18.04.2008
Источник: retailstudio.org
Регион: Россия

Потребительский сектор продолжал испытывать в течение 2007 г. положительное влияние благоприятной макроэкономической конъюнктуры. Доходы населения росли вместе с притоком в страну "сырьевых" долларов, что позитивно отражалось на потребительской активности населения. В настоящее время нет оснований предполагать кардинального ухудшения ситуации в среднесрочной перспективе, а высокие цены на энергоносители добавляют уверенности в этом.

Кроме того, дальнейший рост доходов населения прогнозирует и минэкономразвития, оценивающий ежегодный темп этого показателя в 3-летней перспективе на уровне 7,9-10%. Такие темпы являются мощным драйвером повышения спроса на очень широком спектре рынков.

Прошедший год ознаменовался высокой активностью первичных размещений (IPO) компаний в потребительском секторе. В результате этот сегмент рынка стал еще более обширным. К уже имевшимся компаниям из таких отраслей, как производство продуктов питания, розничная торговля, производство лекарственных препаратов, добавились представители ресторанного бизнеса ("Росинтер"), продавцы электроники ("М.Видео") и производители крепкого алкоголя ("Синергия"), расширив перечень доступных для инвесторов инструментов в секторе.

В итоге совокупность благоприятных макроэкономических факторов и во многом вызванный ими рост как производственных, так и финансовых показателей компаний привели к вполне оправданному в большинстве случаев росту курсовой стоимости акций. Наиболее удачливые инвесторы, избравшие для своих инвестиций акции потребительского сектора в начале 2007 г., могли заработать до 125% (см. таблицу).

Наиболее значительный рост отмечался в акциях компаний, представляющих три отрасли - фармацевтику, ритейл и продукты питания. Остановимся более подробно на каждой отрасли и попытаемся обрисовать основные отличительные черты и перспективы каждой из них.

Нас не удивляет впечатляющий рост котировок акций ряда ритейлеров - "Магнита", Х5 Retail Group, "Аптечной сети 36,6". Компании активно наращивали свою торговую сеть, увеличивая в итоге свою рыночную долю. На наш взгляд, именно рост сети в физическом выражении способен в будущем обернуться приумножением доходов ритейлеров, достигших максимально возможного покрытия рынка. На этом фоне Х5 Retail Group в прошлом году расширила свою сеть на 31%, открыв за счет приобретений и органического роста 249 магазинов. Компания "Магнит" смогла прибавить к своей сети 304 магазина, увеличив торговую площадь на 25%. "Аптечная сеть 36,6" усилила свои позиции как наиболее разветвленная аптечная сеть, прибавив в 2007 г. еще 350 аптек.

На наш взгляд, ритейл и в будущем сохранит свою привлекательность, поскольку именно торговля в большей степени испытывает на себе растущую потребительскую активность населения, располагающего все большими доходами. Кроме того, торговля по-прежнему является одним из самых крупных сегментов российской экономики, доля в ВВП которого составляет более 1/3. На протяжении 3 лет темп оборота розницы превышает темп роста экономики в целом. Ожидается, что по итогам 2007 г. рост торговли в России составит 14,6%, достигнув 9,88 трлн руб.

При этом сектор обладает рядом отличительных особенностей и тенденций. Во-первых, сохраняется крайне низкий уровень консолидации - на долю 5 крупнейших игроков приходится около 8% всего оборота. Таким образом, дальнейшее развитие ритейла - в консолидации и приобретении мелких компаний более крупными игроками рынка.

Во-вторых, в 2007 г. ритейлеры активно осуществляли региональную экспансию, что будет продолжаться и в 2008 г. Этому способствуют более высокий потенциал роста в регионах и меньший по сравнению с Центральным регионом уровень насыщения территорий торговыми объектами.

В-третьих, в России отмечено сокращение доли рынков в торговом обороте -с 19,6% в 2006 г. до 15,1% в 2007 г. Доля организованной торговли, наоборот, увеличилась - с 80,4 до 84,9%. Данная тенденция, скорее всего, сохранится, поскольку из-за несоответствия требованиям принятого Закона об организации работы розничных рынков с 1 января 2010 г. значительная часть рынков, возможно, будет закрыта. Данный факт является позитивным для ритейлеров и сильным драйвером роста их показателей.

Отличительной чертой 2007 г. стал выход на биржу первого представителя непродовольственной розницы - компании "М.Видео", входящей в тройку лидеров на российском рынке электроники и бытовой техники.

Следует подчеркнуть и ряд настораживающих факторов, отмеченных в 2007 г. и способных оказать негативное влияние на развитие ритейла. Сетевая розница была объявлена едва ли не ключевым виновником стремительного роста цен на продовольственные товары, зафиксированного во второй половине года. Ситуацию обострила предвыборная кампания в Госдуму РФ, в ходе которой очень часто звучали призывы к введению ценовых ограничений для ритейлеров. При этом из вида упускались фундаментальные факторы, приведшие к подорожанию продовольствия во всем мире. Получила распространение практика фиксации цен на некоторые продовольственные товары, при этом фиксируемый уровень часто оказывается ниже себестоимости, что лишает ритейлеров смысла заниматься продажей этих товаров. Кроме того, возможное принятие в наступившем году закона о розничной торговле в его нынешнем варианте, против многих положений которого выступают ритейлеры, называя их лишними, может создать значительные дополнительные издержки на пути развития отечественного ритейла в России.

Вместе с ритейлом дорожали акции производителей продуктов питания. "Вимм-Билль-Данн" за год стал стоить на 62% дороже. Это явилось следствием позитивных сдвигов в структуре бизнеса, ставшего более прозрачным, и, как следствие, более прибыльным. Финансовые показатели компании росли вместе с укреплением позиций на рынках молочных продуктов и соков. Кроме того, в 2007 г. французский производитель молочных продуктов Danone значительно увеличил свою долю в капитале компании. В настоящее время она равна 18,4%, тогда как на начало 2007 г. составляла около 13%. Это стало поводом для разговоров о возможной покупке французами либо молочного бизнеса "Вимм-Билль-Данна", либо всей компании. Однако начавшийся рост показателей, на наш взгляд, далеко не исчерпан, и мы считаем, что у компании есть нереализованный потенциал.

Однако абсолютным лидером по величине прироста курсовой стоимости среди производителей продуктов питания стали акции Группы "Разгуляй", производящей зерно и сахар. "Разгуляй" стал главным бенефициаром от роста цен на мировом рынке пшеницы, достигшего в 2007 г. ценового рекорда. К этому привело сочетание ряда факторов, в том числе увеличивающийся спрос на продукты питания в мире, главным образом со стороны растущего среднего класса в Индии и Китае, и возросший интерес со стороны производителей биотоплива, в результате которого посевные площади под зерновые сокращаются с целью увеличения производства культур, используемых для выпуска топлива. В итоге на мировом рынке прослеживается дефицит зерна, размер которого Минсельхоз США прогнозирует на уроне 16 млн. тонн. Именно эти факторы послужили причиной высокой продовольственной инфляции в мире и в России в частности.

Также порадовали инвесторов акции фармацевтических компаний - еще одного перспективного рынка в российской рознице. Из более ликвидных компаний выше других вырос "Верофарм" (75%); "Фармстандарт" и "Биохимик" прибавили по 24 и 18% соответственно. Однако самую высокую доходность обеспечили вложения в акции "Акрихина", принесшие инвесторам более 124%. В итоге акции компании достигли справедливой цены, рассчитанной в начале года. По-прежнему наблюдается повышение расходов населения на лекарства, вызванное как позитивными причинами (ростом доходов), так и увеличением заболеваемости. По прогнозам экспертов, ожидается, что рынок в будущем будет расти в среднем на 14% ежегодно.

Инвестиционная привлекательность и перспективы сектора были оценены рядом мировых производителей продуктов питания, укрепивших позиции на российском рынке. В 2007 г. в секторе состоялось несколько крупных сделок по приобретению иностранными игроками ведущих российских компаний. Так, Coca-Cola приобрела у Health Tech Corporation за 191,5 млн. евро 100% долей компании "Аква Вижион" (включая брэнд "botaniQ"), выпускающей весь спектр безалкогольных напитков. Британский фонд Lion Capital LLP купил одного из 4 крупнейших соковых производителей России с рыночной долей примерно 18% - компанию "Нидан Соки". Кроме того, было объявлено о возможной продаже крупнейшего в России сокового производителя ОАО "Лебедянский" компании PepsiCo. Исходя из текущего весьма низкого уровня потребления соков в России, этот рынок далеко не исчерпал потенциал для роста.

Мы также весьма позитивно оцениваем проявленную в 2007 г. активность некоторых компаний сектора в плане проведения публичных размещений своих акций, что позволило расширить доступный перечень инструментов для инвестиций в сектор. В течение года публичными стали "М.Видео", "Росинтер", "Нутринвестхолдинг", "Фармстандарт", "Синергия" и "Дикси". Заметим, что до этого на бирже отсутствовали представители ресторанного бизнеса, производители крепкого алкоголя и продавцы электроники.

При изучении динамики котировок разместившихся компаний можно увидеть, что далеко не всегда покупка акций в момент IPO способна принести инвестору доход. На конец 2007 г. из 6 разместившихся компаний акции только 2 обеспечили доходность, значительно превзошедшую уровень инфляции, - это "Росинтер" (91%) и "Фармстандарт" (24%).

На наш взгляд, позитивные тенденции в секторе сохранятся и в 2008 г. Поводом для оптимизма служит продолжающийся рост доходов населения и

обусловленный этим потребительский бум. Деньги, поступающие в Россию благодаря высоким ценам на сырьевые товары, являются драйвером роста показателей компаний, работающих в потребительском секторе, за счет увеличения расходов населения на различные товары. Скорее всего, рост финансовых показателей компаний, нацеленных на внутренний потребительский спрос, продолжится. При этом потенциал повышения стоимости акций компаний сектора в целом сократится. Основные причины - уже учтенные позитивные факторы в текущих котировках, а также заложенные и закладываемые в цены акций высокие премии в расчете на такие же высокие темпы роста показателей в будущем. Поэтому стратегия избирательности инвестиций в акции компаний сектора может обернуться наилучшими результатом.

В течение года публичными стали "М.Видео", "Росинтер", "Нутринвестхолдинг", "Фармстандарт", "Синергия" и "Дикси". Заметим, что до этого на бирже отсутствовали представители ресторанного бизнеса, производители крепкого алкоголя и продавцы электроники.

Возможное принятие в наступившем году закона о розничной торговле в его нынешнем варианте, против многих положений которого выступают ритейлеры, называя их лишними, может создать значительные дополнительные издержки на пути развития отечественного ритейла в России.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

22.02.2017

На старт. Внимание. Деньги!

Как стало известно The DairyNews, окончательное утверждение соглашений (подписание их со стороны МСХ РФ) с региональными аграрными ведомствами о предоставлении денежных лимитов в рамках «единой субсидии» проходит уже сегодня. Все ли субъекты РФ успели реализовать данное распоряжение и кому поможет «единая субсидия», ставшая самым главным изменением в господдержке АПК в 2017 году?
Фабрика настоящего мороженого, ООО
Адрес:  Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск, пер. Радужный, д. 1
Воткинскмолоко, ОАО
Адрес:  Удмуртская респ., г. Воткинск, ул. Спорта, д. 227
Исеть-Молоко, ООО
Адрес:  Тюменская обл., Исетский район, с. Исетское, ул. Первомайская, д. 46А
Провинция ПК, ООО
Адрес:  Ставропольский край, г. Пятигорск, шоссе Черкесское, д. 5