PepsiCo и ее империя

Источник: news.day.az
Минутах в сорока езды от Нью-Йорка, в пригородном местечке под названием Пэрчес, которое переводится как "покупка", расположен скульптурный парк, названный именем компании "ПепсиКо".

Собственно, рядом с этой туристической достопримечательностью и располагается штаб-квартира корпорации, которая от щедрот своих подарила широкой публике парк.

В своём нынешнем виде и под нынешним названием эта компания, одна из крупнейших в мировом пищевом сегменте, была образована сравнительно недавно — в 1965 году. Однако история её началась гораздо раньше, ещё в XIX веке.

Родившийся в 1867 году в Северной Каролине Калеб Брэдхэм первоначально хотел стать врачом и с этой целью поступил в университет своего штата, а затем продолжил учёбу в Университете штата Мэриленд. Но медицинское образование уже тогда было сложным и недешёвым, поэтому, когда обанкротился бизнес его отца, Калеб Брэдхэм вынужден был бросить учёбу и вернуться к родным пенатам. Но интерес к медицинской профессии он сохранил и, поработав некоторое время, продолжил образование в Мэрилендском университете, хотя и на другом факультете — фармацевтическом.

По его окончании Брэдхэм вернулся в родную Северную Каролину и открыл в городе Нью-Берн аптеку. Завлекая покупателей, он сперва поставил там музыкальный автомат, а потом стал предлагать разные оздоровительно-прохладительные напитки, с ингредиентами и вкусом которых он охотно экспериментировал. Вот как раз тогда и родилась знаменитая ныне на весь мир "Пепси-кола".

Брэдхем разработал рецепт принципиально нового, "здорового" прохладительного напитка — без наркотических веществ, которые в те годы широко использовались, зато с соками, пряностями и сиропами. Народу нравилось. В 1898 году он назвал своё фирменное изобретение именем "Пепси-кола". "Пепси", очевидно, происходит от фермента пепсина, содействующего пищеварению, а "кола" — от одноимённого ореха, питательного и тонизирующего, который он добавлял в свой фирменный "коктейль".

Рецепт "Пепси" он запатентовал в 1903 году, а годом раньше зарегистрировал "Пепси-кола Компани". Бизнес рос как на дрожжах: если в 1905 году "Пепси-колу" разливали только в двух местах, то к 1910 году таких точек, открытых на основе продаваемой Брэдхэмом франшизы, было уже три сотни в 24 штатах США. Предприимчивый фармацевт, ставший производителем популярного напитка, рекламировал его, используя в этих целях знаменитостей и красивых женщин. Кроме того, одним из первых Брэдхэм стал развозить свою продукцию на новом тогда автомобильном транспорте.

Его бизнес подкосила Первая мировая война. После вступления в неё США в 1917 году американцам пришлось почувствовать на себе все экономические последствия войны, одним из которых было рационирование сахара. Компания Брэдхэма вынуждена была применять вместо сахара различные заменители, которые пришлись не по вкусу массовому потребителю. После войны случилась другая беда: сахар появился в свободной продаже, но цена его сильно выросла: ведь, пока шли военные действия, правительство административно контролировало цену стратегического продукта. Ценовой скачок был более чем девятикратным.

В 1923 году "Пепси-кола Компани" была вынуждена объявить о банкротстве. Сам Калеб Брэдхэм вернулся к аптекарской работе, а также к общественной деятельности, в числе которой была служба без отрыва от производства в военно-морском ополчении штата Северная Каролина, где он дослужился до капитана.

Жизнь после смерти

В том же 1923 году торговую марку "Пепси" и активы компании купила группа кредиторов Брэдхэма, которая, впрочем, вскоре перепродала их с минимальной прибылью. Компания "пошла по рукам", год за годом сводился с убытком, а в 1929-м грянула Великая депрессия, от бизнеса не осталось камня на камне. В 1931 году снова было объявлено банкротство.

Но тогда в Америке уже начались "содовые войны" между производителями прохладительных напитков. Бренд и рецепт фирменного сиропа купил Чарльз Гут, который сам производил напитки в Балтиморе, штат Мэриленд, и владел помимо этого крупной конфетной компанией "Лофт". Гут использовал нефтяные ресурсы для продвижения своего нового актива, за что получил судебный иск от акционеров "Лофт". Он проиграл суд и вместе с ним "Пепси-кола Компани", которую у него забрали в целях покрытия ущерба.

Новые владельцы сперва слили, а потом "разлили" свои бизнесы, выделив в конечном счёте "Пепси-колу" в отдельную от "Лофт" компанию. Дальше развитие происходило "старым казачьим способом", хотя в Америке его правильнее было бы назвать "ковбойским". Лихие рейды хватких выскочек, в результате которых они нежданно-негаданно получают банковские кредиты и принуждают к слиянию конкурентов или смежников, превосходящих их по размерам, — этот знакомый многим в большом бизнесе путь исправно прошла и "Пепси". В результате она превратилась из малоизвестной небольшой фирмы в глобального рыночного монстра.

В начале 1960-х руководство компании решило диверсифицировать свою продукцию, чтобы потребителю не приелся один и тот же давно знакомый напиток. Сначала внедрили его диетическую версию — "Диет-пепси", а потом купили бренд "Маунтин Дью", в переводе — "горная роса". В 1965 году "Пепси-кола Компани" слилась с продуктовой корпорацией "Фруто-Лэй" — производителем картофельных и кукурузных чипсов, а также прочих снэков, как называют по-английски такую еду, которая представляет собой лёгкий перекус. Новая объединённая компания, предлагающая "и выпить, и закусить", но без алкоголя, стала называться "ПепсиКо". Под этим именем она существует по сей день. А поглощённые ею бренды снэков и напитков тоже никуда не исчезли: с точки зрения маркетинга переименовывать раскрученные бренды — заведомо проигрышная стратегия.

Пробыв какое-то время в Нью-Йорке, на Манхэттене, в 1970 году продуктовая корпорация перекочевала в пригород и обосновалась в городе Пэрчес. Резоны для этого были сугубо деловые: больше простора, меньше расходов на содержание штаб-квартиры. Курс на развитие бизнеса тогдашней командой управленцев был выбран верный: обороты "ПепсиКо" росли не переставая...

При этом безжалостно отсекались те бренды, которые этому росту не способствовали. Среди брендов, которыми владела, но от которых впоследствии избавилась "ПепсиКо", по сей день известные во всём мире "Пицца Хат", "Тако Белл", KFC, а также многие другие чисто американские марки — сети общепита, рестораны фастфуда. Помимо них были и сплыли такие непрофильные активы, как компании по производству спортивных товаров и осуществляющие дальние транспортные перевозки. Освобождение "ПепсиКо" от всех этих активов, которые корпоративное руководство посчитало помехой основному бизнесу, в общем и целом завершилось к 1997 году.

Глобальный пищепром

Продавая одни активы, "ПепсиКо" покупала другие, перспективные и профильные. Так, в 1998 году она приобрела компанию по производству апельсинового сока "Тропикана продактс". В 2001 году произошло слияние с "Квакер Оутс Компани" — компанией, известной не только своими пищевыми продуктами из зерновых злаков, но и спортивными напитками. В 2010 году "ПепсиКо" купила две крупнейшие американские компании, занимающиеся расфасовкой её продукции. А в 2011-м была завершена крупная сделка в России: приобретён молочный и соковый производитель "Вимм-Билль-Данн". Тем самым "ПепсиКо" стала владельцем крупнейшей пищевой компании в Российской Федерации.

В конце 2005 произошло событие поистине историческое для "ПепсиКо": её рыночная стоимость превзошла капитализацию наиглавнейшего конкурента — компании "Кока-Кола". Это случилось впервые за 112 лет их соперничества. Хотя есть определённые показатели, по которым "Кока-Кола" идёт впереди "Пепси" (например, объём продаж газированных напитков в США: их соответствующие доли рынка — 42,4 против 28,7 процентов), в целом, в глобальном масштабе, "ПепсиКо" — лидер своей отрасли, крупнее её в мире нет никого. Она достигла этой вершины, постоянно "изобретая себя заново", внедряя революционные новшества. Например, "ПепсиКо" была первопроходцем в маркировке срока годности на своей продукции.

К 2012 году компания превратилась в "глобальный пищепром": в продукции, реализуемой ею на всех континентах, 63 процента приходилось на продукты питания и 37 — на напитки. В необозримой номенклатуре товаров выделяются несколько брендов, каждый из которых приносит компании минимум по одному миллиарду долларов прибыли в год: Pepsi, Mountain Dew, Aquafina, Lay's, Quaker Foods, Tropicana, 7 Up, Lipton Teas, Cheetos, Mirinda, Ruffles и ещё добрый десяток.

Среди тех, кто руководил "ПепсиКо" на протяжении долгих лет её существования, вероятно, наибольший вклад в её успех внёс Дональд Макинтош Кендалл — его все называют Доном. Он родился в 1921 году, ещё жив, но на пенсии. Главным исполнительным директором "ПепсиКо" он был с 1971 по 1986 год. При нём происходили наиболее знаковые события в жизни корпорации — в том числе и её приход на советский рынок.

От Альенде до Хрущёва

Дон Кендалл родился на американском Западе, в штате Вашингтон, где у его родителей была молочная ферма. Получил высшее юридическое и гуманитарное образование, после чего поступил на работу в "Пепси-кола Компани" в качестве агента по продажам. К 1956 году он уже был директором по маркетингу, а в 1957-м возглавил международные операции компании. Став её президентом в 1963 году, он первым делом переименовал диетический напиток, выпускаемый компанией: вместо "Патио Диет Кола" появилась "Диет-пепси". В отрасли прохладительных напитков это был первый случай, когда диетический продукт получил то же название, что и основной, но с приставкой "Диет". Казалось бы, пустячок, но он сыграл свою роль в увеличении объёма продаж.

В 1970 году Дон Кендалл организовал встречу чилийского предпринимателя Аугустина Эдвардса Истмена с высокопоставленными деятелями администрации Ричарда Никсона. Вскоре после этого президент Никсон вызвал к себе советника по национальной безопасности Генри Киссинджера и шефа ЦРУ Ричарда Хелмса. Глава Белого дома сказал им буквально следующее: "Чили надо спасать от Альенде. Как — не имеет значения".

Как утверждает другая влиятельная газета, английская "Гардиан", "заговор против избранного в октябре 1970 года президентом Чили Сальвадора Альенде... был прямым результатом призыва к действию, который глава "ПепсиКо" Дон Кендалл адресовал в ходе двух телефонных звонков президенту США Ричарду Никсону". Кстати, ещё до президентства последнего юридическая фирма Никсона в Нью-Йорке представляла интересы "ПепсиКо".

Существует множество фотографий, на которых Кендалл запечатлён с Никсоном, а также с советским лидером Хрущёвым во время визита в Москву. С этого визита началось проникновение "Пепси" на советский, а впоследствии и российский рынок.

"Многие компании, — вспоминал Кендалл пару лет назад, — не решились бы на такой шаг из-за сильных антироссийских настроений... А я поехал вместе с Никсоном и впервые угостил Хрущёва пепси; я встретился с россиянами и понял, что они чудесные люди, и решил попытаться закрепиться в России".

В июле 1959-го в Москве открылась первая в истории советско-американских отношений национальная выставка США. Одним из её участников был и Дон Кендалл, который привёз в Москву продукцию своей компании. В день открытия выставки вице-президент США Ричард Никсон, возглавлявший американскую делегацию, подвёл к киоску "ПепсиКо" генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущёва и предложил ему попробовать напиток. Хрущёв выпил несколько стаканчиков, ему понравилось.

"Пепси-кола" тогда продвигала себя под слоганом "Будь общительным, пей "Пепси!" На следующий день все мировые газеты обошла фотография советского лидера, пьющего "Пепси", с подписью: "Хрущёв учится быть общительным".

Вслед за генсеком напиток попробовали сотни тысяч советских людей: за период работы выставки было выпито более трёх миллионов стаканов "Пепси".

В 1968 году Никсон был избран президентом США, и для осуществления мечты Кендалла — начать серьёзно работать на советском рынке — настала благоприятная ситуация. По совету Томми Томпсона, посла США в СССР, Кендалл предложил менять "Пепси" на водку. Предложение прошло. В 1972 году компания заключила лицензионно-бартерное соглашение с советским правительством, согласно которому она получила право продавать "Столичную" водку за пределами СССР, а Советский Союз в обмен на это получил "Пепси-колу" — первый американский продукт, который стали производить и продавать в СССР.

Кендалл с тех пор бывал в России очень много раз. Он хорошо знаком с Владимиром Путиным и даже получил из его рук орден Дружбы.

Грехи перед человечеством

Наверное, нет ни одной крупной компании в мире, которая была бы сплошь "белой и пушистой", и "ПепсиКо" не является исключением. Скажем, многие ставят ей в вину использование в производстве пищевых продуктов генетически модифицированных ингредиентов. Чтобы воспрепятствовать запрету на подобные продукты в крупнейшем сельскохозяйственном штате — Калифорнии, где экологическое движение весьма активно, "ПепсиКо" "инвестировала" в калифорнийскую политику более 1,7 миллиона долларов. Что, в свою очередь, обернулось коррупционным скандалом.

В Индии компанию обвинили в том, что она бездумно расходует дефицитную в этой стране чистую питьевую воду, компании пришлось активно демонстрировать местным властям свою экологическую сознательность. Этим занималась, в частности, нынешняя глава компании Индра Нуйи, которая сама родом из Индии.

Эту женщину признают одной из самых влиятельных бизнес-леди в мире. Окончив в своё время английскую школу в Мадрасе, она там же получила степень бакалавра по физике, химии и математике, а затем в Калькутте степень магистра по менеджменту. Её первая работа тоже была в Индии: в транснациональной фармацевтической компании "Джонсон энд Джонсон". В 1978 году Индра Нуйи переехала в Америку: она получила ещё одну степень магистра по менеджменту в престижном Йельском университете, а затем работала в ряде американских компаний, прежде чем в 1994-м пришла в "ПепсиКо". Тут её карьерный взлёт был стремительным. Уже к 2001 году она стала президентом и главным финансовым директором корпорации, а в 2006-м — главным исполнительным директором, первым лицом.

Под её руководством компании, к слову, пришлось вести в Индии ещё одну войну — по поводу применения пестицидов при производстве пищевых продуктов. Атаку экологов удалось отбить, но не без материальных потерь: пришлось потратиться на новые технологии.

В США на "ПепсиКо" "наехали" на предмет недостаточной переработки тары на вторсырьё: в 2009 году перерабатывалось не более 34 процентов бутылок и банок — до смешного мало по американским меркам. В результате компания обещала, что к 2018 году переработка достигнет уже 50 процентов. Помимо усовершенствования существующей тары, компания запустила в 2011 году революционную новинку — стопроцентно усваиваемую природой тару, сделанную из растительных материалов. Такого не было никогда ни у кого.

"ПепсиКо" бичевали ещё и за непомерную энергоёмкость её производства, и за гаргантюанский аппетит на природные ресурсы: экологи подсчитали, что она ежегодно использует чуть ли не шесть миллионов кубометров нефтехимического сырья для изготовления своей пластиковой тары. С 2006 года "ПепсиКо" пришлось начать масштабную программу снижения энергоёмкости и материалоёмкости, а также сокращения вредных выбросов. Уже через три года энергоёмкость на единицу продукции на заводах компании, выпускающих напитки, снизилась на 16 процентов. Затратно, хлопотно, но другого выхода не было.

Общественное мнение также заставило "ПепсиКо" увеличить удельный вес здоровых напитков, таких как соки "Тропикана", и уменьшить долю газированных сахаристых напитков, которые традиционно были основой бизнеса компании. К 2012 году компания полностью остановила поставки напитков с высоким содержанием сахара в начальные и средние школы США. Ещё раньше, в 2009 году, практически свела на нет продажу в школах высококалорийных напитков, заменив их другими, низкокалорийными.

Совсем недавно, 17 апреля, "ПепсиКо" объявила свои результаты за первый квартал 2014 года. Они превзошли прогнозы аналитиков: квартальный доход компании составил 12,62 миллиарда долларов, а прибыль на одну акцию составила 83 цента. Это совсем не мало, если учесть, что на руках у инвесторов находится полтора миллиарда акций этой компании.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью