PepsiCo подбирается к P&G по рекламе в России
Несмотря на существенное сокращение рекламных бюджетов целого ряда топовых рекламодателей-транснациональных компаний, и появление в медийном пространстве рекламы отечественных продовольственных брендов, ни о каком «импортозамещении» в Рейтинге крупнейших рекламодателей России пока речь не идет.
Исследовательская компания TNS Russia специально для Sostav.ru составила Рейтинг крупнейших рекламодателей России в январе-сентябре 2014 года. Как гласят данные исследователей, в ведущей десятке по-прежнему нет ни одной российской компании, а крупнейшими по маркетинговым затратам среди отечественных игроков рынка остаются телекоммуникационные, фармакологические компании, а также организации финансового сектора.
По сравнению с 2013 годом Рейтинг претерпел значительные изменения, в том числе и в ТОП-3, где значительно увеличившая рекламные бюджеты PepsiCo вытеснила со второй позиции Mars Russia и вплотную приблизилась к объему затрат бессменного лидера Рейтинга - Procter & Gamble.
Напомним, ранее Sostav.ru опубликовал данные агентства Initiative, согласно которым в январе-сентябре 2014 года практически все лидеры Рейтинга рекламодателей снизили затраты на ТВ-рекламу, на которую у категории FMCG уходит более 90% рекламных бюджетов.
Сокращения затронули: P&G (-12%), Unilever (-10%), Mars (-3%), Henkel (-16%), L'Oreal (-8%), Nestle (-13%), Danone (-8%), Mondelez Int (-20%), Coca-Cola (-8%). Самый значительный рост рекламных бюджетов зафиксирован у фармкомпаний: Novartis (+22%), J&J (+30%), Sanofi Aventis (+42%), Эвалар (+18%) и Bayer AG (+16%). Также значительно (+52%) увеличил бюджет МегаФон - один из ведущих спонсоров прошедших в начале года Олимпийских Игр в Сочи.
Отечественные бренды, особенно продовольственного сектора, пока слишком далеки от объемов маркетинговых затрат транснациональных корпораций. Крупнейшие отечественные продовольственные бренды находятся в конце списка сотни ведущих рекламодателей. Есть ли у российских брендов шанс сместить ТОП рекламодателей? Sostav.ru узнал мнение экспертов.
Сергей Хохлов, CEO MediaCom Russia
К сожалению, мы не наблюдаем значительного увеличения присутствия российских производителей в медиапространстве ни на конец этого года, ни по запросам и подготовке планов на следующий год. С другой стороны, продолжается тенденция сокращения рекламных бюджетов (или полный отказа от проведения рекламных кампаний) западными производителями в 2015 г. Виной тому являются всем известные факторы – стагнация в экономике, девальвация рубля, экономические санкции Запада, политический кризис на Украине. Таким образом, ситуация когда количество российских рекламодателей в ТОП-30 увеличится вполне возможна, но не за счет роста бюджетов российских производителей, а сокращения бюджетов западных производителей. И это очень тревожный тренд.
Руслан Самаев, генеральный директор агентства Arena Magic Box
К сожалению, пока я не вижу реальных экономических предпосылок, которые в короткий срок способствовали бы появлению новых крупных российских рекламодателей на ТВ. Возможно это случится в будущем, но на ближайший период – 2015 год, расклад в ТОП-100 рекламодателей вряд ли кардинально изменится. Сейчас на рынке интенсивно ведутся переговоры – рекламодатели и представляющие их медийные агентства борются за оптимальные условия, чтобы попасть в телеэфир в будущем году. Бюджеты так или иначе пересматриваются, отдельные производители, возможно сократят свое присутствие в медиапрострастве, или перераспределят бюджеты в другие направления, однако в целом ждать сдачи позиций ведущих компаний, думаю, не стоит.
Теме не менее, если на государственном уровне будут сделаны конкретные шаги, которые позволили бы местным производителям товаров и услуг реализовать свой потенциал, тогда в среднесрочной перспективе можно ожидать постепенного отвоевывания рынка местными игроками. Но для этого нужны более доступные кредиты на развитие бизнеса, модернизация производства, первичные вливания в развитие торговой марки на локальном уровне, и планомерная работа по выводу бренда на смежные рынки. Важным является достижение договоренностей с основными ритейлерами, чтобы потребители смогли найти продукт на прилавках сетевых магазинов, и так далее. Если будет хороший бренд и налажены каналы сбыта, тогда постепенно производители смогут формировать медийные бюджеты такого уровня, чтобы «подвинуть» западных рекламодателей.
Сейчас на прилавках сетевых магазинов в столице уже встречаются локальные бренды в отдельных категориях товаров, с которыми раньше, например, московские потребители не сталкивались: это относится к таким продуктом, как масло, молоко, сыр. Не исключено, что эти бренды могут появится и в эфире федерального ТВ.
|
Рекламодатель |
Бюджет, руб. (% от total) |
1 |
PROCTER & GAMBLE |
3,68% |
2 |
PEPSI CO |
3,42% |
3 |
MARS-RUSSIA |
2,93% |
4 |
UNILEVER |
2,77% |
5 |
L'OREAL |
2,26% |
6 |
NOVARTIS |
2,05% |
7 |
HENKEL GROUP |
1,91% |
8 |
NESTLE |
1,74% |
9 |
RECKITT BENCKISER |
1,68% |
10 |
JOHNSON & JOHNSON |
1,54% |