От пакетика с закваской до самой устойчивой компании - к 20-летию Chr. Hansen на российском рынке

Источник: The DairyNews
В 1999 году датская компания Chr. Hansen, лидер по производству культур и ферментов для продуктов питания натуральных красителей, закваски и пробиотиков, а также решений для сельского хозяйства и фармацевтики, открыла представительство в России. За двадцать лет существования на рынке нашей страны компания превратилась в крупнейшего игрока на арене ингредиентов – не без участия российского подразделения. Как специалисты Chr. Hansen завоевывали доверие отечественного сельхозтоваропроизводителя и боролись с особенностями рынка – в материале The DairyNews.

В этом году Chr. Hansen юбилей – исполняется двадцать лет, как мы работаем в России. Как организация ООО «Хр.Хансен» была зарегистрирована 1 декабря 1998 года, затем набирались сотрудники – фактически все оформилось к 1999 году. Так мы начали свой бизнес-путь в России, – рассказал Андрей Соллогуб, генеральный директор компании Chr. Hansen в России на пресс-завтраке, посвященном юбилейной дате. К слову, датская компания Chr. Hansen существует на рынке уже более 140 лет.

Как все начиналось

Ираклий Минашвили был одним из первых сотрудников в штате российского отделения Chr. Hansen. Сейчас он является заместителем директора и руководителем направления логистики и поддержки клиентов российского офиса. 1998 год был непростым для РФ – тем не менее, именно в этот период руководство Chr. Hansen приняло решение об открытии в стране офиса.

– Пока шли долгие юридические процедуры, трудовые договоры заключали напрямую с каждым из нас. Так, первые сотрудники – нас было пятеро – приступили к работе. Пока шла работа в области сертификации, по разным направлениям – ингредиенты для молочной промышленности, ароматизаторы, красители – продолжались продажи продуктов компании через дистрибьюторов. В феврале 1999 года мы получили свидетельство о государственной регистрации. Первая поставка совершилась в апреле того же года, – рассказал Ираклий Минашвили.

На сегодняшний день среди основных направлений развития компании Chr. Hansen в России выделяются следующие: пищевые культуры и ферменты, натуральные красители и питание и здоровье – решения для сельскохозяйственных животных и силоса, пробиотики для потребителей.

Российский рынок перед лицом изменений

Придя на российский рынок, компания Chr. Hansen принесла с собой инновации. Одно из самых значимых нововведений – закваски прямого внесения. К слову, прежде вся молочная индустрия страны работала на производственных заквасках. Перед специалистами компании встала задача – рассказать технологам на каждом конкретном производстве, что представляет собой новинка и почему необходимо добавлять закваску прямо в танк с молоком. Тамара Горина, сотрудник отдела технологий и инноваций, стояла почти у самых истоков российского представительства Chr. Hansen – она вспоминает, что убедить людей было крайне непросто. Особенно долго пришлось повозиться с сыродельной промышленностью – там, по словам Тамары Гориной, очень долго «сидели» в пересадочных культурах.

– У нас был список преимуществ – мы доказывали, чем прямое внесение лучше традиционного. Сейчас этим уже никого не удивишь – практически все кисломолочные продукты и 70% сыроделия работают на прямом внесении, но тогда это было ново. Ездить на производства с пакетиком закваски было очень интересно – приходилось учить людей, как открывать упаковку, как всыпать закваску в танк, сколько раз перемешивать, – рассказала Тамара Горина.

Директор по продажам компании Хр.Хансен Ольга Карычева добавила, что на первые выработки собирался весь руководящий состав предприятия.

– Это было настолько революционно, что управленцы и руководители производственных площадок приходили посмотреть сначала на процесс внесения, затем через несколько часов – а действительно ли что-то получится? Классическое образование дает канонические рекомендации по внесению закваски, ее поднятию со дна, перемешиванию каждый час огромной лопатой. Тогда никто не верил, что пакетик размером десять на десять может сквасить полтонны продукции. Заключались пари, люди практически просили расписки о том, что мы гарантируем результат, – подчеркнула Ольга Карычева.

Тогда, двадцать лет назад, основные усилия Chr. Hansen были направлены на то, чтобы убедить людей не бояться новшества. Цель можно считать достигнутой: сегодня переработчики уже не сомневаются в том, что закваски прямого внесения вообще и продукты Chr. Hansen действительно работают.

Обмен опытом и закваской

Специалисты компании обращают внимание на то, как с течением времени изменился ассортимент: изначально линейка продукции представляла собой закваску для йогурта, творога и сметаны.

– Мы работали с тем ассортиментом, который был представлен в Дании, и с теми культурами, которые использовались на тот момент в Европе. Затем мы обратили внимание на разницу технологий и вкусовых предпочтений населения в зависимости от региона и начали высказывать свои пожелания относительно России. Например, мы научили наших европейских коллег, что производство творога можно комбинировать мезофильными и термофильными культурами, – прокомментировала Ольга Карычева.

Эксперт отметила, что при этом специалисты российского подразделения Chr. Hansen делились своими комментариями и просьбами. В итоге в арсенале компании появилось огромное количество культур, отвечающих запросам российского рынка. Теперь готовыми наработками пользуются и зарубежные коллеги.

– Постоянная коммуникация между странами, производителями и переработчиками – это тот двигатель, который позволяет нам развиваться и быть интересными, – пояснила Наталья Тютикова, специалист по маркетингу и бизнес-анализу Chr. Hansen в России.

О стратегии и интересах на рынке

Компания Chr. Hansen любит и умеет быть первой – уверенно заявляет директор российского подразделения компании Андрей Соллогуб. В настоящий момент портфель культур Chr. Hansen стремительно разрастается как в плане продуктов, так и в ассортименте вариаций вкусов и органолептики продукта Кроме того, появляются новые векторы развития.

– В направлении России Chr. Hansen по-прежнему активно продвигает инновации, мы выбираем то, что нам кажется интересным, в частности, обращаем внимание на ферментированные напитки и безалкогольное пиво, – рассказал г-н Соллогуб.

Cпециалист по маркетингу и бизнес-анализу Наталья Тютикова отметила, что интересы Chr. Hansen нельзя назвать сугубо коммерческими – речь идет в том числе о грамотных ответах на запросы локальных рынков, высокой кадровой и технологической поддержке.

– Компания Chr. Hansen предлагает не продукт сам по себе, а скорее, готовое решение. Мы выходим на рынок не просто с закваской, но с идеями продукта, который может получиться из этой закваски. В России мы можем предложить игрокам рынка решение буквально от фермы до продукта, готового для потребления, – добавила Наталья Тютикова.

На конечный продукт, по ее словам, влияет ряд факторов: от содержания животного и его рациона до характера ведения технологической части на предприятии в плане переработки. Chr. Hansen проводит фаговые аудиты, подключает знания технологий использования заквасок, а также маркетинговое позиционирование готового продукта.

– Chr. Hansen – это не только пакетик, с которого когда-то начался бизнес, это реальный комплексный подход. В условиях вертикальной интеграции к нему есть интерес: «Молвест», «ЭкоНива» – предприятия, которые начинали с животноводства, сейчас «приуходят» в переработку, им интересно и выгодно работать с компанией, которая может предложить готовые решения, – резюмировала эксперт.

Наука и инновации на службе качества

Директор Chr. Hansen в России Андрей Соллогуб считает, что устойчивый рост базируется на науке – в рамках компании функционирует отдел технологий и инноваций, а также открытая в 2012 году лаборатория. К слову, в 2018 году она прошла сертификацию по ISO 22000:2005.

По молочному направлению в лаборатории действует уникальное оборудование – оно позволяет измерять кинетику сквашивания в режиме реального времени. Благодаря этому фактически можно привезти и проверить любую культуру.

– Оснащение лаборатории позволяет нам готовить образцы для клиентов, в том числе по их рецептуре и совместно с ними. В настоящий момент работает пилотная система выработки кисломолочной продукции – действует узел BPU (пастеризация и сквашивание), узел PTU (сквашивание и задание температуры, а также механического стресса с имитацией обработки на производстве). Тем самым, мы полностью моделируем процесс, – рассказала специалист отдела технологий и инноваций Тамара Горина.

Эксперт добавила, что это позволяет подобрать оптимальную культуру для каждого конкретного производства. Кроме того, лаборатория располагает оборудованием для фагового анализа.

Как подчеркнула Ольга Карычева, сейчас компания достигла очень высокого уровня знаний в науке. Двадцать лет назад специалисты Chr. Hansen приезжали на производство, чтобы рассказать о закваске – сейчас начинают с оценки фаговой ситуации. Если на предприятии обнаруживают отклонения, то дают рекомендации с тем, чтобы минимизировать риски развития фагов. Ведь для производителей крайне важен итоговый продукт, а для Chr. Hansen – репутация заквасок.

Проекты в молочном направлении и выведение на рынок новых продуктов

Еще одним вектором развития Chr. Hansen являются проекты в коллаборации с молочными заводами. В прошлом году совместно с Нальчикским молочным комбинатом (бренд «Чабан») компания представила рынку новые продукты – биокефир и биойогурт с пробиотиками LGG в составе. Наталья Тютикова, специалист по маркетингу и бизнес-анализу Chr. Hansen в России рассказала, что этот проект – далеко не единственный в подобном формате.

– Chr. Hansen развивает успешное сотрудничество с компанией «Прогресс», которая в прошлом году также вывела ВВ-12 на этикетку продуктов детского ассортимента. Кроме того, анонсирован еще один наш последователь – компания «Галактика», в ассортименте которой также есть продукты традиционной группы с вынесением на этикетку пробиотиков ВВ-12 и LGG. В плане характеристики продуктов обозначено, что те штаммы, которые находятся в составе, способствуют улучшению пищеварения и самочувствия, – добавила Наталья Тютикова.

По ее словам, размещение на этикетке информации о присутствии в составе уникальных пробиотиков делается на основании заключения лицензионных соглашений, так как ВВ-12 и LGG являются торговыми марками Chr. Hansen.

– Сейчас в разработке находится еще несколько лицензионных соглашений, скоро будут анонсы, подробности мы пока не разглашаем. Могу сказать точно – интерес к пробиотикам растет, – заключила Наталья Тютикова.

Создание благоприятных условий для работы – один из основных принципов работы Chr. Hansen. Специалисты компании рассказывают – уровень социальной поддержки очень высок, а стремление к новым знаниям со стороны сотрудников всякий раз только поощряется. Как отметила Наталья Тютикова, организации свойственен истинный демократизм – иными словами, возможность достаточно открыто высказывать свои идеи на разных уровнях.

Говоря об отношениях с клиентами, глава Chr. Hansen в России Андрей Соллогуб отметил – их поддержке уделяется большое внимание. Компании важно, чтобы клиенты были увлечены и вовлечены в процессы, происходящие в Chr. Hansen.

– Мы постоянно ищем, как помочь клиенту, используя знания со всего мира. Могу сказать, что тренды на рынке сейчас все более глобальные. Мы прислушиваемся к производству, с определенной периодичностью проводим исследования. Обратная связь дает нам возможность корректировать работу и максимально оперативно реагировать на запросы, – отметил эксперт.

Высокая мобильность, активная позиция и производство продукта высокого качества с бережным отношением к окружающей среде, а также забота о сотрудниках и клиентах гарантирует компании Chr. Hansen лидирующие позиции на глобальном рынке. В январе текущего года на международном экономическом форуме в Давосе Chr. Hansen была удостоена премии «The most sustainable company» («Компания с самым устойчивым развитием без ущерба для социума и экологии в мире.

– Наградой мы очень гордимся, так как действительно много работаем. Мы стабильно развиваемся, вместе с тем без вреда для окружающей среды. В офисе мы отказались от пластиковых бутылок – заменили их на стеклянные графины, иными словами, даже в повседневной жизни осознанно выбираем более экологичные решения. Для нас это стало обычным делом мы хотим сохранить мир в лучшем виде для будущих поколений, – рассказал Андрей Соллогуб.

Специалисты Хр.Хансен подчеркивают, что российское подразделение было признано одним из передовых наряду с другими региональными направлениями. Как рассказал Андрей Соллогуб, большой гордостью компании является непрекращающийся рост как в мире, так и в России.

– Chr. Hansen является одной из тех немногих компаний, которые с момента своего появления постоянно растут. На нас, сотрудников компании, это накладывает большую ответственность. Молочное направление увеличивается примерно на 5-10% ежегодно. Наша цель – сохранить такую тенденцию, – заключил Андрей Соллогуб.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью