Органическая Россия: затянувшийся прыжок в уходящий поезд

Источник: The DairyNews
Оборот экотоваров в мировом масштабе к 2020 году должен достичь отметки в $212 млрд – при текущей цифре $100 млрд рост двукратный. Какой вклад в глобальное эко-движение вносит Россия? Объективно, небольшой – доля отечественной органической продукции на мировом рынке невелика, потенциал, который отводится России, составляет всего 15%. Однако, прыгнуть в уходящий поезд еще не поздно.

Отечественные производители это понимают и готовы работать, начиная с основ законодательного регулирования производства. Указ Президента о принятии закона «Об органической продукции», который вступит в силу с 1 января 2020 года, стал ключевой темой для обсуждения в рамках круглого стола «Стандартизация в органическом сельском хозяйстве. Что нас ждёт после вступления в силу закона об органическом производстве?», пишет The DairyNews.

Сан-Томе и Принсипи – островное государство в Центральной Африке, расположенное почти на самом экваторе. Страна включает в себя два главных острова: Сан-Томе и Принсипи, расстояние между которыми – 160 километров. Вы спросите, при чем тут Африка и острова? Все дело в том, что именно в Сан-Томе и Принсипи производится в шесть раз больше органической продукции, чем в России. Об этом заявил Александр Калинин, руководитель Технического комитета 40 Росстандарта «Продукция органического производства». К слову, проживает в Сан-Томе и Принсипи около двухсот тысяч человек.

Неужели отечественный рынок органической продукции настолько хил, что не способен тягаться с небольшим островным государством?

В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года говорится: «Мы не только можем сами себя накормить, Россия способна стать крупнейшим поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей. Тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет».

Действительно, людей, постоянно потребляющих органику, становится больше – в 2016 году соответствующий показатель достиг 700 млн человек. Среднего потребителя органики отличает приверженность особому стилю питания, забота о здоровье и как следствие – повышенное требование к качеству. Чтобы гарантировать последнее, производитель должен поставить на продуктовую полку товар, в экологичности которого уверен лично. Что может дать такую уверенность? Не иначе как четкий регламент, соответствие стандартам и законодательно закрепленные требования.

В настоящее время в РФ утверждены три национальных стандарта, в частности:

-ГОСТ З56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»

-ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция Органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»

С января 2018 года в силу вступил Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства, правила производства, переработки, маркировки и реализации (CAL/GL 32-1999, NEQ)», началась процедура согласования стандарта с IFOAM International.

В начале августа Президент Владимир Путин подписал указ о принятии закона «Об органической продукции». Ожидается, что он вступит в силу с 1 января 2020 года.

– Дата вступления в силу закона, с одной стороны, успокаивает – часть участников рынка считает, что еще достаточно времени в запасе. Но с другой стороны, многие проявляют чрезмерную активность, зачастую не понимая до конца, что происходит. Отмечу, что органика в стране существовала и до подписания закона, - прокомментировал Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза России.

– Сотрудничество с Россельхознадзором, Роспотребнадзором и Росаккредитацией надо начинать уже сегодня. Когда закон вступит в силу, начнутся проблемы. Мы должны иметь понятие о том, как их решать. Очистка полки от фальсификата – основной вопрос для потребителя и производителя. Он требует решения, но у нас пока нет четкого понимания, поможет ли в этом случае закон, – заключил Мироненко.

Вопрос фальсификата – отдельно важная тема при разработке соответствующего закона. Ни для кого не секрет, что недобросовестные производители зачастую нелегально позиционируют свою продукцию как эко, чтобы получить дополнительную прибыль. В рамках нового закона устанавливаются требования для маркировки продуктов как биологически чистых и создается единый госреестр. Как ранее комментировал спикер Госдумы Вячеслав Володин, это вытеснит недобросовестных участников рынка и положительно скажется на качестве продукции.

Закон не позволяет определить совокупность процессов на конечный продукт, это касается идентификационных признаков, считает начальник отдела по гигиене питания Роспотребнадзора Людмила Чикина.

– Органика начинается с недр и переходит в многоступенчатый процесс, где каждый этап должен быть сертифицирован. Что такое органическая продукция? Непонятно. Пока определить можно только по маркировке. Но сегодня много недобросовестных производителей, которые используют ее незаконно. В законе есть отсылочные нормы, которые касаются санитарных правил, но эти документы должны быть пересмотрены, так как многое изменилось, – подчеркнула Чикина.

– Вступающий в силу закон – лучше, чем ничего, у нас теперь по крайней мере есть ориентир. Но над законом предстоит долго работать. В частности, в нем слабо прописываются требования к органической продукции животного происхождения, – рассказал руководитель Технического Комитета 40 Росстандарта «Продукция органического производства» Александр Калинин.

Спикер добавил, что предложения в соответствующем направлении были представлены заместителю председателя правительства РФ по вопросам АПК, природных ресурсов и экологии Алексею Гордееву. Необходимой, по словам Калинина, видится работа в направлении оценки соответствия качества органической продукции внутри страны – обучение кадров, создание уполномоченных Росаккредитацией центров и лабораторий, а также корреспондирование требований на страны ЕАЭС.

– Мы видим, что Армения шагает в одном направлении, Беларусь смотрит в другую сторону. Уровень развития процесса далеко не однозначен. Нужны единые принципиальные требования к органической продукции, – рассказал Калинин.

В свою очередь, заместитель директора Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Айна Кусаинова заметила, что Армения, Казахстан и Россия имеют свои профильные законы в области органики, а остальные страны тоже стремятся к созданию базы на национальном уровне. Тем не менее, с точки зрения органики существует правовой вакуум: правила одного государства могут стать препятствием для другого. 

– Решением ситуации может стать разработка отдельного соглашения о взаимном признании или унификации. Наличие отраслевых законодательных актов - уже прогресс. В рамках ЕЭК создана рабочая группа для разработки плана совместной работы, – добавила Кусаинова.

Усиление работы в сфере законодательного регулирования поддержал советник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Спикер предложил создать экспертную группу для оценки рисков.

– Речь идет о полномасштабном частно-государственном партнерстве. Когда вступит в силу закон, увеличится количество потребителей, которые захотят превратит свою продукцию в премиальную. Чтобы этого избежать, нужно контролировать оборот продукции и добиваться избавления рынка от компаний-призраков. Идея конференции - представить, что сегодня 31 декабря 2019 года - если все осталось, как и было, рынок у нас точно бы не состоялся. Нам предстоит сделать еще очень много работы. Нужно уделить внимание правилам безопасности, системе аккредитованных компаний по сертификации - она должна быть прозрачной и жесткой. Правила сертификации нужно обговаривать отдельно, они должны быть зарегистрированы и защищены законом. Иначе мы потеряем этот рынок, – заключил Алексеенко.

Четкое понимание дальнейшего развития ситуации на рынке органики отсутствует как у представителей отрасли, так и у тех, кто принимает участие в разработке законодательной базы. Однако есть позитивный момент: им всем не все равно.



30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью