"Посмотрите, сколько стоит в магазине минеральная вода и сколько стоит молоко. И вы поймете суть претензий крестьян..."

Источник: www.nv.am
Фермерский бунт, случившийся в минувший вторник, привел к желаемому для них результату.
Недовольство крестьян Ширака вызвало снижение молокоперерабатывающими предприятиями закупочных цен на молоко. Жители нескольких сел перекрыли путь молоковозам. Вчера в Минсельхозе, да и в местном управлении сельского хозяйства заявили: после переговоров с предприятиями цены удалось вернуть к исходным. 

Предприятия, использующие молочное сырье, в частности “Аштарак-кат” и сырзавод “Игит” (что в селе Азатан) — спустили закупочную цену со 150 драмов до 140. Повод — обычная ближе к лету сезонная уценка. В это время года коров выводят на пастбища, надои растут, ну а любой излишек, как известно, ведет к удешевлению молока. В сезоне 2012-го, говорит глава сельхозуправления Ширакского марза Мовсес Манукян, цена на килограмм молока и вовсе опустилась на 40 драмов. Шум был большой. В итоге драмы вновь вернули к исходным позициям. На сей раз речь шла лишь о 10-драмовой уценке, так что прийти к консенсусу удалось всего за день. Но где гарантия, что подобное не повторится? На селе распространились слухи, что очередное понижение закупочных цен и тоже на 10 драмов ожидается с 15 июня. В соответствующих инстанциях эти сведения не подтвердили. 

Если подобное все же случится, уверяют скотовладельцы поголовья, то ничего не останется, как приступить к распродаже животных. По словам некоторых ширакцев, не пожелавших назваться, даже 150 драмов за кг продукта не позволяет покрывать всех расходов. Содержание одной скотины в зимний период обходится в 200 тысяч драмов. И заработать эту сумму в течение года не удается. Себестоимость производства молока растет постоянно: только тюк сена в минувшем году с 700-800 драмов вырос вдвое. Хватает же тюка одной скотинке всего на два дня. “Но ведь за два дня одна дойная особь не дает мне молока на 1500 драмов!” — восклицает фермер. По его словам, он продолжает заниматься животноводством лишь из-за взятых банковских кредитов. Договор с финучреждением заключен в позапрошлом году из расчета, что килограмм молока будет реализовываться по 190 драмов — таковы были расценки 2011 года. Ныне же ему удается продавать килограмм в лучшем случае за 140 драмов. Проценты же и ежемесячные взносы банку, понятно, никто не пересматривает. Собеседнику пришлось сократить поголовье. На те же шаги пошли многие в округе.

В деревнях Аревшат, Манташ, Спандарян фермеры сворачивают дела и отправляются на отхожий промысел. “Если бы молока было в том изобилии, о котором говорят закупщики сырья, то всего этого не произошло бы. Судите сами. Сыр — это своего рода “банк молока”. Выгоднее хранить его именно в этом продукте, портящемся позднее, нежели любой иной молокопродукт. Но ведь нынешние сыры едва не все сплошь 3-дневные. Их не успевают выдерживать в рассоле, потому что не хватает молока, и дефицит заставляет заводы “гнать” полуготовую продукцию!” — рассказывает собеседник. 

Фермеры настаивают: килограмм молока должен стоить не менее 220 драмов. А еще лучше драмов 250 — только в этом случае будут окупаться все расходы. “Посмотрите сколько стоит в магазине минеральная вода и сколько стоит молоко. И вы поймете суть претензий крестьян, — поясняет Мовсес Манукян. — Цены почти одинаковые. Но ведь затраты и усилия на молокопроизводство уходят гораздо большие! Плюс ко всему люди видят, что сырье уценивается, а продукция заводов перманентно дорожает. И это их, без сомнения, сильно раздражает! Вот почему мы стоим на том, чтобы закупочная цена, даже несмотря на то что в этом сезоне она выше прошлогодней (тогда кг молока стоил 120-130 драмов), в итоге стабилизировалась. Ведь основная прибыль, которую получают животноводы — прибыль от летнего сезона!”

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью