Интервью с директором фермерского кооператива "Федяково" Олегом Куприяновым: "Мы стараемся не пугать ценами на фермерскую продукцию"

Источник: nn.rbc.ru
Директор фермерского кооператива "Федяково" рассказал Руслану Станчеву о развитии фермерских хозяйств в Нижегородской области, спросе на экологически чистые продукты и контроле качества.
Интервью с директором фермерского кооператива "Федяково" Олегом Куприяновым: "Мы стараемся не пугать ценами на фермерскую продукцию"
Тема фермерских хозяйств для России если не новая, то достаточно свежая. Сельское хозяйство сейчас находится на подъеме. Понятно, что его развитие подстегнули санкции. Выращивание же экологически чистых продуктов особенно актуально в Нижегородской области, где с экологией некоторые сложности. Как вы оцениваете рынок фермерских продуктов в регионе?

Он очень маленький, но очень быстро набирает обороты. Ценителей таких продуктов постепенно становится всё больше.

Насколько отличаются по своей цене продукты, которые продаются в супермаркете, и те, что представлены в ваших магазинах?

Это зависит от конкретных продуктов – разница в каждом случае своя. Если взять молочные продукты, то это примерно +30%, если говорить о курице, то больше, чем в два раза.

А чем отличается ваша курица от обычной, той, которая продаётся в больших магазинах?

Фермерская курица не проходит обработку антибиотиками, её хорошо кормят, она вырастает здоровой. Такую птицу вырастить в 2,5 раза дороже, чем обычную. Себестоимость выше – соответственно, и цена выше. Причем, на примере с курицей это заметнее всего.

Вы не очень давно занимаетесь этим делом – всего полгода, но у вас уже три торговых точки. Скажите, растёт бизнес? Всё же это своего рода стартап, и важно понимать, есть ли рост в первые шесть месяцев.

Бизнес растёт. Растёт и количество наших постоянных покупателей.

Повторюсь – фермерский тренд сейчас на подъёме. В Москве он появился достаточно давно, в Европе – ещё раньше. Магазины с приставкой "био" в названии привлекают определенный срез публики, продавцы знают по имени своих клиентов, общаются с ними – это целое сообщество, "экосистема", так сказать. Как у нас с этим обстоят дела? Вы знаете своих покупателей?

Конечно, знаем. Со многими общаемся.

Получается, что вы взяли западный образец и пытаетесь построить в России что-то на его основе.

Мы не ориентировались конкретно на Запад, а, скорее, старались создавать "с нуля". Мы брали примеры в Москве, смотрели на них, но всё равно строили в Нижегородской области что-то своё. Переносить один-в-один нет смысла.

Какой продукт пользуется у нижегородцев наибольшей популярностью?

Сыры и другие молочные продукты, курица, колбасы, копчёные деликатесы, пельмени. В общем-то, стандартный набор.

Можно ли в ваших магазинах купить всё, чтобы заполнить среднестатистический холодильник? Или нет каких-то позиций?

Базовые продукты есть. Правда, сейчас отсутствует говядина, баранина и свинина. Это связано с тем, что нам необходим рубочный цех, чтобы их продавать. Это место, где висят туши, и можно при покупателе отрубить нужный кусок. Как на рынке. Но наши магазины расположены в "Меге", на ул. Генкиной, в Дзержинске, и в тех помещениях просто физически невозможно соблюсти это. Поэтому мы просим наших фермеров заранее нарубить мясо, которое появляется в магазине.

Какой продукт приносит наибольшую маржу, если не секрет?

Если говорить о марже, то она у нас примерно одинакова по всем продуктам. Исключение составляют дорогие товары – в этом случае мы, естественно, снижаем. Иначе, например, курица или яйца выходят очень дорогими. Мы стараемся не пугать ценами покупателей.

Понятно, что покупатели, которые к вам ходят, представляют собой подготовленную аудиторию, которая готова платить за своё здоровье, за экологически чистые продукты. Наверное, они не так активно считают деньги. Или сегодня все считают деньги, и вы ощущаете кризис на себе?

Сложно сказать, ведь мы проработали всего полгода. Если бы мы работали до кризиса, то я бы мог ответить, что тогда было хорошо, а сейчас – плохо. Мы работаем в тех условиях, какие есть.

Кто ваши основные поставщики? Это местные производители, представители соседних регионов? С кем вас удобнее работать? С кем получается наладить более качественный контакт?

Конечно, с местными. Это вопрос логистики. С местными поставщиками работать проще, да и покупателям больше нравятся нижегородские продукты. У нас есть продукты из других регионов, но это в основном бакалея: каши, макароны. А вот всё, что касается скоропортящихся продуктов, то, конечно, они из Нижегородской области.

Людей, которые занимаются производством такой продукции, ещё недавно вообще не было. Вместо этого действовала старая советская система колхозов и совхозов. И вдруг в последние три-четыре года как грибы стали вырастать маленькие фермерские хозяйства. Люди открывают своё производство, переработку. Не тесно на рынке? Ведь как это обычно бывает? Если что-то становится модным, приносит деньги или создаёт ощущение прибыльности, то все начинают буквально "ломиться" в эту сферу. Насколько сильна конкуренция между производителями сейчас в Нижегородской области?

С разными продуктами – по-разному. Если мы говорим о фермерской молочной продукции, то конкуренция практически отсутствует. Можно насчитать буквально 5-10 производителей. Мне кажется, что это связано с тем, что люди просто не хотят заниматься именно выращиванием коров, ведь это трудно.

Но зато многие делают сыр. У меня есть ощущение, что самая модная тема сейчас – это открытие собственных сыроварен. Но могу сказать из своего опыта, к сожалению, на сегодняшний день заменить по качеству и вкусу то, что привозилось раньше из-за границы, пока не получается. Может, нет истории производства, может, не те технологии. А как вы думаете, с чем это связано?

Мне кажется, что наши отечественные сыры вполне конкурентоспособны, выдерживают сравнение с итальянскими и прочими сырами. Например, если взять сыр Качотта, приготовленный по оригинальному итальянскому рецепту у нас, то я наш мне нравится даже больше. Но тут дело даже не в качестве и вкусе, а в разнообразии. Например, во Франции производится более 300 сортов сыра, и они все сильно различаются. У нас пока проблема с ассортиментом. Часто бывает, что местные производители берут какой-то рецепт, варят по нему сыр и на этом останавливаются.

Сыр – дело достаточно специфическое. Я знаю, что у вас есть сложности с поставкой сыра: некоторые сыроварни не поставляют его, поскольку боятся, что он испортится при транспортировке. Как вы обеспечиваете свежесть? Ведь это очень важно, чтобы покупатель получил не просто экологически чистый, но и свежий продукт. И что происходит в случае, когда сроки годности выходят? Уничтожаете эти продукты? И большой ли процент, если не секрет?

Да, утилизируем. Но процент очень маленький. Мы работаем по принципу: "Лучше у нас в последний день перед поставкой ничего не останется, чем мы что-то выбросим". Поэтому у нас практически всё продаётся.

Задам главный вопрос. Что же такое всё же "фермерские продукты" чем они принципиально отличаются от обычных? Какие у них характеристики?

В первую очередь, это непромышленная технология. Если продукт производится на промышленном аппарате, то в молоко или, например, в фарш надо добавлять определённые присадки. Все эти "Е-ингредиенты" как раз и нужны для того, чтобы на выходе получился продукт нужной консистенции, с нужным запахом, вкусом и цветом. А фермерские продукты сделаны традиционным способом и без применения промышленных технологий. Это касается всего: сыров, молочной продукции, колбас и др.

Вы затронули очень важную тему. Она включает в себя использование усилителей вкуса и прочих химических ингредиентов, которые человек не видит, которые обозначены на упаковке мелким шрифтом. Или, например, пальмовое масло, поставки которого в Россию выросли в разы, и никто не скрывает, что оно используется в производстве сыра в том числе, причем, значительное количество отечественного сыра изготавливается так. Как вы распознаёте, что в продукцию, которую вы получаете от поставщиков, не подмешано ничего такого? У вас есть специальная лаборатория, эксперты, оценщики?

Это самое важно. Когда мы открывали наши магазины, то в первую очередь занимались тем, что подбирали фермеров и тестировали их на предмет натуральности их продуктов. Есть районная лаборатория, туда можно отнести любой образец практически любой продукции и проверить его по целому спектру параметров: на примеси, на белки, жиры, углеводы, на посев бактерий. Мы так и делаем.

То есть продукт, который не прошёл эту экспертизу, попасть в ваш магазин не может?

Конечно. Когда мы начинаем работать с новым фермером, то просим его предоставить нам образцы, которые затем оцениваем: по составу, по вкусу.

Нижегородская область, как известно, относится к зоне рискованного земледелия. И тема продовольственной безопасности в регионе всегда была под большим вопросом. Особенно это касается мяса, зерна. С этим взлётом сельского хозяйства к нам зашли крупные компании – например, "АФГ Националь" вкладывает огромные деньги в картофель и др. Министерство сельского хозяйства за этим внимательно следит, есть депутаты заксобрания, которые этим тоже занимаются. Но производственная безопасность всё же остаётся под вопросом. Как вы считаете, чего не хватает Нижегородской области, чтобы сельское хозяйство получило у нас качественно иной рывок именно в системном подходе? Ну, кроме денег, конечно.

Если рассуждать с точки зрения фермерства и появления качественных натуральных продуктов, то я считаю, что эту деятельность нужно пускать в массы, поскольку это прибыльно, конкуренции мало. Как только наши люди начнут заниматься чем-то подобным сами, по собственной инициативе, эта сфера будет развиваться активнее.

Какой из районов Нижегородской области, по вашему опыту, наиболее активен в части фермерских хозяйств? Какой из них наиболее экологически чистый?

Могу рассуждать о районах, с которыми мы работаем. У нас нет такого, что в каком-то районе мы сотрудничаем с десятью фермерами, а в каком-то – с одним. Всё очень равномерно разбросано. Если составить топ, то в него войдут Борский, Городецкий, Спасский, Богородский и Павловский районы. Там у нас по три-четыре фермера.

А где, по вашему мнению, сложилась наиболее благоприятная с точки зрения экологии ситуация?

На мой взгляд, это Городецкий и Борский районы.

Сколько денег нужно иметь человеку, чтобы прийти к вам и приобрести потребительскую корзину? Сколько я потрачу, если приду к вам?

Могу рассказать на своём примере. Мой средний чек у нас составляет 2000-2500 руб. В эту сумму входит молочная продукция (йогурты, творог, молоко, несколько видов сыра), колбаса, фрукты, овощи, каши, соки. А в других магазинах я практически ничего не покупаю.

Скажите, есть ли надежда у тех людей, которые занимаются сельским хозяйством, фермерством или реализацией его продукции, что этот бизнес начнёт приносить нормальные доходы?

Конечно, это может приносить высокий доход. Сейчас эту тему активно поддерживает государство, выдаются субсидируемые кредиты, вручаются гранты. Если всё это использовать и относиться к своим продуктам ответственно, следить за их качеством, натуральностью и вкусом, приложить голову и руки, то можно зарабатывать очень прилично. Я вижу это на примере многих фермеров.
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью