По следам "Молочных Сессий"

Источник: The DairyNews
В молочной отрасли постоянно проходит ряд хороших мероприятий – это говорит о том, что сектор развивается, живет. Очень интересно сравнивать различные точки зрения. В этом аспекте Молочные Сессии представляют участникам все возможности: на прошедшем мероприятии к рассмотрению была предложена аналитика Союзмолоко, Trade & Consulting, Nielsen. Также присутствовали представители Danone и PepsiCo, которые оценивали, в том числе с позиции крупнейших закупщиков молока-сырья, как себя ведет рынок.
Николай Лычёв
Николай Лычёв
редакционный директор, проект Агроинвестор
Большим плюсом Молочных Сессий, на мой взгляд, является их «клубный» формат. Участники мероприятия могут как узнать новое, так и верифицировать уже имеющееся знание, оценить свои позиции на рынке на текущий момент, составить обоснованный прогноз динамики отрасли до конца года на основе ключевых трендов и аналитики представителей Союзмолоко и приглашенных специалистов. 

Это становится возможным благодаря грамотному структурированию информации по балансу производства и потребления, экспорту и импорту, факторам госрегулирования, вопросам продаж, инвестиционным решениям от молочных компаний. Среди преимуществ Сессий я бы также отметил участие региональных производителей и переработчиков – такой слой рынка в более крупном масштабе виден не всегда. Было важно понять, как люди из регионов видят то, что происходит на федеральном уровне и как это влияет на их бизнес. 

Важно, что мероприятие прошло в закрытом формате, без журналистов. Это сделало разговор между присутствовавшими более доверительным. На мероприятии собралось не более 50 человек, объединенных общими интересами и находящихся примерно на одинаковом уровне компетенций. Можно назвать их людьми, принимающими решения: собственники, совладельцы, директора предприятий. 

Участники Молочных Сессий вспоминали ситуацию на рынке в начале года, оценивали текущее положение и пытались спрогнозировать тенденции в перспективе. В фокусе обсуждений были вопросы закупок и цены. 

У меня сложилось впечатление, что на текущий момент рынок находится в ситуационном равновесии. Как отмечалось на Сессиях, впервые с 2014-2015 годов, с момента введения взаимных санкций и периода девальвации рубля, формально подросли реальные располагаемые доходы потребителя - на 1,7% по первому полугодию. Намечается тенденция к небольшому росту потребления сыров на фоне падения потребления сыроподобных продуктов. Можно сделать вывод, что условный дополнительный доход потребитель инвестирует не в сыроподобные продукты или молочные напитки, растительно-творожные продукты, а именно в то, что принято называть натуральным базовым продуктом, в том числе в сыр. Например, на 2% выросло потребление не только сыров, но и сливочного масла. При этом, пастеризованное питьевое молоко сохраняет позиции на уровне прошлого года: нет падения, но и роста организаторы Сессий тоже не видят. 

Среди трендов на молочном рынке выделяется рост мировых цен на такие категории, как сливочное масло, чеддер, СОМ, СЦМ. Поэтому понятно, что на большинство остальных товарных групп, как питьевое молоко или сыры, это влияет позитивно. 

Период Большого молока и сезонного роста производства сырого молока завершился, и представители регионов отметили стабилизацию закупочных цен в третьем квартале текущего года. И поскольку дальнейшего роста производства сырого молока не будет, они надеются, что до конца года цены продолжат укрепляться. 

Девальвация рубля по отношению к условной корзине мировых резервных валют – доллару и евро – безусловно, негативный фактор для бизнеса. Рубль ослаб на 20%, что увеличивает затраты участников молочного рынка. По моему мнению, рост этих затрат не совсем адекватен росту и стабилизации цены на молоко и молочные продукты, потому что в цене условного килограмма молока, сыра и любого другого продукта при условии его конкурентоспособности достаточно заметна доля импортной составляющей. Формально говоря, на один условный рубль теперь можно купить на 10-20% меньше молочных продуктов, чем в начале лета. Несмотря на это, тренд потребления по итогам года сохранится. Как отметили представители Союзмолоко, рост потребления продуктов молочной группы по итогам 2018 года составит примерно 0,8-1%.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью