Почему Carrefour ушла из России
Источник: slon.ru
Когда Carrefour выходила на российский рынок, казалось, она просто растопчет местный ритейл. Недаром успешные проекты здесь – тот же «Перекресток», название которого – просто перевод слова Carrefour c французского, – строились с оглядкой на эту великую компанию, вторую по выручке розничную сеть в мире.
Когда Carrefour выходила на российский рынок, казалось, она просто растопчет местный ритейл. Недаром успешные проекты здесь – тот же «Перекресток», название которого – просто перевод слова Carrefour c французского, – строились с оглядкой на эту великую компанию, вторую по выручке розничную сеть в мире.
Но вместо боя военных барабанов вышла цирковая дробь. Уже через три месяца после открытия первого магазина французская сеть покидает российский рынок, а ее местное подразделение продается. Официальная причина, которую привел Carrefour в опубликованной в четверг отчетности за III квартал 2009 г., – отсутствие перспектив, как для органического роста, так и для поглощений, а значит, для захвата лидирующих позиций. Французский офис компании на запрос Slon.ru ответил кратким «без комментариев».
Неужели французов напугали наши чиновники, с подачи которых доля рынка в 25% в каком-либо регионе скоро обернется административным ограничением на развитие сети? Но ведь новый законопроект о торговле до сих пор не заставил свернуть бизнес в России ни Metro, ни Auchan. Более того, компании продолжают активно развиваться. Опрошенные Slon.ru ритейлеры все же склонны считать, что Carrefour допустила на старте много просчетов, которые привели к слабым результатам в России. А тут еще и кризис.
Просчеты CARREFOUR
Как рассказали Slon.ru в одной из сетей-конкурентов Carrefour, компания с самого начала выстроила неправильную ценовую политику. Работая в формате гипермаркета, она и цены должна была держать на уровне основных конкурентов. Но, несмотря на всю мощь глобальной сети, в России, в силу небольшого объема закупок, «продавить» поставщиков не получилось. Slon.ru делал два замера цен в московском гипермаркете в самом начале работы и через два месяца – и оба раза цены оказались существенно выше, чем у аналогичных Auchan или «Карусели». Так что паломничества покупателей не случилось. Еще один изъян – не самое удачное расположение объектов. В Москве гипермаркет находится довольно далеко от основных магистралей и в не очень густонаселенном районе. А в Краснодаре – и вовсе рядом с уже действующим Auchan. Учитывая, что с ценовой политикой Carrefour еще не разобралась, легко угадать, какой выбор сделали жители Краснодара. К тому же, компания так и не «пробила» в Москве лицензии на алкоголь, а значит, лишилась 15 – 17% возможных продаж. Такую долю выручки, по оценкам ритейлеров, обеспечивает им спиртное.
Чиновники обманули
Отсутствие алкогольной лицензии само по себе – довольно красноречивое свидетельство того, насколько плохо Carrefour сумела разобраться в нашей действительности, сказал Slon.ru бизнесмен, помогающий ритейлерам решать сложные вопросы с чиновниками. Когда весной московское правительство проталкивало в столичную розницу молоко «Веселые каникулы» производства своей компании «Мосмедыньагропром», французы сразу же пошли мэрии навстречу. У Carrefour молоко находилось в приоритетной выкладке на отдельной палете и по самой низкой в городе цене. Строптивой Auchan, поговаривали на рынке, отказ от мэрского молока стоил алкогольной лицензии. Но и Carrefour ничего не приобрела: молоко продала, а лицензией так и не обзавелась. «Надо было им пожаловаться Саркози», – пошутил источник Slon.ru. По его словам, основная проблема была в менеджменте сети. Не тех набрали: менеджеры попытались действовать на нашем рынке слишком прямолинейно. Но все же это недостаточный повод, чтобы так резко уходить.
Он еще вернется
Наш розничный рынок Carrefour мониторил еще до кризиса, а первые свои продажи увидел в самый его разгар. Плюс официальная статистика не радует: Росстат и так от месяца к месяцу фиксирует сжатие потребительских расходов. По мнению управляющего партнера Falcon Advisers Игоря Кованова, решение французской сети в нынешнее время выглядит вполне логичным. На падающем рынке нет смысла продолжать развитие. Но при этом, по мнению Кованова, ничто не мешает компании вернуться в нашу страну, когда все нормализуется. С ним согласен и глава ГК «Виктория» Николай Власенко: если рассуждать с позиции глобальной компании, нет ничего страшного в том, чтобы постоянно перераспределять ресурсы в пользу наиболее перспективных регионов. Тем более, что CFO Carrefour Пьер Бушю (Pierre Bouchut) заявил во время вчерашнего конференц-колла, что из других стран компания уходить пока не собирается.
Сухим из воды
По мнению Власенко, активы Carrefour в России быстро найдут покупателя. Эта сеть среди ритейлеров пользуется огромным авторитетом, а получить сразу не только площади, но и персонал, технологии захотят многие, хотя первой в очереди окажется, скорее всего, X5 Retail. Вполне возможно, что сделка окупит для Carrefour затраты на вхождение в российский рынок.
Торговые центры, где работали французы, тоже вряд ли что-то потеряют от их ухода, о котором они пока официально не извещены. Генеральный директор управляющей компании ТЦ «Филион» Андрей Лунтовский сказал «Интерфаксу», что от французского ритейлера предложения разорвать договор не поступало. Не информировал Carrefour об уходе и своих партнеров по строящимся ТЦ. По словам директора департамента торговой недвижимости компании Colliers International Татьяны Ключинской, никакой информации о расторжении договора аренды в ТЦ «Ривер Молл» от Carrefour не было. Ничто не мешает Carrefour продать права аренды на все объекты, которые он планировал занять.
Так что отступление, вероятно, пройдет гладко и без проблем для заинтересованных сторон. Тем более, что опыт такого рода у Carrefour уже есть. В свое время компания продала все свои активы в Японии, Мексике и Чехии. Правда, на эти рынки компания так и не вернулась.
Но вместо боя военных барабанов вышла цирковая дробь. Уже через три месяца после открытия первого магазина французская сеть покидает российский рынок, а ее местное подразделение продается. Официальная причина, которую привел Carrefour в опубликованной в четверг отчетности за III квартал 2009 г., – отсутствие перспектив, как для органического роста, так и для поглощений, а значит, для захвата лидирующих позиций. Французский офис компании на запрос Slon.ru ответил кратким «без комментариев».
Неужели французов напугали наши чиновники, с подачи которых доля рынка в 25% в каком-либо регионе скоро обернется административным ограничением на развитие сети? Но ведь новый законопроект о торговле до сих пор не заставил свернуть бизнес в России ни Metro, ни Auchan. Более того, компании продолжают активно развиваться. Опрошенные Slon.ru ритейлеры все же склонны считать, что Carrefour допустила на старте много просчетов, которые привели к слабым результатам в России. А тут еще и кризис.
Просчеты CARREFOUR
Как рассказали Slon.ru в одной из сетей-конкурентов Carrefour, компания с самого начала выстроила неправильную ценовую политику. Работая в формате гипермаркета, она и цены должна была держать на уровне основных конкурентов. Но, несмотря на всю мощь глобальной сети, в России, в силу небольшого объема закупок, «продавить» поставщиков не получилось. Slon.ru делал два замера цен в московском гипермаркете в самом начале работы и через два месяца – и оба раза цены оказались существенно выше, чем у аналогичных Auchan или «Карусели». Так что паломничества покупателей не случилось. Еще один изъян – не самое удачное расположение объектов. В Москве гипермаркет находится довольно далеко от основных магистралей и в не очень густонаселенном районе. А в Краснодаре – и вовсе рядом с уже действующим Auchan. Учитывая, что с ценовой политикой Carrefour еще не разобралась, легко угадать, какой выбор сделали жители Краснодара. К тому же, компания так и не «пробила» в Москве лицензии на алкоголь, а значит, лишилась 15 – 17% возможных продаж. Такую долю выручки, по оценкам ритейлеров, обеспечивает им спиртное.
Чиновники обманули
Отсутствие алкогольной лицензии само по себе – довольно красноречивое свидетельство того, насколько плохо Carrefour сумела разобраться в нашей действительности, сказал Slon.ru бизнесмен, помогающий ритейлерам решать сложные вопросы с чиновниками. Когда весной московское правительство проталкивало в столичную розницу молоко «Веселые каникулы» производства своей компании «Мосмедыньагропром», французы сразу же пошли мэрии навстречу. У Carrefour молоко находилось в приоритетной выкладке на отдельной палете и по самой низкой в городе цене. Строптивой Auchan, поговаривали на рынке, отказ от мэрского молока стоил алкогольной лицензии. Но и Carrefour ничего не приобрела: молоко продала, а лицензией так и не обзавелась. «Надо было им пожаловаться Саркози», – пошутил источник Slon.ru. По его словам, основная проблема была в менеджменте сети. Не тех набрали: менеджеры попытались действовать на нашем рынке слишком прямолинейно. Но все же это недостаточный повод, чтобы так резко уходить.
Он еще вернется
Наш розничный рынок Carrefour мониторил еще до кризиса, а первые свои продажи увидел в самый его разгар. Плюс официальная статистика не радует: Росстат и так от месяца к месяцу фиксирует сжатие потребительских расходов. По мнению управляющего партнера Falcon Advisers Игоря Кованова, решение французской сети в нынешнее время выглядит вполне логичным. На падающем рынке нет смысла продолжать развитие. Но при этом, по мнению Кованова, ничто не мешает компании вернуться в нашу страну, когда все нормализуется. С ним согласен и глава ГК «Виктория» Николай Власенко: если рассуждать с позиции глобальной компании, нет ничего страшного в том, чтобы постоянно перераспределять ресурсы в пользу наиболее перспективных регионов. Тем более, что CFO Carrefour Пьер Бушю (Pierre Bouchut) заявил во время вчерашнего конференц-колла, что из других стран компания уходить пока не собирается.
Сухим из воды
По мнению Власенко, активы Carrefour в России быстро найдут покупателя. Эта сеть среди ритейлеров пользуется огромным авторитетом, а получить сразу не только площади, но и персонал, технологии захотят многие, хотя первой в очереди окажется, скорее всего, X5 Retail. Вполне возможно, что сделка окупит для Carrefour затраты на вхождение в российский рынок.
Торговые центры, где работали французы, тоже вряд ли что-то потеряют от их ухода, о котором они пока официально не извещены. Генеральный директор управляющей компании ТЦ «Филион» Андрей Лунтовский сказал «Интерфаксу», что от французского ритейлера предложения разорвать договор не поступало. Не информировал Carrefour об уходе и своих партнеров по строящимся ТЦ. По словам директора департамента торговой недвижимости компании Colliers International Татьяны Ключинской, никакой информации о расторжении договора аренды в ТЦ «Ривер Молл» от Carrefour не было. Ничто не мешает Carrefour продать права аренды на все объекты, которые он планировал занять.
Так что отступление, вероятно, пройдет гладко и без проблем для заинтересованных сторон. Тем более, что опыт такого рода у Carrefour уже есть. В свое время компания продала все свои активы в Японии, Мексике и Чехии. Правда, на эти рынки компания так и не вернулась.
Популярные темы
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью
15.04.2024
Dairy Index DIA вырос на шесть копеек
01.04.2024
Dairy Index DIA вырос на три копейки