Последний квартал коровника?

Источник: belgazeta.by
Прошедшее у президента (Республики Беларусь - ред.) совещание по проблемам в промышленности хоть внешне и было похоже на стандартную, уже привычную накачку исполнителей, на деле выявило значительно более серьезные проблемы. Главное: в текущем кризисе экономики, похоже, наша власть ничего не поняла и ничему не научилась.
Власть сегодня буквально разрывается в попытке решить одновременно три задачи: не допустить в преддверии выборов существенного снижения уровня жизни населения и снизить стимулы для миграции, обеспечить доходами расходы государства, включая социальную сферу, и увеличить экспорт, чтобы если не ликвидировать, то существенно сократить дефицит валюты. Вроде бы все разумно. Если не учитывать, что при нынешнем состоянии нашей экономики выполнение любой из этих задач исключает какие-то подвижки в решении двух других.
Дефицит валюты в стране был, есть и будет еще долго. По крайней мере, с 2009 г., когда в связи с ростом цен на энергоносители и ростом зарплат в России дефицит определился, он только растет.

Рост экспорта, как показал 2013г., в традиционной номенклатуре ограничен слабостью сервисно-сбытовой сети и падением конкурентоспособности продукции. Решение обеих проблем требует валютных инвестиций. Робкие попытки правительства позволить хотя бы ведущим экспортерам расширить сбыт хотя бы за счет отсрочек платежей для покупателей были на совещании пресечены на корню: «Нужны деньги!»

Рост экспорта за счет новой продукции тоже требует инвестиций: на устаревшем оборудовании конкурентоспособную продукцию не произведешь. Да и знать бы, какую продукцию нужно осваивать в производстве. При нашем уровне хозяйствования у нас то «мраморное мясо», то «деревообработка» получаются: либо осваиваем продукцию, имеющую ограниченный сбыт, либо годами осваиваем простейшие производства.

Пытаясь ограничить массовую трудовую миграцию, повышаем зарплаты. Рост зарплат приводит не только к росту спроса населения на валюту, но и к уменьшению поступлений и росту расходов бюджета. Подталкиваем страну к очередной девальвации.

Хороший аналог положения дел в стране - коровник в плохом колхозе. Коровник разваливается, и стадо обновить надо, и кормов нет. А молочка хочется, поскольку и денег тоже нет. Вот и остается председателю давить на доярок лозунгами и угрозами: а вдруг еще что-то из коровок выдавят. Только ведь вряд ли.

По коровникам, судя по всему, дошло. Построй коровник, заведи хорошее стадо, обеспечь достаток кормов - и молоко будет. А в промышленности? Когда основные фонды устарели или изношены, ключевые кадры состарились или разбежались, оборотные фонды вымыты девальвациями и ставками по кредитам - каких результатов нужно ждать от грозных указов и разносов на совещаниях?

Неужели непонятно, что жесткая кредитно-денежная политика и экономический рост несовместимы? Об этом в мировой литературе море материалов. Особенно - о негативном опыте следования рецептам МВФ. Однако без внешних кредитов не представлялось возможным ни сбалансировать бюджет, ни минимально обеспечить валютой потребности производства (а импортоемкость экспорта временами достигает 70%), ни избегать ажиотажного спроса населения на валюту. А наши кредиторы в основном придерживаются «вашингтонского консенсуса».
Согласно требованиям кредиторов, денежную политику ужесточили. Настолько, что получили волну неплатежей и де-факто банкротств небольших частных и госпредприятий, общее падение прибыли и числа убыточных предприятий. От населения временно откупились дурацкими ставками по депозитам. За что еще непонятно, кто и как будет расплачиваться. Ради перспективы выцыганить очередной небольшой кредитик (для страны кредиты в $2-3 млрд. при потребности в инвестициях в $50 млрд. ничего не решают, разве что позволяют правительству оттянуть очередную девальвацию) власти приносят в жертву весь реальный сектор экономики, лишая страну перспективы.

Внешний долг растет. Да, у нас он меньше, чем у очень многих стран. Но у большинства из них - отлаженные механизмы рефинансирования долга, почти никто не собирается его отдавать. У нас механизма рефинансирования нет.

Три года нынешнее правительство обозначает «бег на месте». Три года озвучивают проблемы без их решения, три года барахтаются в текущих бедах, выкручиваются. Временами выкручиваются успешно. Это умеем. Но принципиальных решений нет. Благие пожелания прихода иностранных инвесторов не основаны на конкретной проработке бизнес-проектов и потому остаются пожеланиями.

А на совещании - возмущение падением производства, плохим состоянием финансов предприятий (как будто при такой кредитно-денежной политике результат мог быть другим), негодование по поводу переполненных складов готовой продукции (с одновременным запретом финансировать, хотя бы товарными кредитами, продвижение продукции), угрозы отставок. И, как итог, правительству дан срок: все исправить за квартал. Тому самому правительству, которое уже три года в ступоре, не решаясь ни прямо заявить о банкротстве «белорусской модели», ни предложить обществу свой план выхода из кризиса. Что уж здесь решит квартал.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью