09.09.2013
Источник: afanasy.biz
Регион: Россия

— Вадим Николаевич, как известно, на развитие молочной отрасли в России влияют два внешних фактора — Таможенный союз, образованный в 2007 году, и вступление нашей страны в ВТО год назад. В каких условиях оказались отечественные переработчики молока после подписания международных соглашений?

— Если говорить о Таможенном союзе, то главная перемена, связанная с его образованием, — это унификация правила работы на рынке и подхода к выпускаемым продуктам. Были разработаны единые технические регламенты и требования по качеству. Не скажу, что они стали жестче — они просто изменились. Вступление в ВТО — вопрос более сложный, и последствия этого шага мы увидим в отдаленной перспективе. Сегодня же дела обстоят следующим образом. Россия производит 32 млн тонн молока при потребности 44 млн тонн. Дефицит покрывается поставками как из стран Таможенного союза, так и из стран ВТО. Но если отечественные производители стремятся выпускать более качественный продукт из натурального сырья, то в импортных поставках в большей степени присутствует сухое молоко. При этом по условиям участия в ВТО таможенная ставка на импорт должна снизиться с нынешних 25% до 15% к 2015 году. Соответственно, мы открываем дверь поставщикам сухого молока на более лояльных условиях. В то же время на внутреннем рынке переработки молока растет себестоимость выпуска продукции, в первую очередь из-за повышения тарифов. Получается, что Россия, с одной стороны, смягчает условия для ввоза сухого молока и продуктов, приготовленных на его основе, а с другой — снижает рентабельность своих переработчиков. Это, естественно, негативно скажется на отрасли — и на производстве молока как сырья, и на сегменте переработки.

— Вы упомянули об унификации требований к продукции в рамках Таможенного союза. Насколько нам известно, участие в ВТО тоже предполагает определенные изменения стандартов производства…

— Это не совсем так: требования к продукции после вступления в ВТО не сильно изменились, однако новая правовая база в области стандартизации вызвала определенные разночтения. В частности, у нашего холдинга «Афанасий», который производит в том числе «живое» натуральное молоко, был спор с Управлением Роспотребнадзора по Тверской области, и мы отстояли свои интересы в суде. Надзорные органы сочли, что наше предприятие больше не имеет права производить не гомогенезированный продукт. Поясню, что такое гомогенизация. Это дробление жира в молоке, в результате чего получается единая масса. Мы же нацелены на то, чтобы наш потребитель видел сливки в молоке, потому что когда в молоке присутствует жир, когда в нем образуются сливки, это показатель качества и показатель того, что сырье подвергалось щадящей обработке. Мы берем молоко из-под коровы, пастеризуем его, убивая все болезнетворные бактерии и микробы и выставляем на полки. Но контролирующие органы посчитали, что нужно запретить производство такой продукции, поскольку в стандартах ВТО прописан весь технологический процесс выпуска молока, в том числе гомогенизация. Суд, в свою очередь, согласился с нашим доводом: нигде не прописано, что этот этап производства должен быть обязательным.

— Раз уж мы заговорили о Роспотребнадзоре. Буквально на днях глава ведомства, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко высказал серьезные претензии к качеству белорусского молока. Если Россия пойдет на жесткие меры и ограничит или вовсе запретит ввоз молока из Беларуси, то как, по вашему мнению, это скажется на расстановке сил на отечественном рынке?

— Это отразится прежде всего на конечных потребителях, потому что в первую очередь приведет к росту цен. Обеспечить потребности страны отечественное сельское хозяйство, повторюсь, на данный момент не готово. Используя господдержку, оказываемую в Беларуси в виде прямых дотаций, производители этого государства имели возможность поставлять в Россию продукцию разного (необязательно более низкого) качества по низким ценам. Если сейчас перед ними закроет двери Роспотребнадзор, это, естественно, приведет к дефициту продукта, а при дефиците цены всегда растут вверх.

Есть еще один момент, который может привести к более радикальным изменениям на рынке. Мало кто знает, но сейчас в рамках Евросоюза существует, по сути, настоящее плановое хозяйство, то есть жестко квотируется производство того или иного вида продукции, в том числе и молока. К 2015 году квотирование должно быть отменено, и фермеры, крупные хозяйства сами будут решать, сколько молока им производить. А учитывая, что у них высокоразвитая технология производства молока как сырья и высокие удои на одну корову, естественно, создадутся излишки. Как раз к тому времени, повторюсь, Россия обязана будет снизить до 15% таможенные пошлины в рамках участия в ВТО и обеспечить доступ этого молока к потребителям. Для покупателей это, может быть, и не плохо. Но напомню, что в нашей стране принята доктрина продовольст¬венной безопасности, она исключает зависимость от поставок продуктов питания из-за рубежа. Не секрет, что мы уже сейчас обеспечиваем себя продуктами питания процентов на 40. Остальные 60% импортируются: Россия продает нефть и газ и на эти деньги покупает продукты, вместо того чтобы развивать сельское хозяйство.

— Вадим Николаевич, недавно мы писали об инициативе создания общественной организации, которая объединила бы усилия тверских промышленников и позволила заявить о себе на полках крупных торговых сетей. В условиях открытых границ для импорта конкуренция за «место на прилавке» обещает стать еще более острой. У вас есть видение, как отечественным производителям молока не остаться в изоляции?

— Крупным федеральным ритейлерам, по большому счету, не важно качество продукции — их в первую очередь интересует цена. Возникает парадокс: есть продукт с сомнительной репутацией низкого ценового сегмента и есть качественный продукт, но чуть дороже. Сети выбирают по принципу низкой цены, соответственно, производители качественного молока оказываются отрезаны от потребителя. Мы ведем переговоры с сетями, но договориться удается не со всеми. Сейчас наше предприятие идет по пути изменения сознания потребителя: мы внушаем покупателям, что не нужно экономить на качестве, проводим дегустации, тестовые продажи и, активно работая с потребителями, убеждаем их, что наше молоко лучше и вкуснее, но за него нужно заплатить дороже. И уже потом проводим анализ динамики тестовых продаж, показываем результаты ритейлерам, и только тогда заключаются договоры. Но в данном случае речь идет лишь о региональных торговых сетях — с федеральными дело обстоит сложнее. Тем не менее у нас уже есть опыт работы с федеральными компаниями, которые позиционируют себя как ритейлеры среднего и высокого ценового сегмента и заботятся о качестве продукции.

— Вроде бы российские потребители уже достаточно грамотные и научились отличать натуральные продукты от более дешевых «искусственных» аналогов. Или у производителей сейчас есть возможности обходить законы и техрегламенты, вводя покупателей в заблуждение?

— Проблема в том, что, например, в нашем регионе попросту нет такого оборудования, которое могло бы показать отклонения от установленных техрегламентом качественных характеристик. В частности, выявить в молоке антибиотики, которые отдельные производители добавляют для увеличения срока годности, невозможно. А ведь мы даже не знаем, как потребляемые сейчас анти¬биотики отразятся на здоровье последующих поколений. Определить наличие растительных жиров (а такая «уловка» тоже применяется производителями, которые не заинтересованы в производстве натурального продукта) в условиях Тверской области тоже проблематично. Так что контроль за соблюдением техрегламентов также требует инвестиций, его надо ужесточать и модернизировать. И дело не только в том, что скоро страна откроется для продукции из ВТО (а это, по большей части, будет именно сухое или восстановленное молоко, ведь вести «живой» продукт из Западной Европы убыточно). Сейчас 70% рынка переработки молока в России контролируется фактически двумя зарубежными концернами, у которых нет задачи обеспечивать продовольственную безопасность.

А говоря о грамотности потребителей, можно констатировать, что россияне отвыкли от качественного продукта. Я слышал разные мнения о нашей продукции — и среди негативных отзывов встречается такой аргумент: «Ваше молоко коровой пахнет». То есть люди настолько привыкли к «индустриальной» еде, что такое однозначное свидетельство натуральности продукта считают его недостатком. Для меня это, по меньшей мере, странно.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

15.10.2018

Золотая осень: предварительные итоги АПК

На агропромышленной выставке "Золотая осень" в рамках деловой программы и работы стендов регионов РФ прошло множество деловых и дружественных встреч. The DairyNews пообщалось с представителями отрасли и руководства аграрных ведомств регионов, узнав о предварительных итогах АПК в 2018 году и планах на ближайшие годы.

20.10.2018 16:43:07

Не молоко

2 107 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
МОЛОЧАЯ ИНДУСТРИЯ, ООО
Адрес:  г. Белгород, бульвар Юности, д. 19 кв. 20 
 
Колхоз Н-Кулое, СПХ
Адрес:  д. Урусовская, ул. Покровская, д. 11 
 
Чебаркульский молочный завод, ОАО
Адрес:  г. Чебаркуль, ул. Дзержинского, д. 1 корп. - офис