Подкопытная племенных проблем

Источник: The DairyNews
В соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 50 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. N 1257 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства", с текущего года не предусматривается выделение государственных средств на субсидирование закупок импортного племенного молодняка КРС молочного направления.
С одной стороны, понятна необходимость развития внутреннего рынка племенного молодняка, т.к. сегодня его характеризую низкие объемы и низкое качество предлагаемого к продаже племенного скота. Так, по моей оценке, рынок Северной Америки может предоставить возможность покупки до 5000 голов нетелей (с потенциалом будущего надоя выше 8 тонн молока в год) ежемесячно. Европейский рынок – до 3000 голов. Европейская часть России – не больше 500 голов в месяц. Потенциал азиатской части страны – не выше 100 голов в месяц. 

С другой стороны, все развивающиеся предприятия, в планах которых стояло интенсивное увеличение поголовья, не говоря уже о новых проектах, столкнулись с необходимостью пересмотра финансовых показателей своих бизнес-планов и сроков их окупаемости. Важно понимать, что принятые изменения ухудшают финансово-экономические показатели данных проектов при выборе любой стратегии: покупка скота на внутреннем рынке (ухудшение за счет снижения интенсивности загрузки ферм и снижения качества поголовья) или покупка на внешнем рынке (автоматическое удорожание скота примерно на 25-30% из-за отсутствия субсидий). 

С учетом того, что «вес» приобретаемого поголовья в общей структуре инвестиционных проектов составляет порядка 50%, соответствующее решение Правительства РФ привело к автоматическому увеличению необходимых вложений в каждый из проектов минимум на 13-15%. При среднем сроке окупаемости в 10-12 лет, подобные изменения фактически размывают горизонт окупаемости. 

Одновременно с этим, в Государственной Думе РФ в первом чтении принят Закон о ликвидации 10% НДС при импорте племенного молодняка в РФ. Вызывает удивление столь разнонаправленная политика в области формирования рынка племенной продукции.

Одна из целей госпрограммы поддержки племенного животноводства - обеспечить страну достаточным количеством качественного племенного поголовья для нужд  развития молочнотоварных ферм (создать рынок племенных нетелей, который де-факто сегодня практически отсутствует). 

В этом сегменте рынка существуют два основных проблемных аспекта:
 
1. Степень насыщенности рынка эффективными племенными хозяйствами (уровень надоев 8 тонн на голову/ год) крайне низка. Такой вывод можно сделать и из официальной статистики. Данную проблему возможно решить стимулированием различных способов увеличения внутри страны действительно качественных коров. Самый несложный привычный путь: субсидии на покупку племенных нетелей, а в отсутствии внутреннего рынка - «импортных нетелей». 

Статистика заявляет о том, что рынок племенных нетелей характеризуется соотношением 70:30 отечественных и импортных нетелей. Однако, отечественные 70% во многом отражают движение внутри рынка с целью обеспечить выполнение обязательного требования к племенным хозяйствам о продаже телочек в количестве не менее 10% от поголовья коров. Поэтому в Российской Федерации давно сложился круг хозяйств, которые ежегодно выполняют данное требование, фактически меняя своих нетелей на нетелей иного племенного хозяйства. Возможен и другой способ: продажа племенного нетеля «самому себе». Речь идет о выполненном обязательстве, когда формально собственником телки становится другой фермер или юридическое лицо, но фактически она никуда не девается, а остается в том же хозяйстве. В дополнение хозяин получает государственные субсидии на покупку. Если отбросить эти модели и покупку поголовья у племенных хозяйств-банкротов, то статистика изменится в соотношении минимум 80:20 в пользу импорта).

Решение данной проблемы – долгий процесс, не решаемый за один-два года. На текущий момент в данном аспекте много дискуссий об ответственности приобретателя импортного скота за его сохранность и раскрытие потенциала. Безусловно, данный вопрос требует проработки, т.к. критически высокий процент новых хозяйств не способен соблюсти эти условия, скот губится, предприятия банкротятся, государственные деньги теряются. Возможным решением может стать страхование рисков невыхода на обозначенные критерии, где выгодоприобретателем в случае наступления страхового случая становится государство, а ответственность перед страховой компанией несет уже непосредственно импортер.

2. Низкая конкурентоспособность российских нетелей по сравнению с импортными. Здесь присутствует сразу два аспекта - качество, и количество. Даже при достойном качестве, количество голов в предлагаемых к продаже партиях российского скота настолько малы, что развивающиеся предприятия невольно стремятся выходить на внешние рынки, где существует возможность покупать крупные партии, вместо бюрократических долгих цепочек по оформлению, карантинированию и перевозки маленьких групп. Инфраструктура, и главным образом в области государственного регулирования данных вопросов, позволяющая объединять партии отечественного скота, карантинировать и транспортировать внутри России отсутствует.

В данном контексте речь идет не о небольших фермерских хозяйствах, которые могут позволить себе в течение одного года набрать вокруг до 20 довольно приличных коров партиями по 1-2 штуки. Речь о крупных инвестиционных проектах. Подобные проекты предполагают строительство современных ферм, где 1 коровник вмещает в себя 600-800 голов коров. Именно данное количество является знаменателем в определении числа партий ввоза коров на новый объект и количестве голов в каждой партии, т.к. очередные коровы карантинируются в отдельном корпусе-коровнике и никуда в последствии оттуда не перемещаются. Т.е. строительство в целях оптимизации окупаемости проекта в идеале синхронизирована с поступлением очередной партии коров, эквивалентной вместимости вновь построенного коровника. Поэтому например, стандартный до недавнего времени проект на 1200 голов (который сейчас практически не встретишь) «заселяется» партиями по 400 голов, а более крупный на 2400 голов – партиями по 800 голов.)

С учетом логистики, расстояния, транспортной доступности и степени ответственности продавцов вызывает сомнение, что крупные инвестиционные проекты будут обеспечиваться скотом на поставках с внутреннего рынка. 
Природа дефицита востребованного молодняка на продажу многогранна, но меньшее место в ней занимает конечная цена нетели. Этот показатель характеризуется низкой волатильностью и колеблется в диапазоне 2200 - 2500 евро, отражая в Российской Федерации среднеевропейскую цену (а не себестоимость производства) с поправками на авторитетность каждого конкретного племенного хозяйства. Данным бизнесом фермеры занимаются неохотно, только в силу необходимости производить обновление собственного стада. Основной вопрос - длинный срок окупаемости проектов по специализированному выращиванию племенных нетелей.

Таким образом, при равных рыночных условиях по цене, у российских фермеров меньше стимулов выращивать нетель на продажу, чем у иностранных. Главная проблема – низкая инвестиционная привлекательность процесса, которая должна стимулироваться в том числе путем субсидирования. 

Предложения по изменению ситуации:

1.) Ввести дифференцированную шкалу субсидирования племенного молодняка, предусматривающую преференции для отечественной продукции, но и не закрывающую возможностей оперативного наполнения скотом новых крупных молочных ферм (предлагаемая пропорция не более 2:1 в пользу отечественного скота). Как одно из решений, даст преимущество российским производителям, что повысит инвестиционную привлекательность выращивания молодняка на продажу.

 Критерии получения статуса племенного хозяйства на сегодняшний день довольно доступны для ферм, строго соблюдающих технологию, поэтому получить право на участие в конкурентной борьбе на рынке молодняка не сложно. Это и является законным перечнем получателей преференций от государства. 

2.) Пересмотреть методологию поддержки племенного животноводства со стороны государства, разделив задачу научного и практического обеспечения страны отечественным высококачественным племенным материалом в виде семени быков-улучшателей и задачу создания высокоразвитого рынка племенного молодняка для необходимого ремонта существующих стад и наполнения новых молочных комплексов. Если первая задача должна решаться с помощью профессиональных племенных союзов и ассоциаций, то вторая не может быть решена без усиления поддержки со стороны государства в области продажи племенного молодняка. Текущая поддержка племенных хозяйств, не увязанная с задачей выведения на рынок собственного племенного молодняка, представляется нецелесообразной.

На текущий момент запущены процессы создания породных племенных ассоциаций, эта область относится к отсутствующему в данный момент информационному полю. Как раз соответствующая ассоциация в будущем может предоставить покупателям достоверную и объективную информацию по потенциальному поставщику скота, а не его статус племенного хозяйства. Наука в области племенного дела должна быть сосредоточена внутри ассоциаций, и оплачиваться конечными выгодоприобретателями (продавцами молодняка), а не государством. Это является рынком, включающим в себя и технологию (качество), которую подтверждает ассоциация, и продвижение своего товара на рынке (реклама, имя, цена и т.д.), что также оказывает немаловажное влияние на конечное решение покупателя.

3.) Предусмотреть обязательное страхование ответственности получателя государственной поддержки в области приобретения племенного молодняка. Государство должно иметь возможность вернуть потраченные на нерадивого фермера деньги в случае ликвидации или продажи приобретенного поголовья.

4.) Преимущество, которое государство предоставляет племенным хозяйствам при продаже нетелей в виде субсидий покупателю (это позволяет продать нетель дороже неплеменных конкурентов ровно на сумму субсидии), и является кратчайшим путем к достижению цели расширения российского рынка племенного молодняка и улучшению его качества. Разумная цель любого племенного предприятия - получить это конкурентное преимущество и зарабатывать на торговле нетелями. Перераспределение усилий государства в сторону стимулирования покупки-продажи обеспечивает и старые и вновь создающиеся хозяйства хорошей опорой для наращивания потенциала в рынке нетелей. 

Полный отказ от субсидирования импортных нетелей – это разворот в политике развития отечественного племенного рынка. В гонке по содействию целям и задачм ипортозамещения, этот сегмент рынка сильно пострадал. Помимо ухудшения условий инвестирования для фермеров, находящихся в стадии развития своих проектов и закладывавших в свои бизнес-планы импорт скота, для новых потенциальных инвесторов, которых мало, в области молочного животноводства, появилась проблема, и пока неразрешимая. Импортный скот без субсидирования удорожает проект до уровня полного размывания границ окупаемости, за счет внутреннего рынка новая ферма будет наполнятся несколько лет, что также делает проект нерентабельным.

После осознания новой ситуации, спрос на отечественных племенных коров резко возрастет, с ним возрастет и цена нетелей, а соответственно, и инвестиционная привлекательность самого сегмента рынка племенного молодняка отечественного производства, что подтолкнет его развитие. 

Вместе с тем, пока не созданы условия для реального способа в таких условиях увеличить потенциал рынка хотя бы в темпе +10% в год, не говоря уж о неизбежном падении качества в условиях неконкурентной цены. Рынок не может переварить полученный подарок, а значит, на выходе мы получим очередную проблему. Это грозит ситуацией, когда за 2500 евро плюс величина субсидий (от 40 до 60 тыс. руб./гол в разных регионах) на неподготовленный, малоинформированный и неформализованный отечественный рынок будет выведен низкокачественный товар, имеющий племенное свидетельство отечественного образца. Т.е. в отсутствие контроля, конкуренции и информации, к проблеме фальсификации молочных продуктов добавится проблема фактического племенного фальсификата.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью