Обязательная регистрация животных: почему «тормозится» толковый законопроект?

Источник: The DairyNews
Начнём с не совсем корректного сравнения, однако иначе объяснить происходящее с позиции логики будет не просто.  


Трудно представить себе человека, который бы выступал против учёта и регистрации автомобильного транспорта, или, к примеру, охотничьего оружия. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать – автомобиль, как и двустволка, предметы повышенной опасности, которые при неконтролируемом использовании способны нанести весьма ощутимый, если не фатальный, ущерб здоровью и жизни окружающих. Поэтому все владельцы регистрируют такое имущество и не возмущаются. Ибо на этом, в некотором роде, базируется общественное благо и коллективная безопасность.

А теперь представим себе некую бурёнку, заболевшую ящуром. Или, чтобы не было так страшно – лептоспирозом. Вообразим, как выглядит заболевший бешенством домашний кот. И, наконец, попробуем смоделировать ситуацию встречи со здоровым, но от этого не менее опасным стаффордширским терьером, голодным и злым, потому что бывшие хозяева просто «забыли» забрать его с дачи.

Можно ли считать, что вышеперечисленные животные представляют опасность для людей? Несомненно. Так почему же нам стараются доказать, что большинство россиян выступают против обязательной регистрации и учёта сельскохозяйственных и домашних животных? Неужели все они считают, что опасность болезней, общих для животных и человека, или растущее год от года количество бродячих собак, несут в себе угрозу меньшую, нежели «железный конь» или ружьё?

Странно, что разрабатываемый свыше 8 лет Закон «Об ответственном обращении с животными», наконец-то принятый 27 декабря прошлого года, не содержит требования обязательной регистрации и учёта животных. В него даже не включено положение о добровольном чипировании питомцев, которое содержалось в законопроекте 2011 года. В целом, в Законе не прописано ни одного механизма реализации его положений, в связи с чем документ носит явно декларативный характер.

Замечу, что в п. 1 статьи 2.5  Закона «О ветеринарии» сказано о том, что животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учёту, однако в статье 18 «Обязанности организаций и граждан – владельцев животных и производителей продуктов животноводства» ничего не сказано о необходимости маркировки, регистрации и идентификации животных.

На острие копья

Основным аргументом противников обязательной регистрации животных, среди которых есть и депутаты, и чиновники высшего ранга, является забота о народе. Не в том смысле, чтобы этот народ чувствовал себя в безопасности, а в том, чтобы не тратил денег, которых ему и так не хватает. Мол, чипирование просто разорит владельцев животных. Не потянет сельская бабушка стоимости маркировки нескольких кошек, не осилит дедушка регистрацию своей болонки, да и обязанность приобрести сотню ушных бирок по 50 рублей штука приведёт к финансовому краху фермера, занимающегося разведением тех же бурёнок.

Следующим аргументом «контра» называют потенциальную возможность грядущего налогообложения. Мол, пока животинка не зарегистрирована, её как бы и нет. Но стоит ввести в базу, тем более, национальную всероссийскую, информацию о животном, тут же за его владельца возьмутся финансовые органы. Плати, мол, подати. А кстати, почему бы и нет?

Городские реалии

Трудно представить, что кому то нравится отдавать десятки, а то и сотни тысяч рублей за «породистого» пса, из которого впоследствии с одинаковой вероятностью может вырасти и хомячок, и бурый мишка. Но иногда выхода просто нет, по причине невозможности отследить происхождение своего приобретения. Интернет – великое благо и не меньшее зло, ибо позволяет недобросовестным заводчикам изготовить родословную не хуже, чем у особы королевских кровей.  А узнать правду владельцу будущего чемпиона международных выставок неоткуда, ведь единой базы данных породистых животных попросту не существует.

Неужели лучше бегать по всему району, расклеивая объявления о пропаже собаки или кошки или размещать их на десятке специализированных форумов, нежели воспользоваться государственной системой оперативного розыска пропавших животных, использующей национальную базу данных?

Муниципальные приюты – это вообще отдельная история. О злоупотреблениях использования бюджетных средств, выделяемых на функционирование этих учреждений, не писал разве что ленивый. Не секрет, что основную клиентуру приютов составляют именно нечипированные, а главное – нигде не учтённые домашние животные. Не станет их – приюты можно будет если не ликвидировать, то хотя бы сократить их количество и довести до цивилизованного состояния. Возможно, такая перспектива не слишком радует тех, кто материально заинтересован в существовании «собачьих концлагерей» в их нынешнем виде.

Более того, упомянутый выше Закон «Об ответственном обращении с животными» явно лоббирует интересы инициаторов программы «ОСВ» - «Отлов, стерилизация, возврат»,  так как не предусматривает создания единой базы учёта таких животных. Более того, пункт 2 Статьи 9 в определённой степени стимулирует недобросовестных владельцев избавляться от своих питомцев: «В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного». Заметьте – передать «обязан», а приюты – не обязаны, они должны просто «мочь».

Что касается налога - спросите владельца домашнего животного, согласен ли он отдавать в бюджет пару сотен рублей в месяц в обмен на возможность гулять со своим питомцем на прекрасно оборудованных площадках, иметь возможность вызвать бесплатную скорую ветеринарную помощь, в конце концов, пользоваться общественными бассейнами для собак?

И это отнюдь не утопия, подобное уже не один десяток лет существует на Западе. Мы восхищаемся действиями подразделения ветеринарной полиции США  по спасению домашних животных и защите их от людской агрессии, не замечая, что всё это стало возможно только за счёт налогообложения сознательных владельцев.

Кстати, введение налога на домашних животных в ближайшей перспективе в разы менее вероятно, нежели, например, очередное повышение акцизов на топливо. Первое нас будто бы сильно тревожит, второе тоже тревожит, но не настолько, чтобы ратовать за отмену регистрации автотранспорта – итак, мол, переплачиваем. Непонятно, что в этом случае хромает больше – человеческая логика или сознательное стремление сформировать негативное общественное мнение?

Сельские будни

Не смотря на однозначность ситуации в сельском хозяйстве, инициатива обязательной маркировки и электронного учёта животных не всегда встречает взаимопонимание, хотя никто не пытается отрицать очевидное – многомиллионные убытки от падёжа скота, вызванного вспышками эпидемий, несанкционированный ввоз больных животных из-за рубежа или случаи отравления людей некачественной продукцией животноводства. Среди самых насущных проблем ветеринарной безопасности страны – невозможность отследить историю животного от рождения или покупки до прилавка.

Однако в последнее время наблюдается положительная тенденция как в осознании необходимости регистрации, учета и идентификации животных, так и в практической реализации комплекса мер, направленных на решение этих важнейших задач. Объясняется это тем, что уже третий год в стране функционирует современная электронная Национальная система учёта и регистрации животных АС «RegAgro», одобренная МСХ, Россельхознадрором и Центром ветеринарии. Созданы технические возможности для её внедрения, производится разнообразный ассортимент средств маркировки, есть необходимый контингент ветеринарных специалистов на местах, а главное – обеспечена интеграция регистрационно-учётной информации в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) ВетИС.

Дело остается за «малым» - закрепить на законодательном уровне обязанность владельцев обеспечить поголовную идентификацию сельскохозяйственных животных, птицы, рыб и пчёл.

Противники данной инициативы используют те же аргументы, что и в случае домашних животных: во-первых, дорого, во-вторых, непонятно, в-третьих… впрочем, если постараться, можно придумать и в-пятых, и в-десятых. Проблему такой подход точно не решит, вот и будут наши бурёнки и свинки продаваться на сторону непонятно кому, чтобы потом, больными или здоровыми, но уже в виде убоины поступать на наш с вами стол. Если, конечно, будут вообще поступать, а не вымрут все разом от той же вирусной диареи или африканской чумы.

Может возникнуть вопрос, насколько корректно обсуждать в одном контексте проблему регистрации домашних и сельскохозяйственных животных. Мы считаем, что корректно. Навряд ли бешенная лиса искусает быка-производителя, а вот напасть на сельского Бобика или Мурку вполне может.

Про то, как в таком случае начинается эпидемия, прекрасно знают специалисты - эпизоотологи. Например, Мурка ловит мышей, которые живут в коровнике, а Бобик помогает пасти  овечек. В результате заболевания бешенством этих домашних помощников сотни голов скота отправляются на убой.

Конечно, надо было бы привить собаку и кошку от бешенства, но зачем? Пока гром не грянет…тем более, что проверить вакцинацию неучтённого животного практически невозможно. Нет его в базе, и ладно, авось, пронесёт. Так что закон должен обязать маркировку, регистрацию и учёт всех животных, включая домашних, другое дело, в каком временном интервале это будет осуществлено.

Фермеры рассказывают о том, как бывает трудно получить кредит под незарегистрированное стадо, банки рассказывают о проблемах при выплате страховок и компенсаций, администрации сельских поселений жалуются на несовершенство и неповоротливость бумажной бюрократической машины. Как говорится, «всё это лечится», и лечится эффективно – той же автоматизированной электронной системой учёта и регистрации животных, созданной на основе современных мировых и отечественных стандартов в области цифровизации ветеринарной службы.

Механизмы и инструменты

Как правило, сначала создаются механизмы, а потом разрабатывают стандарты и нормы их использования, и не важно, что представляет собой этот механизм – сноповязалку или программное обеспечение.

В области учёта животных такой механизм уже создан - это уникальная АС «RegAgro». За эти годы программное обеспечение прошло полномасштабное тестирование и сейчас предлагается, как говорится, «под ключ».

Внедрение программы создает общее информационное пространство для обмена данными между Министерством сельского хозяйства, Государственной ветеринарной службой, «Россельхознадзором», владельцами сельскохозяйственных и домашних животных, ветеринарными клиниками, лабораториями, аптеками, субъектами зообизнеса, то есть между всеми участниками процесса, связанного с выращиванием и содержанием животных или использованием продукции животного происхождения. Это в некотором роде «глобализация» в хорошем смысле слова, результаты которой можно увидеть не на бумаге, а в реальной жизни – благодаря использованию АС  «RegAgro» в стране промаркировано, зарегистрировано и идентифицировано свыше полутора миллионов голов скота, сотни домашних животных и пчелосемей.

Система уже внедрена в Крыму и Краснодарском крае, на Алтае, в КБР, Удмуртии, Ингушетии, Башкортостане, во многих районах Рязанской, Самарской, Ростовской и других областей. Наибольших результатов в деле регистрации животных достигла Башкирия – здесь взято на электронный учёт почти 100% животных личных подсобных хозяйств и 60% животных предприятий АПК. Полностью идентификацию поголовья планируется завершить до 1 апреля текущего года 2019 года, а до конца лета промаркировать все улья.

Совпадение это или нет, но с появлением мобильного приложения «RegAgro», позволяющего определить происхождение и качество башкирского меда, перекупщики, устраивающие ярмарки в сетевых магазинах, перестали выдавать свой продукт за  «башкирский мед». Теперь они предпочитают называть его «алтайским», однако можно надеяться, что с завершением идентификации алтайских пасек им придётся отказаться от использования и этого известного бренда.

Обустройством «территории ветеринарной безопасности» занимается недавно созданное Национальное Агентство идентификации животных (НАИЖ), объединившее отечественных и зарубежных партнеров – разработчиков программного обеспечения, производителей средств маркировки и идентификации.  На программной платформе АС «RegAgro» развернуто свыше десятка приложений, каждое из которых выполняет задачи конкретных групп пользователей, в том числе администраций поселений, предприятий молочной переработки, пчеловодческих хозяйств.

Основа системы – приложение «Регистрация», мобильная версия которого позволяет ветеринарам регистрировать и идентифицировать животных в полевых условиях даже при отсутствии интернета. Приложение «Администрация поселений» обеспечивает ведение электронных Похозяйственных книг и автоматизацию отчётности, «Ветеринарная клиника»  даст возможность регистрировать домашних животных, оперативно взаимодействовать с лабораториями и управлять деятельностью клиники. Управления ветеринарии получают возможность контролировать эпизоотическую ситуацию на местах в режиме 24/7, формировать задания для ветеринарных врачей и следить за их выполнением.

Владельцы домашних животных получают возможность свободно путешествовать со своими питомцами, так как вся история болезней кошки или собаки будет доступна с рабочего места ветеринарного врача любой клиники, подключенной к системе. Данные о родословной, репродуктивных особенностях, электронный ветеринарный паспорт и ветеринарная карта – всё это становится доступным владельцу животного после регистрации в системе. Предусматривается, что участниками системы общественные организации, питомники, зоопарки, цирки, приюты для животных и т.д.

Такая цифровизация должна обеспечить информационный порядок и единообразие учётных данных в ветеринарной отрасли и облегчить труд людей, занимающихся учётом, регистрацией, профилактикой  и лечением животных. Можно с уверенностью сказать, что она представляет собой эффективный инструмент для снижения рисков возникновения эпидемий, в особенности болезней, общих для животных и человека. Общероссийская система регистрации, учёта и идентификации животных, поддерживаемая государством, послужит стимулом повышения гражданской ответственности владельцев и поможет вывести отечественную ветеринарию на уровень мировых стандартов продовольственной безопасности.

Замечу, что обсуждению данной темы на высоком профессиональном уровне посвящен Круглый стол «Цифровизация ветеринарной отрасли - основа эпизоотической безопасности страны», который состоится в Москве  6 февраля в рамках Международной выставки «АГРОФАРМ-2019».

Что рождается в споре?

Как выясняется, не всегда истина. Собственно, и спора особого нет – так, информационная война местного значения. Однако кому-то выгодно настраивать общественное мнение против обязательной регистрации животных, пользуясь аргументами типа: «прочипируют всех собак и кошек, потом и за людей возьмутся…». О чем-то подобном говорится в статьях, публикуемых различными СМИ с завидным постоянством, в блогах «неравнодушных», но не смотря на это, анонимных пользователей, на тематических интернет-форумах и в социальных сетях. Полноте, господа, XXI век на дворе! Безопасность современной жизни в значительной мере основана на безопасности информационной, ибо просвещён – значит, вооружён. Вооружён знаниями, ответственностью, гарантиями безопасности. Вооружён уверенностью, что молоко на твоём столе безопасно пить не только коту.

Грустно, когда приходится защищать прописные истины. Обидно, что некоторые чиновники считают собственный народ безответственней, чем он есть на самом деле. И совсем нехорошо, если общественным мнением кто-то пытается манипулировать в собственных интересах.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью