От донских переработчиков убегает молоко

Источник: kommersant.ru
Сельхозпроизводители Ростовской области в прошлом году продали в соседние регионы как минимум 100 тыс. тонн сырьевого молока, было сообщено на совещании рабочей группы обладминистрации по разработке антикризисных в АПК. Если бы это молоко переработали в области, то молзаводы региона получили бы как минимум 1 млрд рублей добавленной стоимости дополнительно.
Сельхозпроизводители Ростовской области в прошлом году продали в соседние регионы как минимум 100 тыс. тонн сырьевого молока, было сообщено на совещании рабочей группы обладминистрации по разработке антикризисных в АПК. Если бы это молоко переработали в области, то молзаводы региона получили бы как минимум 1 млрд рублей добавленной стоимости дополнительно. Представители донских молзаводов утверждают, что переработать больше молока, чем сейчас, они не смогут, так как им некуда сбывать продукцию.

Совещание рабочей группы администрации Ростовской области по разработке антикризисных мер в АПК прошло в Морозовске, одной из главных тем было отставание молочной переработки от производства молока.

«В 2008 году производство молока в области составило около 1 млн тонн, 27 крупных и средних молзаводов области переработали 150 тыс. тонн, еще 100 тыс. переработали мелкие предприятия. Куда девается остальное молоко, мы не знаем, Росстат не может составить баланс молока, так как районы не предоставляют данных», — доложил министр сельского хозяйства области Игорь Кузнецов.

Куда деваются остальные 750 тыс. тонн, частично пояснила заместитель руководителя Управления Росстата по Ростовской области Марина Самойлова. По ее данным, около 340 тыс. тонн потребляют ЛПХ, еще 340 тыс. тонн молока продаются на рынках и вывозятся на переработку в другие регионы, в частности Волгоградскую и Воронежскую области.

Госпожа Самойлова пояснила „Ъ“, что вывозится, по экспертным оценкам Росстата, не менее 100 тыс. тонн, хотя официально эта цифра намного меньше — 27 тыс. тонн.

«Что плохого в том, что мы продаем молоко в другие регионы?» — задал вопрос председательствоваший на совещании вице-губернатор области Сергей Назаров. «Так они нам цену диктуют», — ответил глава Обливского района Юрий Кнышов. — Когда районные молоковозы собирают у ЛПХ 5 тонн молока, мы можем продать их у себя. Но когда собирают 40–50 тонн, девать их некуда, такие объемы можно продать только в Воронежскую область или в Волгоградскую, на Михайловский завод (маслодельно-сыродельный комбинат «Михайловский»), а там дают всего 5-6 рублей за литр».

«Доходы от продажи готовой продукции значительно выше, чем от продажи сырья. И главное — низкие цены на молоко могут привести к вырезанию молочного поголовья, на его восстановление требуется не менее пяти лет», — добавил Игорь Кузнецов.

Исполнительный директор «Раймолпрома Матвеево-Курганского» Геннадий Гуров подтвердил „Ъ“, что 5-6 рублей за литр — действительно низкая цена: «На севере области мало перерабатывающих предприятий, поэтому там низкие цены. На юге, где сосредоточены большинство молзаводов региона, цены выше. Мы закупаем молоко примерно по 9 рублей за литр». Гендиректор «Волгодонского молочного комбината» Светлана Батакова сказала, что закупает молоко по 8–10 рублей за литр.

Оценить, какой дополнительный доход молзаводы области могли бы получить, если бы сами перерабатывали производимое в регионе сырье, в Управлении Росстата и Минсельхозе области не берутся. Производители говорят, что оптовая цена молзаводов за литр питьевого молока примерно на 10 рублей выше, чем за сырьевое. То есть 100 тыс. тонн молока в переработанном виде дали бы как минимум 1 млрд рублей добавленной стоимости дополнительно.

Участники совещания не смогли решить, как вернуть молоко в область. Говорилось о необходимости создавать и налаживать работу сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые могли бы вести централизованные закупки молока у ЛПХ и заниматься его реализацией. В пример приводили успешно работающий в Морозовском районе СПК «Молочное дело», который в прошлом году закупил у производителей района 2,7 тыс. тонн молока.

Министр сельского хозяйства Игорь Кузнецов сообщил, что «Молочное дело» — скорее исключение, чем правило, а стать массово успешными СПК не могут из-за нехватки оборотных средств, кредитных ресурсов и квалифицированных кадров.

На донских молзаводах уверены, что изменить ситуацию пока невозможно. «Перерабатывать молока больше, чем сейчас, мы не можем. Мы работаем максимум на 50% мощности, и то продукция на складах лежит до полугода, ее некуда девать. Гипермаркеты и супермаркеты на 70% занят „Юнимилком“ и „Вимм-Билль-Даном“. Крупные производители платят сетям бонусы, выкупают полки, мы туда попасть не можем. Мы работаем только с „Магнитом“ и „Империей продуктов“», — говорит Геннадий Гуров из «Раймолпрома Матвеево-Курганского».

«Мощности нашего предприятия загружены только на 30%. В область завозится много продукции из других регионов и стран. Белорусская продукция благодаря поддержке государства на 50% дешевле нашей», — сказала гендиректор Волгодонского молкомбината Светлана Батакова.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью