Обжегшись на молоке

Источник: vedomosti.ru
Продукция компании может вызвать скандал — потому, например, что ядовита. Справиться с этим менеджменту помогает координация усилий с государством.
Тео Спирингз был в Европе, когда узнал, что компания, где он гендиректор, новозеландская Fonterra, вызвала панику в Китае: в ее продукции обнаружилась бактерия, вырабатывающая ботулиновый токсин. Спирингз ринулся в аэропорт, прилетел в Пекин и провел пресс-конференцию — извинился. Продукцию пришлось отозвать.

Это поучительная история для международных компаний, работающих в Китае. Местные регуляторы наложили сотни миллионов долларов штрафов на иностранные компании. Например, McDonald’s и KFC вынуждены были приостановить продажу некоторых блюд, потому что выяснилось, что мясо, которое они покупали, было с истекшим сроком годности. Фармацевтическую GlaxoSmithKline оштрафовали на 300 млн фунтов стерлингов за взятки; некоторых международных автопроизводителей наказали за нарушение антимонопольного законодательства, а Microsoft выписан штраф в $140 млн за махинации с ценами.

Но Fonterra пострадала больше всех. На ее долю приходится более четверти экспорта новозеландских товаров, крупнейший ее рынок — Китай. Спирингз уверяет, что компания уже оправилась от скандала.

Бизнес компании в Китае развивается бешеными темпами. За отчетный год, окончившийся в июле, выручка более чем удвоилась, достигнув 5,5 млрд новозеландских долларов ($4,3 млрд), что больше, чем продажи в Европе, Австралии и обеих Америках, вместе взятые.

Спирингз считает, что восстановить пошатнувшееся доверие помогло именно его быстрое появление в стране в самом начале скандала: «Люди этого не забыли». Помогло, по его мнению, и изменение политики компании так, чтобы она максимально совпадала с целями китайского руководства.

Не все разделяют его уверенность, что рост продаж — заслуга менеджмента: успех Fonterra в Китае доказывает только то, что компания может пережить кризис, если спрос на ее продукцию таков, что потребители готовы забыть о своих опасениях.

Тревога была ложной: 195 тестов показали, что в продукции Fonterra были не смертельно опасные Clostridium botulinum, а почти безвредные Clostridium sporogenes. Но у Китая ушло больше года на снятие ограничений с компании — полностью Fonterra избавилась от них только в октябре.

Для Fonterra вся эта история была не в новинку. В 2008 г. Sanlu, 43% акций которой принадлежит Fonterra, оказалась в центре скандала с меламином в молоке, шестеро детей от этого погибли, десятки тысяч были госпитализированы.

Sanlu обанкротилась. Два человека были приговорены к смертной казни, несколько получили тюремные сроки. В той истории Fonterra подчеркивала, что именно она первой информировала о смертельной опасности новозеландские власти, а те предупредили Пекин. История с меламином ударила по китайским производителям. Потребители стали остерегаться местных брендов, а импорт молока, доля Fonterra в котором 42%, взлетел.

Спирингз твердит: чтобы укрепить положение в Китае настолько, чтобы спокойно пережидать кризисные ситуации, нужно точно понять, что государство хочет от бизнеса, и вести себя соответствующе.

В случае Fonterra это означает локализацию производства. Компания расширяет сеть ферм в Китае и за 2014-2015 гг. инвестирует в страну 450 млн новозеландских долларов — в 2012 г. было 42 млн. В год Fonterra собирается производить в стране 1 млрд л сырого молока вместо нынешних 110 000 л. «Китайское правительство стремится обеспечить продовольственную безопасность и гарантировать бесперебойные поставки по всей цепочке производства, — уверяет Спирингз. — Это главный пункт в его повестке».

Чтобы поддержать стремление Пекина к стратегическому партнерству, Fonterra недавно приобрела 20% акций Beingmate — одного из пяти крупнейших производителей детского питания страны. «От сделки выигрывают обе компании, и Fonterra, и Beingmate, — говорит Спирингз. — В выигрыше окажется и китайское правительство».

Президент Китая Си Цзиньпин выдал недавно кредит доверия новозеландской молочной отрасли. После саммита «двадцатки» в Австралии он нанес государственный визит в Новую Зеландию и подписал несколько соглашений — в том числе и касающихся молочной промышленности.

Пекин явно добивается того, чтобы иностранцы развивали производство в Китае, но Спирингз уверяет, что инвестиции в эту страну обусловлены не давлением властей, а деловыми соображениями. У Спирингза растет число хозяев — в дополнение к тысячам новозеландских фермеров: пусть бумаги Fonterra и обращаются на бирже, но, по сути, компания является кооперативом сельхозпроизводителей.

На родине у истории с ботулизмом тоже были последствия. Местный регулятор оштрафовал Fonterra за то, что слишком долго ждала, прежде чем объявить об опасности. А Danone, закупающая у Fonterra сырье, подала в суд за убытки и репутационный вред из-за ложной тревоги. Дело до сих пор рассматривается.
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью