Осеннее молочное обострение

Источник: www.up74.ru
На днях в Магнитогорске встретились производители молока, представители городского молочного комбината и торговли, чтобы решить накопившиеся проблемы экономических взаимоотношений. За многие годы после рыночных реформ эти отношения особых изменений не претерпели.
На днях в Магнитогорске встретились производители молока, представители городского молочного комбината и торговли, чтобы решить накопившиеся проблемы экономических взаимоотношений. За многие годы после рыночных реформ эти отношения особых изменений не претерпели. На молочном рынке все условия диктует Магнитогорский молочный комбинат, который поставляет на городской потребительский рынок 70 процентов молочной продукции. Остальная часть приходится на продукцию небольших производителей, таких как Наровчатский сельский завод, и поставщиков из других регионов. Комбинат устанавливает закупочные и отпускные цены и формирует весь ценовой механизм на городском рынке.

В результате при закупочной цене 8—9 рублей за килограмм молока потребителю этот самый килограмм обходится в три-четыре раза дороже. Крестьянину от такой цены остаются крохи — прибыль составляет не более одного рубля за килограмм с учетом низкого заработка производителей молока. Основной доход приходится на долю переработчика и торговли, который формируется за счет потребителя. Он особо не протестует, чем и пользуются монополисты. Лишь село нарушает установившееся спокойствие, когда ситуация становится критической.

«Молочное обострение» возникает периодически в течение многих лет. Молочный комбинат стал верховодить всем специфическим рынком еще с начала девяностых годов прошлого столетия. Справедливости ради необходимо заметить, что монопольному становлению комбината способствовали и сельские производители, которые небрежно распорядились своей долей акций молкомбината и упустили единственную возможность влиять на его политику.

А комбинат своего не упустил. Он перестал своевременно рассчитываться с селом за молоко, некоторым «непонятливым» сельскохозяйственным предприятиям за поставляемое сырье предлагал расчет битым кирпичом и ржавыми гвоздями.

При этом натуральная оплата приобрела такие масштабы, что для этих операций комбинат организовал два торговых дома, один уже не справлялся.
В этой ситуации у сельского производителя молока было два выхода: без дополнительных затрат сразу же выливать только полученное молоко или сокращать коров, чтобы совсем не обременять себя затратами. Село пошло по второму пути и за короткое время втрое сократило дойное стадо, пока не одумались: совсем без коровы на селе не прожить.

И на молочном комбинате тоже пришли к выводу, что со своим диктатом несколько перестарались. Переработчик перевел все расчеты за сырье в цивилизованное русло, но от прежних привычек не отказался. Он продолжал держать закупочные цены на таком низком уровне, который не приносил селу ощутимой прибыли, но и не позволял полностью избавиться от дойного стада. Доходы от молока были скромными, но стабильными.

Иногда комбинат по своему усмотрению снижал и без того низкие закупочные цены на молоко. Вероятно, для того, чтобы село не «зажирело». Очередное обострение между производителями молока и Магнитогорским молочным комбинатом началось прошлой зимой, когда комбинат, по сравнению с тем же периодом позапрошлого года, снизил закупочные цены на 1,2 рубля за килограмм молока.

Год назад он оплачивал сырье по 11,5 рубля за килограмм, а с декабря понизил ценовую планку до 10,3 рубля. Разница на первый взгляд не очень большая, но «Красный Урал» из Кизильского района за год на снижении закупочной цены потерял ровно один миллион рублей.

В начале этого года сельское возмущение стало массовым, и областная власть собрала в Челябинске руководителей ведущих молочных комбинатов и заводов и по-хорошему попросила их перейти к приемлемой ценовой политике. Тем более что снижение закупочных не привело к снижению розничных цен. В свою очередь, селу было предложено начать прямую торговлю молоком.

Ее организовали за месяц, и сейчас в Магнитогорске каждое утро начинают торговать разливным молоком на всех городских рынках. Такие меры лишили комбинат значительной части прибыли, и он привычным методом решил наказать упорное село. Летом комбинат вместе с другими ведущими перерабатывающими предприятиями области снизил закупочные цены на молочное сырье на 3 рубля за килограмм.

— Для некоторых хозяйств Магнитогорский молочный комбинат использовал еще более жесткое давление,— говорит начальник Кизильского районного управления сельского хозяйства Евгений Корсаков.— В нашем районе самым крупным производителем молока является кооператив «Красный Урал», дойное стадо которого насчитывает более 1400 коров. Большего дойного стада на одном предприятии на юге области нет.

«Красный Урал» тоже стал поставлять разливное молоко в Магнитогорск, и с начала таких поставок на это хозяйство установили самую низкую закупочную цену — 8 рублей за килограмм молока. Сейчас дело дошло до абсурда. С Обручевского хозяйства Магнитогорский молочный комбинат принимает молоко по 9,5 рубля за килограмм, а у «Красного Урала» закупает по 9 рублей. Такую «дискриминацию» комбинат объясняет тем, что это хозяйство поставляет в Магнитогорск пакетированное молоко, которое по качеству намного превосходит продукцию комбината.

Если комбинат поставляет в торговлю основное количество молока с жирностью 2,8—3,2 процента, то из «Красного Урала» в город поступает только натуральное, неразбавленное молоко с жирностью 4 процента. Разница в стоимости составляет почти 50 процентов не в пользу комбината. Сельская продукция пользуется у горожан большой популярностью, но продают ее как в старые времена — «из-под прилавка». Чтобы не заметил комбинат. Иначе он может отлучить такой магазин от своей кисломолочной продукции.

Прибегает комбинат и к другим мерам воздействия. Он просто не принимает молоко у сельского производителя. Ежедневно с большим трудом организованные закупные кооперативы в Кизильском и Верхнеуральском районах отправляют в соседнюю Башкирию до 10 тонн молока. В Магнитогорске для натуральной продукции нет места.

Для сельских хозяйств юга области, которые попали в жесточайшую засуху, низкие закупочные цены приводят к убыточности молочного производства. Это послужило поводом для разбирательства в антимонопольной службе, которая доказала ценовой сговор четырех молочных комбинатов, в том числе и Магнитогорского. Ему грозит штраф до 15 процентов годового оборота.

Зная о возможных санкциях, комбинат до последнего не поднимает закупочные цены и сохраняет их на самом низком пределе — до 9—9,5 рубля за килограмм молока. Во всех соседних регионах закупочная цена превышает 12 рублей за килограмм молока. Кроме того, комбинат не может смириться с присутствием на рынке других переработчиков молока, у которых продукция не хуже. Об этом тоже говорилось на прошедшем совещании.

— Такая закупочная цена может разорить все молочные хозяйства,— говорит начальник Чесменского районного управления сельского хозяйства Алексей Чешко.— В нашем районе более четырех тысяч коров. Больше на юге области нет нигде, но это стадо держим на пределе. Сейчас себестоимость молока доходит до 9 рублей за килограмм при такой же закупочной цене, а с октября себестоимость намного возрастет из-за большой стоимости кормов. А кто будет работать себе в убыток?

В убыток начали работать соседи — животноводы Агаповского района, где себестоимость молока из-за дорогих кормов поднялась до 11 рублей за килограмм. У села свои расчеты по молоку. В мировой практике в розничной цене молока доля производителя сырья составляет не менее 50 процентов. При таком расчете закупочная цена должна быть как минимум 15 рублей за килограмм. Только так можно увеличить производство этого социального продукта и удержать село от нового кризиса.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью