьшен на 4 миллиарда рублей, а наши предложения, которые, кстати, поддержала Счетная Палата РФ, остались незамеченными.

Что мы имеем? Желание государства навести порядок, мы поддерживаем, но какой ценой? Ввести новые правила игры, которые нарушают рыночную экономику. Результатом этой работы станет либо банкротство честных заводов, либо нас просто «повяжет» ФАС. Разве это не сговор? В кабинете федерального министерства! Туда же приглашают не две тысячи заводов, нас там сидит от силы человек 25, и то часть – чиновники и союзы. Союзы, - это не вся Россия.

Что это, если не ручное вмешательство в рынок?

Можно перекрыть вентиль из Белоруссии, но тогда к нам придут другие страны, где перекрыть не получится. Есть надежда, что, что ни ФАС, ни антикоррупционный комитет это не пропустит. А виноваты будут опять молочники. Собрались, «порешали» и «попилили» рынок по ценам. В итоге потребление будет падать, цена на полке расти, а производители сырья пару лет поживут с ценой 25 рублей.

Надо уже определиться, мы будем менять систему, делать ее прозрачной, или спасать по принципу молочных интервенций, спасать один ценой другого сектора экономики? Есть серые коммерсанты, есть откровенные вредители, давайте с ними бороться, но то, что предлагается или озвучивается трибуны, - это самоубийство. И для бизнеса, и для будущего отрасли.

Сколько раз повторять, как надо кричать, чтобы услышали? Хватит вручную вмешиваться в отрасль для исправления ошибок, которые сами и допустили, слушая всем известных лоббистов!

В итоге сыграете им на руку, будет глобальная перестройка рынка, которая выгодна будет только им.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью