11.01.2016
Источник: The DairyNews
Регион: Россия

Данная политика имеет свои плюсы и минусы для российской молочной отрасли. 

Согласно рейтингу «Крупнейших компаний России по объему реализации продукции» агентства RAEX («Эксперт РА») PepsiCo стала  крупнейшим игроком рынка пищевой промышленности в России. Объем реализации продукции PepsiCo в 2014 г. составил $ 4 414 млн.

Самым крупным активом компании в России является ООО «Вимм-Билль-Данн».

Напомним, что транснациональный гигант PepsiCo включил в свой состав российскую компанию «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ВБД) в 2011 г. В ходе первого этапа сделки PepsiCo получила 66% ВБД за 3,8 млрд долл. и право выкупа оставшихся 34% акций. На сегодняшний день слияние полностью завершено.

По данным компании Nielsen в 2013 г. доля PepsiCo  с ВБД на российском рынке молочных продуктов составляла 20,5%, суммарная доля с вторым транснациональным игроком, компанией «Danone-Юнимилк» (ныне АО «Данон Россия», достигала 42,1%.

По данным PepsiCo, в состав компании в 2014 г. входило 19 (на данный момент 17) молокоперерабатывающих заводов в 17 регионах России.

Общий объем переработки молока в 2014 г. составил 1,6 млн. тонн. Для сравнения, в 2012 г. компания PepsiCo закупала 1,8 млн. тонн молока сырья.

Согласно отчетности компании за 2014 г. выручка ВБД выросла на 13%, прибыль – на 65,9%. Примечательно, что в 2014 г. компания снизила производство питьевого молока на 22,5% и диетических продуктов на 19%. В то же время компания увеличила почти в 1,5 раза выпуск йогуртов и на 11,9% сливочного масла.

Подобная тенденция объясняется стремлением компании обеспечить прибыль за счет высокомаржинальных продуктов (йогуртов и т.д.) и продукции, попавшей под эмбарго (прежде всего, сливочное масло и сыр) в 2014 г.

Напомним, что в мае 2015 г. состоялось торжественное открытие после реконструкции Рубцовского молочного завода компании PepsiCo. Суточная производительность завода увеличилась с 50 до 70 тонн сыра и с 600 до 700 тонн сухой молочной сыворотки. Объем переработки молока сырья вырос в 1,5 раза до 700 тонн в сутки.

Рубцовский молочный завод стал крупнейшим предприятием Алтайского края по производству сыров.

О приоритетах развития линейки брендов на российском молочном рынке лучше всего говорят инвестиции компании. В 2015 г. PepsiCo инвестировала 770 млн. рублей в новое производство детского питания на молкомбинате «Нижегородский». С открытием нового производства комбинат «Нижегородский» увеличит закупку сырья со 150 тонн в сутки до 280 тонн.

В июле текущего года на Лианозовском молочном комбинате запустили линию по переработке сыворотки. На новом оборудовании комбинат способен перерабатывать до 400 тонн сыворотки. Продукты переработки сыворотки планируется использовать для производства высокомаржинальных брендов компании, таких как Имунеле, а также поставлять на предприятия хлебопекарной, мясной и кондитерской промышленности.

Изменения коснулись не только ассортимента, но и структуры компании. В 2014 г. компания избавилась от нескольких активов. Напомним, что PepsiCo продала свои сельхозпредпрития (Атаманское, Нива, Труд, Племзавод За мир и труд, Заветы Ильича) холдингу Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева. Также был продано ООО «Молоко Вейделевки» в Белгородской области, которое работало как молокоприемный пункт. 

В 2014 г. было закрыто ЗАО «Молоко Исилькуля» в Омской области. Хотя ранее со стороны представителей компании PepsiCo звучали заявления о планируемых $9 млн инвестиций в данное предприятие. Исилькульский молочный комбинат был одним из крупнейших игроков на рынке молочной продукции Омской области, уступая лишь компании «Манрос М», также приобретенной «Вимм-Билль-Данном». В апреле 2015 г. на предприятии «Манрос-М» состоялось открытие новой линии по производству молочных коктейлей «Чудо». Запуск дополнительной линии позволило увеличить мощность предприятия на 1500 тонн в месяц.

В 2014 г. было остановлено производство сгущенных молочных консервов на заводе в г. Назарово.

В 2015 г. компания продолжила оптимизировать производство. В сентябре 2015 г. в СМИ появилась информация о продаже «Обнинского молочного завода». Объем переработки молока составляет около 100 тонн в сутки.

«Решение было принято в соответствии с нашей стратегией, направленной на развитие крупных производственных предприятий и ключевых брендов. Продажа этого завода позволит нам сфокусировать ресурсы на дальнейшем развитии национальных молочных брендов, таких как «Домик в деревне», «Чудо», «Агуша» и других, которые занимают сильные позиции в различных сегментах молочного рынка России», - пояснили представители компании.

По данным региональных СМИ, новым владельцем предприятия стала компания «Ермолино Молоко». Также региональные издания отметили, что на заводе в настоящее время проводится реконструкция. Новый собственник планирует продолжить производство молочных продуктов на Обнинском молочном заводе. Работники завода – более 100 человек - станут сотрудниками новой компании владельца завода.

Также в 2015 г. была завершена сделка по продаже Суздальского молочного комбината, входившего в принадлежащее PepsiCo ЗАО «Холдинговая компания «Ополье», двум российским компаниям, занятым в производстве молока, СПК «Шихобалово» и «Суворовское».

Продажу завода в компании PepsiCo объяснили стремлением консолидировать мощности на одном предприятии во Владимирской области, Юрьев-Польском молочном комбинате.

«С целью более эффективной организации производственных мощностей во Владимирской области, руководство компании PepsiCo, в состав которой входит «Вимм-Билль-Данн» и холдинг «Ополье», приняло решение о продаже Суздальского молочного комбината с тем, чтобы у компании было больше возможностей для развития одного завода во Владимирской области - Юрьев-Польского молочного комбината", - прокомментировали факт продажи в пресс-службе PepsiCo.

На молочном комбинате «Юрьев-Польский» ежедневно перерабатывается более 200 тонн молока. Мощности переработки Суздальского молочного комбината составляют 100 тонн молока сырья в сутки. По словам одного из представителей молочного рынка Владимирской области, на Суздальском заводе PepsiCo перерабатывалось до 80 тонн молока сырья в сутки, основным продуктом была сметана. Изначально компания PepsiCo, продавая завод, предлагала будущим владельцам производить сметану под брендом Вимм-Билль-Данн, однако был найден другой вариант, производство сметаны было сосредоточено на Нижегородском молочном комбинате.

Новые владельцы завода, имея собственную сырьевую базу, планируют модернизировать предприятие и увеличить производственные мощности.

Стратегия, направленная на оптимизацию производства, выглядит вполне оправданной и продуманной с точки зрения снижения издержек на фоне общего экономического кризиса и повышения прибыли компании PepsiCo. Однако стоит рассмотреть влияние подобной политики одного из двух крупнейших переработчиков на российскую молочную отрасль.

В 2007 г. в состав ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания» входило 33 завода в России и СНГ, к 2015 г. количество заводов в России сократилось до 17.

Столь масштабное сосредоточение мощностей позволило компании закрепиться в качестве лидера на региональных рынках (и быть одной из двух крупнейших компаний на российском рынке) и снизить конкурентные возможности других игроков. Так по данным Центра изучения молочного рынка The DairyNews в 2014 г. доля ЗАО «Холдинговой компании «Ополье» (PepsiCo) на рынке закупок молока сырья составила 44,9%(109 411 тонн), 33,6% (81768 тонн) пришлось на молочный комбинат «Владимирский» (филиал АО «Данон Россия»).

В условиях дефицита товарного молока на российском рынке и относительно невысокого потребительского спроса со стороны населения сохранять мощности не имело смысла, поэтому происходило постепенное избавление от ненужных активов и сосредоточение на наиболее рентабельных сегментах молочного рынка. Не секрет, что компания PepsiCo, как и компания Danone, проводят грамотную политику по формированию потребительского спроса именно на те категории продукции, которые являются ключевыми в их портфеле.  

Минусы подобной политики очевидны, это сокращение мощностей, оказывающее влияние на динамику роста производства молока сырья, сокращение рабочих мест, перераспределение потоков поставок молока сырья и молочной продукции, не всегда идущее на пользу отрасли.

Однако оптимизация не всегда приводит к закрытию предприятий. В случае продажи завода российским инвесторам сохраняются производственные мощности, рабочие места, появляется шанс вывода на рынок новых брендов, способствующих развитию конкуренции. Успешному развитию событий по данному сценарию препятствуют как объективные факторы, сдерживающие развитие отечественной молокоперерабатывающей промышленности, так и доминирование транснациональных компаний на региональных рынках закупок молока сырья. Инвесторы должны как минимум обладать собственной сырьевой базой, как например СПК «Шихобалово» и «Суворовское» во Владимирской области, а также возможностями для продвижения продукции на рынке и модернизации производства.


Информация о предприятиях, упомянутых в статье:

загрузка карты...

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

04.12.2018

Кому ЭВС?

Минсельхоз хочет во втором квартале 2019 года включить готовую молочную продукцию в систему электронной ветеринарной сертификации. Что об этом думают молочники - выясняло The DairyNews.
06.12.2018 21:34:45

про ацидоз про ножи

0 55 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Фаэтон-Агро, ООО УК
Адрес:  Ленинградская область, Гатчинский район, дер.М.Верево, ул.Кутышева, д.6В 
 
Бурановское, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Усть-Калманский район, с. Новобураново, ул. Октябрьская, д. 10 корп. 
 
МК Братовщина (Агрофирма Трио, ООО)
Адрес:  Липецкая область, с. Братовщина