Откуда на самом деле сыр и молоко в российских магазинах?

Источник: провэд.рф
Три года назад Россия ввела продовольственное эмбарго на поставки из стран Евросоюза, США и других государств. В числе запретных товаров оказалась молочная продукция.
Европейские сыры, масло и йогурты, а вместе с ними и качественное молочное сырьё почти исчезли с российского рынка. Наши производители получили шанс, однако импортозамещение в молочной отрасли провалилось. На полках по-прежнему лежит продукция, сделанная из импортного сырья сомнительного качества.


Почему импортозамещение не работает?

В феврале 2017 года сенатор Ирина Грехт заявила, что российская молочная отрасль не справляется с задачами импортозамещения. «Производство молока осталось провальным направлением, к примеру, нет речи об увеличении молочного стада, и каких-то кардинальных шагов не предвидится. Быстрый рост сельского хозяйства породил большое количество фальсифицированных продуктов», – отметила она.

Подтверждает это и статистика Росстата. Производство молока в стране в последние годы почти не растёт и буквально буксует на месте. В 2016 году было произведено 30,8 млн тонн молока, почти столько же в 2014 году. И это при том, что ещё в 2000-х годах мы производили на 2-3 млн тонн в год больше.

Производители объясняют подобную ситуацию подорожанием кормов и заметным снижением поголовья крупного рогатого скота за последние десять лет. Кроме того, существенный рост дешёвого фальсификата на полках магазинов не даёт производителям возможностей для честной конкуренции. Россельхознадзор подсчитал, что доля таких продуктов на рынке достигает 30%.

Вопросы к продукции на полках вызывают и данные Росстата. Объёмы потребления молока отечественными предприятиями в последние годы снижались: из всего произведённого объёма молока на переработку в сыры, масла и прочую продукцию ушло только 3043 тысячи тонн сырья, а всё остальное – в личное потребление. Это в два раза ниже, чем тратили, например, в 1990-1999 годах. В последние десять лет собственное сырьё активно замещалось иностранным. Импорт ежегодно рос и застопорился лишь с введением санкций, в конечном итоге достигнув отметки в 6950 тысяч тонн.



Ни падение собственного производства, ни падение объёмов переработки, ни снижение импорта не повлияли на рост производства молочных продуктов. Производство сыров в 2016 году выросло на 3,3%, до 600 тысяч тонн, мороженого – на 8,5%, до 407 тысяч тонн, жидкого молока – на 2,1%, до 5490 тысяч тонн. Остается лишь догадываться, за счёт чего.

При этом снизилось производство сливочного масла – на 4,7%, а производство спредов, наоборот, выросло – на 8,4%, до 163 тысячи тонн.



Однако такое импортозамещение мало кому по вкусу. Результат виден налицо – при росте производства, потребление молочных продуктов падает. По данным Спеццентра учёта в АПК, среднестатистический россиянин сегодня употребляет в год только 239 килограммов молочной продукции вместо положенных по нормам Минздрава 325 килограммов.


Откуда идёт в Россию молочная продукция?

После введения продовольственного эмбарго, ввоз в Россию молока и молочной продукции сильно упал. Сказалась на импорте и девальвация рубля, из-за которой закупка молока за рубежом стала дороже.

Если сравнить нынешние объёмы импорта с теми, которые были в 2014 году, то разница будет большой. Так, по данным ФТС, сегодня Россия ввозит молока и сливок на сумму в 155,3 млн долларов – это вполовину меньше, чем в 2014 году. Молока и сливок сгущенных (или с добавлением сахара) и сухого молока – на 510,4 млн долларов, что меньше на 23%, сливочного масла и молочных паст – на 400,1 млн долларов, что меньше на 47%.
Самый рекордный спад показал импорт сыров. Если в 2014 году мы закупили продукции на 1606,6 млн долларов, то в 2016 году – всего лишь на 750,7 млн долларов.



География закупок тоже изменилась, и по многим видам продукции стало заметно меньше поставщиков. Лидером среди продавцов по-прежнему является Беларусь, и её доля в импорте за два года сильно возросла. По сырам и творогу – с 39,2% до 84,5%, по сливочному маслу – с 39,6% до 75%, па пахте, йогурту и кефиру (товарная позиция 0403 ТНВЭД ЕАЭС) – с 59,9% до 96,6%. Фактически Беларусь можно назвать монополистом по поставкам молочной продукции в Россию. Её общая доля в экспорте молочной продукции достигла 81%.

При этом местные белорусские производители увеличили производство молока только на 1,9% – до 6762,9 тысячи тонн. И несмотря на это Беларусь заняла пятое место в мире среди его экспортёров, обогнав Украину и Аргентину. Большинство экспертов скептически относятся к таким успехам: экспорт молока и молочной продукции несоразмерен собственному производству и уровню потребления в 2500 тысяч тонн в год. Вероятнее всего, Беларусь является буфером для импорта в Россию продукции из Евросоюза и, главным образом, из Польши.

Подтверждают это и цифры Евразийской экономической комиссии. В 2016 году Беларусь в два раза увеличила закупки несгущённых сливок и молока из Польши – до 103,8 тысячи тонн, и во столько же раз сливочного масла в Латвии – до 19 тонн. В несколько раз выросли закупки сыров и творога из Дании, Греции, Нидерландов, Чехии и других стран Евросоюза. При этом сами белорусы больше есть не стали. Эта продукция так или иначе попадает на российские прилавки, но стоит уже намного дороже.



Беларусь не единственная страна, которая успешно зарабатывает на продовольственном эмбарго России. Сегодня среди импортёров всё больше новых поставщиков из самых далеких уголков земного шара.

Так, на российский рынок активно пробивается Уругвай. Если раньше он поставлял лишь отдельные виды продукции, то теперь его позиции заметно улучшились. Местные компании продают в Россию не только сухое молоко, но и свежие молоко и сливки, кисломолочную продукцию и даже сыры.

Не отстает от него и другой латиноамериканский производитель – Аргентина. В 2016 году она стала второй после Беларуси по экспорту в Россию сухого молока и сыров. Теперь Аргентина является одним из главных поставщиков полутвёрдых и молодых сыров, чеддера, эдама, а также единственным поставщиком голубых сыров, после того как с рынка ушли Финляндия, Нидерланды и Франция.

Российского потребителя начала завоевывать и Новая Зеландия. Её доля на нашем молочном рынке выросла с 2% до 5%. Раньше она поставляла нам сухое молоко, однако теперь стала продавать в Россию и сливочное масло. Сегодня она занимает второе место после Беларуси по его поставкам, имея долю в 13,3%. Новозеландские производители импортируют в Россию натуральное пищевое масло с жирностью не более 85%, а также молочные жиры, используемые в промышленных целях.

Сравнительно новым для нас поставщиком молочной продукции стала Турция. До введения продовольственного эмбарго она почти не осуществляла поставки. Однако теперь российский рынок для неё оказался даже привлекательнее традиционных покупателей – Ирака, Саудовской Аравии и Египта. В результате 8 турецких компаний получили право ввозить свою продукцию в Россию. Сегодня более 90% ввозимой продукции из Турции приходится на сухое обезжиренное молоко, однако за прошедший год мы также закупали молочную сыворотку, масло, сыры и творог.

После введения эмбарго у России появились и более экзотические поставщики молочной продукции. К примеру, из Чили, Марокко, Туниса и Македонии к нам едет сыр, причём, различных сортов – грюйер, эдам и даже голубые сыры. Коста-Рика везёт сухое молоко, а Нигерия – свежее.

Несмотря на то, что российские компании смогли найти себе новых поставщиков, сама структура закупок вызывает опасения. В 2016 году мы ввезли сухого молока на сумму в 446,3 млн долларов, а свежего – на 155,3 млн долларов. Это больше почти в три раза, в то время как ещё в 2014 году разница была только в 1,8 раза. Теперь доля такой продукции с каждым годом становится все больше наряду с ростом поставок пальмового масла и всевозможных заменителей.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью