Отраслевые клубы крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции России

Источник: Журнал "Животноводство России"
Отраслевые рейтинги 100 крупнейших производителей составлены по 10 основным видам продукции (зерно, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощи открытого грунта, молоко, мясо крупного рогатого скота, свиней и птицы, яйцо). Роль этих 100 хозяйств (около 0,7% всех крупных и средних сельхозорганизаций) в отрасли огромна.
Отраслевые рейтинги 100 крупнейших производителей составлены по 10 основным видам продукции (зерно, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощи открытого грунта, молоко, мясо крупного рогатого скота, свиней и птицы, яйцо). Роль этих 100 хозяйств (около 0,7% всех крупных и средних сельхозорганизаций) в отрасли огромна. На их долю  приходится 83% выручки от реализации мяса птицы, 64,4% — яйца, почти две трети — овощей открытого грунта, более половины — свинины, 48,2% — картофеля и 29,5% — сахарной свеклы (рис. 1). Высока доля 100 крупных производителей в реализации подсолнечника (20%), зерна, молока и говядины (9,7–13,1%). Резкий рост числа клубных хозяйств происходит не только благодаря быстрому увеличению производства и продаж, но и изза их сокращения в остальных хозяйствах. Анализ доли клубных предприятий в валовом производстве продукции во всех категориях хозяйств (рис. 2) показывает, что их роль гораздо более скромная и в динамике она не очень растет, а по некоторым продуктам в отдельные периоды даже сокращается.


Уровень рентабельности производства на предприятиях клуба на 16–48% выше, чем в остальных хозяйствах России. Особенно он высок в животноводстве. Производство свинины, мяса крупного рогатого скота и птицы в хозяйствах клуба рентабельно (22,7–32,6%), а в остальных — убыточно (6,9–24,2%) (табл. 1).

Основные факторы, позволившие хозяйствам отраслевых клубов достигнуть высокой эффективности, — масштаб производства, специализация, высокая урожайность (продуктивность), хорошее качество и, соответственно, цена продукции, низкие издержки. В хозяйствах отраслевых клубов объемы производства основного продукта в 5–40 раз выше, чем в остальных хозяйствах (табл. 2).


Но, как правило, они специализируются на производстве какого-либо одного продукта. Доля выручки основного продукта в стоимости всей товарной продукции у них значительно выше, чем в остальных хозяйствах, занимающихся производством того же вида продукции как неосновной деятельностью (табл. 3).


Успех сопутствует тем, у кого высок уровень специализации, который с каждым годом растет в хозяйствах клубов. Даже по зерну он превысил 50%. В то же время наблюдается тенденция сокращения числа хозяйств, производящих отдельные виды продукции, при этом уровень специализации изменяется незначительно. В хозяйствах клубов урожайность культур и продуктивность скота в 1,2–4,2 раза выше, чем в остальных сельхозорганизациях. Это достигнуто за счет наиболее благоприятных природноэкономических условий для данного вида продукции. Большинство зерновых хозяйств сосредоточено в Ставропольском, Красстовской, Омской, Волгоградской областях. Среди производителей подсолнечника явный лидер — Ростовская область (38 хозяйств). Треть членов клуба свеклопроизводителей — в Краснодарском крае и Белгородской области. Овощеводческие, картофелеводческие, молочные хозяйства расположены преимущественно вокруг Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.
Хозяйства отраслевых клубов производят более качественную продукцию, у них лучше организована ее реализация. Результат — значительно более высокая цена на продукцию, чем в остальных сельхозорганизациях. Средние цены реализованной продукции у клубных хозяйств на 15–30% выше, чем у тех, кто не входит в состав клубов. А вот цены на яйцо, наоборот, на 13,9% ниже. Объяснить такое положение можно только наличием посредников, которые получают значительную часть выручки. В зерновом клубе лидирует ЗАО «Агрокомплекс» Краснодарского края, которое в среднем за 2005–2007 гг. засевало 36,1 тыс. га и производило более 200 тыс. т зерна в год. Уровень рентабельности реализованного зерна составлял 92,1%. На втором месте — хозяйство, получившее с 28 тыс. га более 110 тыс. т зерна. В предыдущем рейтинге на втором месте было ООО «Агросоюз «Юг Руси» Ростовской области, которое передвинулось на восьмое место, главным образом изза низкой урожайности зерновых в 2007 г. На третьем — ООО «Победа» Ставропольского края (средняя площадь зерновых в 2005–2007 гг. — более 20 тыс. га, валовой сбор — более 90 тыс. т, урожайность — около 45 ц/га). В целом зерновой клуб обновился по сравнению с предыдущим годом на 25% (25 хозяйств выбыло из клуба и столько же включено).

Среди производителей подсолнечника лидер — ООО «Агрофирма «Топаз» Ростовской области. Вошедшие в первую тройку клуба хозяйства засевали по 6,2–10 тыс. га и производили по 13,9–16,4 тыс. т маслосемян подсолнечника. В производстве сахарной свеклы первое место заняло хозяйство, выращивающее в среднем за год на площади 7,3 тыс. га 288 тыс. т сахарных корнеплодов. Состав хозяйств, вошедших в рейтинг 2005–2007 гг., обновился почти наполовину (включено 47 новых и столько же исключено). Это связано с резкими колебаниями урожайности сахарной
свеклы в различных природноэкономических зонах.

В клубе картофелеводов лидер — ООО «Фрухтинг» Московской области. Каждое хозяйство из первой тройки лидеров произвело более 22,7 тыс. т картофеля. В клубе овощеводов открытого грунта также лидирует «Фрухтинг», получающий с площади 528 га 31 тыс. т овощей. На втором месте ЗАО «Дашковка» с объемом производства 22,4 тыс. т, на третьем — ЗАО «Агрофирма «Бунятино» (19,2 тыс. т). Все хозяйства — подмосковные. Среди первых 15 овощеводческих хозяйств 10 — в Московской, 4 — в Ленинградской и 1 — в Тюменской областях. Клуб молочных хозяйств возглавило ЗАО «Агрокомплекс» Краснодарского края, получившее от 6 тыс. коров 34,6 тыс. т молока. Второе место заняло хозяйство, где рентабельность 18 тыс. т молока от 2379 коров — 68,6%. Третье место заняло ЗАО «Назаровское» Красноярского края (почти 22,7 тыс. т. молока от 3290 коров при среднем надое
6884 кг).

Состав клуба молочных хозяйств очень устойчив, по сравнению с предыдущим рейтингом в клубе сменилось только 9 хозяйств, при этом из первых 60 не выбыло ни одно. В клубе производителей говядины лидируют ОАО «Маяк» Воронежской области, ЗАО «Агрокомплекс» Краснодарского края и ОАО «Агрофирма «Мценская» Орловской области. В каждом из них откармливалось от 11 до 17 тыс. голов крупного рогатого скота, прирост живой массы составил от 3,8 до 4,7 тыс. т. Изза убытков в 2007 г. из клуба выбыли 33 хозяйства. Среди них такие крупные производители говядины, как ОАО «Совхоз им. Кирова» Московской области, ОАО «Зареченское» Тверской области, ОАО «Засосенская нива» Белгородской области.

Бессменный и бесспорный лидер среди свиноводов — ОАО «Омский бекон», хотя он и сократил среднегодовую численность откармливаемого поголовья со 183 до 155 тыс. Свиноводческая отрасль принесла предприятию 687 млн руб. прибыли, а уровень рентабельности составил 52,1%. Клуб производителей мяса птицы возглавляет ЗАО «Приосколье» Белгородской области, получившее 96,6 тыс. т прироста живой массы. На втором месте — хозяйство с объемом производства 79,9 тыс. т мяса птицы.

Сравнительный анализ развития производства в клубных хозяйствах (табл. 4)

показывает тенденции, складывающиеся в сельском хозяйстве. Увеличивают посевные площади клубные хозяйства, производящие подсолнечник, сахарную свеклу и картофель. Сохранена динамика повышения урожайности овощей и картофеля.

По остальным культурам периоды роста урожайности сменялись его падениями. Существенно растет поголовье сви
ней и птицы, медленно — молочного скота. Численность крупного рогатого скота мясного направления сокращает
ся даже в клубных хозяйствах. Динамика рентабельности имеет разнонаправленные изменения: снижение в скотоводстве и яичном птицеводстве, увеличение в птицеводстве в целом и свиноводстве.



05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью