31.01.2011
Источник: article.unipack.ru
Регион: Россия
Промышленное производство творога в России появилось в конце XVIII-начале XIX веков, когда на территории государства стали строить и запускать первые городские молочные заводы. Тогда мало кто задумывался об упаковке: творог продавали на развес, и покупатель уносил его буквально в чем мог.

Серьезно к этому вопросу подошли уже в советское время: тогда появился творог, расфасованный в брикеты и упакованный в пергамент, не спасавший продукт от протекания и деформации, но обеспечивавший ему больший срок хранения - 36 часов. Затем для этих целей стали применять и кашированную фольгу.

Своеобразным прорывом в упаковке творога стало появление герметичной упаковки из полистирола, более прочной, удобной и увеличившей срок хранения продукта до 72 часов. Несмотря на связанные с использованием полистирола неудобства - его ломкость, плохую восприимчивость к печати, хрупкость готового изделия при перевозке или неосторожной выкладке творога в магазинах - эта упаковка властвовала на позднем советском рынке творога и отчасти продолжает делать это на рынке российском. Оно и понятно: творог - продукт традиционный, консервативный, популярен и в том виде, в котором есть. "В России самая распространенная упаковка для творога сейчас - круглая банка диаметром 95мм, в основном произведенная из полистирола, - рассказывает Денис Комаров, менеджер по продажам компании "Унипак Центр", ведущего российского поставщика пластиковой упаковки для творога, плавленых сыров и маргаринов. - Для производителей молочной продукции такая однотипность в какой-то степени даже является плюсом. Ведь в России свои молочные заводы традиционно есть у каждого, даже небольшого, города, и местные жители предпочитают покупать именно "свои" продукты. Это связано с тем, что у них небольшой срок годности, а доставка в пределах одного города или района происходит быстро, а значит, всё попадает на прилавки свежим. Таким образом, у небольших заводов есть пусть и находящийся в определенных пределах, но стабильный спрос, и мало кто из руководителей таких предприятий смотрит "выше", хочет выйти на новые рынки и решается вложить средства в новое оборудование. А так они работают на стандартных машинах, часто
оставшихся еще с советских времен".

На данный момент, фасуя творог в стандартную упаковку, производители не сдают уже имеющиеся позиции, но и не завоевывают новые. Но рынок не стоит на месте, и альтернативы "стандарту" уже есть - и они набирают обороты.

Убежать от стандарта

С приходом на российский рынок торговых сетей и ужесточением конкуренции между производителями продуктов питания роль упаковки в продвижении и продаже товаров возросла. Преуспевая в своем городе и регионе, заводы с удивлением обнаружили, что расширить свои рынки сбыта или войти в сеть без надлежащей упаковки они или просто не могут, или не достигают требуемого уровня продаж - при большом выборе покупатель стал все больше "выбирать глазами". Мало того - над многими навис риск потери и уже завоеванных позиций, на которые активно претендуют быстрее среагировавшие на тенденции рынка конкуренты. "Многие наши клиенты жалуются, что им сложно войти в сети и крупные магазины именно из-за упаковки. Ритейлеры все больше внимания обращают
на привлекательный внешний вид и прочность упаковки, никому не нужна ломкая банка из низкокачественного сырья с криво наклеенной этикеткой", - делится опытом Денис Комаров.

Гиганты молочного производства, уже зарекомендовавшие себя на рынке, обходятся качественной, но стандартной тарой - их бренд узнаваем, фирменные цвета на упаковке - давно известны. Средним же производителям, которые хотят расширить свой охват на рынке, нужно грамотнее подбирать упаковку и задумываться о ее "продающих" функциях. "По этому пути пошли иностранные компании, которые уже привыкли конкурировать не только качеством и свойствами продукта, но и внешним видом его упаковки, - рассказывает Денис Комаров. - У французских производителей, например, для творога используется квадратная банка. Начавшие активное движение на нашем рынке финны Valio фасуют свои творожные продукты в прямоугольную банку. На полке и те, и другие
сразу приковывают взгляд, нестандартная упаковка выделяет их из ряда одинаковых баночек от других компаний и заводов, - считает Денис Комаров. - Российским производителям не мешало бы перенять это. Например, белорусский производитель "Савушкин продукт", казалось бы, не отличающийся такими масштабами, как иностранные гиганты, перешел на треугольную полипропиленовую банку для творога, и продажи у них сейчас очень хорошие".

Но для того, чтобы "играть" с формой, производителям творога следует задуматься и о материале упаковки. Банка нестандартных форм из полистирола, производимая в России, пока оставляет желать лучшего: Российское полимерное сырье имеет свойство "гулять" по качеству, да и сама тара не всегда получается прочной из-за уже упомянутой хрупкости материала. Оптимальным "новым" решением для упаковки творога последнего времени стала банка из полипропилена: этот материал гораздо более устойчив к повреждениям, и ему можно придавать даже причудливые формы без вреда для сохранности продукта.

Полипропиленовая упаковка давно используется производителями плавленых сыров, которые прошли тот же путь модернизации, что проходят сейчас молокозаводы - и надо сказать, прошли успешно, уйдя от имиджа плавленого сыра как дешевого продукта с помощью привлекательной упаковки. Производство пищевой упаковки из полипропилена не очень развито в России, но на рынке успешно работают поставщики крупных европейских заводов. "Большая проблема российских производителей банок - отсутствие возможности сделать все составляющие упаковки на одном предприятии и небольшой выбор способов печати, - считает Денис Комаров. - Если банку могут сделать в России, то крышку с полноцветной печатью - уже нет, только в две-четыре краски и сухим офсетом.
Соответственно, если нужно большее разнообразие, приходится везти ее из-за рубежа, а отдельно это уже дороже, да и заказывать приходится большие объемы, иначе просто невыгодно привозить. Плюс у российских производителей бывают проблемы с сырьем, ведущие к простоям производства и срыву сроков. А ведь уже сейчас полностью готовая банка с наклеенной этикеткой, платинкой и крышкой с печатью, произведенная в Польше и привезенная в Россию, вполне конкурентна по цене с похожей отечественной, но при этом сильно выигрывает по качеству. Если же мы все-таки вступим в ВТО и ввозные пошлины будут отменены или хотя бы станут ниже - она будет даже дешевле".

Оправдан ли риск?

Для того, чтобы перейти на новую упаковку, предприятию требуется пересмотреть и парк оборудования для фасования творога. Такие решения связаны с рисками и принимаются не за один месяц. Прежде всего, нужно посоветоваться с оптовыми покупателями, проследить тенденции на рынке и подумать о том, какие ниши можно было бы занять, расфасовав свой творог в новые банки. Стоит подумать и о тираже в сопоставлении с возможными объемами сбыта: крупные западные производители не возьмутся за пробную партию ниже 100 тыс. экземпляров, российские - ниже 50 тыс.

Смена упаковки - немалый риск для производителя продуктов питания, но тенденцию отрицать сложно: зачастую он бывает вполне оправдан. Начав с малого тиража и скромного вида, можно постепенно усложнять упаковку, экспериментировать с видами печати и формой банки. Главное, как и во всем, - выбрать хороших партнеров. "У нас есть клиент, который начал заказывать  полипропиленовую нестандартную банку тиражом от 100 тыс. - крайне малым по масштабам производителя упаковки, - рассказывает Денис Комаров. - Сейчас тиражи выросли до 500 тыс. -1 млн. банок, и все - нестандартные. Это и прямоугольные банки, и те же круглые, но шире диаметром - 115 мм. Нестандартная упаковка помогла увеличить продажи, и сейчас компания-заказчик занимает третье место по производству молочной продукции во всей России".


Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

25.09.2018

Взрослая жизнь детского питания

Аналитики молочного рынка едины во мнении, что спрос на детское питание – величина константная. В самые экономически непростые времена потребитель готов покупать смеси, пюре и разного рода порошки для полноценного насыщения растущего организма ребенка необходимыми веществами. Вопрос качества и повышенной ответственности выходит на первый план, превалируя над ценой. Что предлагает отечественному покупателю рынок детского питания, выяснял корреспондент The DairyNews.
Новые Горяны, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Полоцкий район, аг.Новые Горяны, ул. ул.Лесная, д. 12 
 
Косино, ОАО
Адрес:  Беларусь, Минская обл., Логойский р-н, г. Логойск, Улица Школьная, 68а 
 
Ома, ООО
Адрес:  Минская область, Березинский р-н, д. Михалево 
 
Калининский, ОАО
Адрес:  Гомельская область, Добрушский район, д. Перерост, пер. Центральный, 1