Овцеводство без хлопот. Интервью с директором по животноводству ГК «Лефкадия» Сергеем Светличным

Источник: The DairyNews
Овцеводство без хлопот. Интервью с директором по животноводству ГК «Лефкадия» Сергеем Светличным
DN: Расскажите пожалуйста, с чего все началось.

СС: Изначально была увеличена площадь сырцеха и молоко начали закупать в соседних районах. Вот как раз тогда и был рожден камамбер. Тут же решили производить овечий сыр, поэтому завезли именно эту породу - лакаюне. В декабре 2014 года подписали договор на поставку.

DN: Были сложности с поставкой скота?

СС: У нас проблем не было. За один раз, одна машина, два яруса. Просто закупили и привезли. Ничего особенного, все точно так же как и на КРС. Единственное, что вместилось все в одну машину, 285 голов. Отбирали мы больше, но к реализации должно быть 300. В итоге оказалось, что у части животных, которых мы отобрали, не было подтвержденной породности по карточкам, некоторые не прошли анализ крови на карантинные заболевания.

DN: Какова сохранность овец при перевозке?

СС: Всех довезли абсолютно живыми и здоровыми. Ехали 5 дней с остановками, с перерывами. Мы выпускали их на лужайки, в специальных карантинных зонах, где их выпасали, а потом дальше везли. Одну только потеряли после разгрузки. Спрашивают, что с ней. Я говорю, что у нее просто стресс от незнания русского языка. У нас на самом деле народ не кричит, не ругается. Изначально, когда человека принимаем на работу, то инструктируем, чтобы не было никакого шума. Им самим сейчас приятно так работать.

DN: Каким путем проходит осеменение?

СС: Сейчас применяем искусственное, а первое осеменение было на вольной случке. У баранов берут семя, разводят, и тут же осеменяют овец.

DN: Как обстоят дела с кормовой базой? Чем кормите?

СС: Сеном и комбикормом. Сейчас создаём свою кормовую базу, уже посеяли 100 гектаров, на следующий год еще 100 и планируем купить технику для производства сенажа.

DN: Расскажите про выращивание молодняка. Какие возникли трудности?

СС: Первый молодняк уже пошел. Изначально у нас были проблемы с приобретением оборудования, долго ждали пока пройдут все проверки в лизинговой компании, выпаивали их обычными детскими сосками. Детки были по 3 кг, доходило, правда, и до 6. Фактически как дети. Выпаивали примерно по 6 раз в день по 100-150 грамм с бутылочек. Когда ведра получили - стало проще, легче. Выпойка длится около 2 месяцев, выпаивается 25 литров за цикл кормления. Недавно перешли на ЗЦМ.

DN: Какие показатели надоев 1 лактации?

СС: Достигнуть хороших показателей сложно, как и в КРС. Это большой труд многих месяцев. Хвалиться пока что нечем, но пока справляемся. На сегодняшний день это 310 литров на каждую дойную овцу с расчетом по кормодням. Нормой считается 400 литров, но это при последующих лактациях. Длительность одной лактации варьируется от 5 до 7 месяцев. Но без мастита пока не получается - примерно 5% овец приходится лечить.

DN: Сколько человек участвует в процессе доения?

СС: У нас два оператора, они же механизаторы - по кормлению, обслуживанию, подгону животных. И два оператора по доению. Чтобы молоко было хорошее, животное должно жить в удовольствие. Это регулируется хорошими условиями содержания, отличным доением и кормлением.

DN: Вы недавно перешли на доильное оборудование компании GEA. Расскажите пожалуйста, как сложно было перестроиться?

СС: Очень легко, потому что все познается в сравнении. Сначала было очень сложно – особенно сам процесс приучения к доению. Носили животных на руках туда-сюда. Раньше у нас были индивидуальные клетки, и это было мучением и для скота, и для людей. Но выхода не было. А к GEA очень быстро приспособились, за три дня приучили животных. К хорошему всегда быстро привыкаешь. Если раньше у нас были аппараты, и нам их мыть вручную проходилось, а сейчас все автомат делает. Подоили, место рабочее убрали и свободны.

У нас были хорошие учителя, которые все доступно объяснили. Вечером все показали, что нажать, как все подсоединить и прочее. А утром уже запустили первую дойку.

DN: Многие считают, что овечье молоко содержит посторонний запах.

СС: Есть несколько причин, при которых молоко приобретает посторонний запах – это несоблюдение гигиены с молочным оборудованием, некачественная обработка вымени, либо овцы находятся в грязной подстилке. Молоко очень хороший абсорбент, поэтому все посторонние запахи впитывает очень сильно и быстро. Поэтому все проблемы на ферме можно ощутить, попробовав молоко. Данной проблемы у нас нет, потому что непосредственного контакта с молоком нет ни у кого – никого и ничего постороннего. Доильное оборудование обеспечивает высокое качество молока.

DN: Все молоко отправляется в сырцех?

СС: Да, для этого ферма и была создана. Овечий сыр на российском рынке пока не распространен, запрет ввоза европейских продуктов надо как-то компенсировать. А что может сравниться с французским Рокфором и испанским Манчего? Показатели овечьего молока особенные – у нас получается 6-8% жира, 5,5% белка. Качество ежедневно проверяется в лаборатории на производстве. Подбирая овец во Франции, мне довелось попробовать разнообразные сорта сыра, но те, что производятся в Лефкадии – не уступают качеством. И такое мнение я слышал от многих людей, не связанных с производством. В настоящее время Филипп Колесников (ред. - технолог сырного цеха «Лефкадии») разрабатывает новый вид твердого овечьего сыра. Думаю, что скоро все смогут оценить его вкусовые качества.

DN: Данная ферма основана на базе старого колхоза. Были сложности?

СС: Конечно были сложности. Все реконструкции делятся на приемлемые и нет. Все, что мы сделали – это оптимальные решения для наших условий. Все должно быть целое. Нельзя взять чуть –чуть от одного, немного от другого. Некоторые здания пришлось реконструировать полностью. Низкие и узкие корпусы нельзя приспособить для КРС, только для мелкого рогатого скота. Здесь все очень завязано на системе кормления и микроклимата, и в данном случае нельзя ошибаться. Но нам предстоит ещё очень большая работа в ближайшем будущем.

DN: Это Ваш первый опыт овцеводства?

СС: Да, первый. Но я уже 30 лет работаю с молочным скотом. Как к этому не относись, а молочное животноводство это все-таки продукты питания. Давно, когда я был заведующим в одном колхозе, пытался людей привести к тому, чтобы они понимали, что они делают. Боролся с воровством, “грязным” молоком. Однажды сказал сотрудникам: “Вы должны понять, что не просто молоко производите. Вы сюда пришли не только заработать деньги, но и для того, чтобы накормить народ. Таких же людей, как и вы. Без молока, а мы млекопитающие, жизнь невозможна. Это наше здоровье, это здоровье нации.” Ведь даже если мы именно это молоко и не пьем, ваши дети приходят в магазин, покупают йогурты, мороженное. Необходимо производить хороший продукт. По-большому счету потенциал в России есть. Народ это чувствует и начинает понимать, что он здесь не просто занимается какой-то работой, чтобы денег заработать, а что это еще и продукт питания. И это самый необходимый продукт питания, который входит в первые строки списка востребованных продуктов. Потому что если тебе нечего есть - кусок хлеба, стакан молока и ты выжил. Стакан молока - это залог выживания.

Читать интервью с основателем проекта "Лефкадия" Михаилом Николаевым

Смотреть фоторепортаж "В гостях у овечек Лефкадии"
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью