12.11.2009
Источник: www.milkbranch.ru
Регион: Москва и МО
Обещание, которое нужно выполнять каждый день История российской компании «Хохланд Руссланд», входящей в концерн «Хохланд», имеет замечательное начало. В весеннюю Европу в поисках новых деловых контактов приезжают из еще холодной России бизнесмены. Хоть и не лежит город Хайменкирх (Баварии),– штаб-квартира компании» «Хохланд», на пересечении главных торговых путей Европы, но им было суждено найти друг друга. И они – компания «Хохланд» и зарождающийся российский бизнес, встретились. Это был 1994 г., и это было начало поставок продукции компании в Россию.

Все мы являемся невольными свидетелями того, что в сложные времена экономического кризиса в стране наблюдается «замораживание» работы иностранных компаний. Как живет сегодня, и каким видит свое будущее нашей редакции, рассказывает генеральный директор ООО «Хохланд – Руссланд» Ульрих Маршнер Г-н Маршнер, Расскажите об этапах развития предприятия в России.

Компания «Хохланд» поставляет свою продукцию на российский рынок с 1994 г. Началось все очень просто, как и у многих западно-европейских поставщиков. Не мы искали, а нас искали и нашли. Самый первый клиент компании, с которым мы и до сих пор успешно работаем, занимаясь поставками йогуртов, в тот момент искал взаимодополняющий ассортимент продукции.

На момент начала поставок российский рынок не был столь значителен для компании как сегодня. Ассортимент поставляемых сыров составляли плавленые сыры, творожные сыры (Альметте), небольшие объемы фасованных твердых сыров. Аналогичный ассортимент практически отсутствовал на российском рынке, что стало основанием для быстрого роста объема поставок. Уже в 1997 г. сложился достаточно большой объем экспорта продукции. Однако еще долгий период этот рынок не являлся стратегическим для компании.

Результатом кризиса 1998 г. стали существенные потери (до 50 %) в объемах поставок. Однако с рынка компания «Хохланд» не ушла и поддержала своих клиентов, которые должны были бороться с девальвацией. Именно с началом кризиса идея создания собственного производства в России получила активное развитие.

На первом этапе было принято решение о создании ограниченного производства плавленого сыра в России без больших инвестиций в строительство. При выборе площадки важны были размеры помещений, санитарно-гигиеническое состояние производства, состояние сооружений, инфраструктура. Такой площадкой стали арендованные производственные площади компании «Эрманн». В марте 2000 г. образована компания «Хохланд Руссланд», а в сентябре уже началось производство плавленых сыров в России. Объемов этого небольшого производство не хватало для удовлетворения потребностей российского потребителя. Продукция дополнительно завозилась из Германии.

Дальнейший рост объемов продаж сопутствовал дальнейшему развитию проекта. В 2003 г. состоялось открытие собственного завода. Предприятие рассчитано на выпуск около 20 000 т плавленого сыра в год. Активное развитие компании продолжилось уже на собственных площадях. Сразу после запуска введены в эксплуатацию дополнительные производственные площади, склад сырья, склад готовой продукции, склад упаковки.

Сегодня «Хохланд Руссланд» – это практически автономное предприятие, имеющее собственную артезианскую скважину, современные очистные сооружения и водоподготовку (обратный осмос). Энергоблок предприятия имеет техническое оснащение на уровне европейских стандартов, что позволяет в автоматическом режиме контролировать температуру на складе сырья и готовой продукции, а также обеспечивает соблюдение технологических режимов. Круглосуточное поточное производство предприятия при 4-х сменной работе представляет порядка 700 рабочих мест.

Мощностей производства достаточно, чтобы обеспечить потребности в продукции не только российского потребителя , но и потребности в странах бывшего СНГ .

Какова доля, занимаемая вашей компанией на рынке плавленых сыров?

Этот вопрос во многом зависит от того, кто меряет и чем меряет. Например, по данным исследовательская группы Nielsen, наша компания лидирует. Если рассматривать объемы реализации в денежном выражении, то компания является лидером на российском рынке. По объемам производства нас опережает только «Янтарь» (Воронежская обл.). Мы сюда пришли, чтобы быть лидером.

Прирост объемов производства составил в 2007 г. – 31 %; в 2008 г. – 2 %. (по данным ИКАР)

В чем особенности российского рынка плавленых сыров?

К особенностями российского рынка можно отнести позднее появление сырного производства в России, специфическую структуру потребления (сыры не столь популярны как в Европе), большую долю плавленых сыров в структуре сыров в целом.

Известно, что ранее бытовал негативный имидж плавленых сыров (выработка продукта из некондиционного сырья), что не способствовало развитию рынка. Российский рынок плавленый сыров, на мой взгляд, недоразвит. Для производителя это дает большой потенциал для его роста. Сегодня, благодаря присутствию на рынке таких предприятий как «Хохланд Руссланд», «Лакталис», «Валио», «Карат», имидж плавленого сыра активно становится положительным. Российскому потребителю, на мой взгляд, нравится этот удобный в употреблении продукт, представляющий широкие возможности выбора – сыр для завтрака (и эта самая большая и идеальная сфера применения плавленого сыра); снек, который удобен в поездке, на даче и т. д.

Расскажите о тенденциях развития рынка плавленых сыров.

Покупательная способность населения упала, что сказывается и на продуктах питания: покупают меньше или покупают более дешевые продукты, или покупают на рынках (в более «дешевых» местах). У компании «Хохланд Руссланд» сложился достаточно устойчивый круг потребителей, и все перечисленные факторы на объемах продаж не сказались. До кризиса наблюдался рост более дорогого сегмента плавленых сыров в сравнении с дешевыми. Сегодня новый импульс получил сегмент более дешевых сыров. Но я полностью уверен, что тенденция, которая имела место до кризиса, продолжится.

В Германии продукция компании доступна для всех, в России этот уровень еще не достигнут. Это не значит, что компания охотится за сверхприбылью. В соответствие со сложившейся концепцией рынка сложилась группа производителей относительно более дорогих сыров – это «Валио», «Лакталис», «Хохланд» и группа производителей более низкого ценового сегмента – «Янтарь», Рязанский завод плавленых сыров. Конкуренции между этими группами не может быть, каждая группа имеет свою нишу и занимает свою долю рынка.

Как Вы относитесь к тенденции производства продукции более низкого ценового сегмента в связи с падением уровня покупательной способности?

Компания пришла на рынок, чтобы быть брендом. Бренд – это обещание, которое нужно выполнять каждый день. Это предполагает, что потребитель, выбирая продукт под определенным брендом, может быть уверен, что качество, которое получил вчера, получит сегодня, завтра и всегда. Безусловно, очень важно соотношение между качеством и потребительскими свойствами продукта с одной стороны и его ценой с другой стороны. Но не надо питать иллюзии – качество стоит денег. Можно опустить планку качества и продавать дешевле, но потребитель, заметив это, в конечном счете, разочаруется в производителе. Даже, если в кризис это им и будет приветствоваться. Если плавленый сыр производится на современном дорогостоящем оборудовании, в санитарно-гигиенических условиях обеспечивающих качество и безопасность продукции, использовать при этом качественное сырье, то это всегда большие деньги – и до кризиса и после.

Компания не могла не откликнуться на сложную ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке. Так, в течение этого года цены на продукцию ни разу не повышались. Снижение закупочных цен на молоко-сырье, компания перенесла на готовый продукт.

Снижение себестоимости путем оптимизация производства проходит не только в кризис: главный принцип – не в ущерб качеству продукции. Снижение издержек производства происходит не за счет использования более дешевых, но менее качественных сырьевых компонентов Для нас снижение издержек – это автоматизация производства, внедрение новых технологий, улучшение рецептур, работа с качеством сырья. В том числе и оптимизация производства поставщиков сырья. Со своими поставщиками делимся опытом европейских предприятий группы компаний «Хохланд». В частности, по вопросам использования вторичного молочного сырья (сыворотки, пахты).

Какие требования предъявляются к поставщикам сырья?

Изначально производство было ориентировано на сырье, которое поступало из Европы. Это было вызвано, прежде всего, необходимостью выпуска продукции гарантированного качества. Со временем в ходе оптимизации производства предприятие стало переходить на российское сырье.

Это был достаточно длительный и кропотливый процесс. Перед началом работы предприятие поставщик аудитируется – проверяется организация процесса производства, технология, система контроля. Специалистами компании были составлены спецификации на основное сырье, содержащие требования практически по всем физико-химическим, микробиологическим показателям продукции на уровне показателей соответствующей европейской продукции. Эти спецификации были переданы крупнейшим российским производителям молочной продукции. Параллельно проведены опытные выработки плавленых сыров, из образцов сырья, представленных компаниями. Требования, сформулированные по результатам выработки, были успешно адаптированы компаниями-поставщиками в свое производство.

В настоящий момент сыры практически полностью закупаются на российском рынке. Например, Чеддер, являющийся основой плавленого сыра, закупается у нашего проверенного поставщика – сыродельный комбинат «Михайловский» (Волгоградская обл.). Завершен проект по производству Чеддера на сыродельном комбинате «Ленинградский» (Краснодарский кр.). В ближайшее время запуститься еще одно производство с этим же поставщиком в Воронежской области.

Однако сыры, которые добавляются при плавке для создания соответствующего оттенка вкуса (Маасдам и Эмментальский) вынуждено закупаются нами за рубежом, т.к. с тем качеством, которое нам требуется, они на российском рынке отсутствуют.

На производстве используется сухое обезжиренное молоко как российского, так и белорусского производства. В последнее время производство сориентировано большей частью на российского производителя.

Сливочное масло закупается в основном в Республике Беларусь (РБ), частично – на европейском рынке. Цена сливочного масла 82%-ой жирности российского производства делает его неконкурентоспособным.

В целом можно сказать, что около 75 % сырья наша компания закупает на территории России и РБ.

Самой большой проблемой российского производства является низкая конкурентоспособность. К примеру, в 2008 г. был период, когда цена на молоко-сырье в России была выше, чем в Германии. Соответственно продукция, выработанная из такого молока (сыры, сухое молоко, сливочное масло) является неконкурентоспособной по отношению к европейской.

Стоимость сыров на российском рынке зачастую сопоставима с уровнем затрат: «мировая цена + доставка + таможня». Поэтому для нашей компании это всегда «балансирование на грани».

Каковы перспективы расширения ассортимента компании

Ассортимент продукции компании «Хохланд Руссланд» составляет порядка 30 наименований. В ассортименте в основном представлены плавленые сыры. Это и круглые коробочки порционных сыров в треугольниках, ванночки, порционные. Компания запустила в производство новинку – коллекция сырных ванн. Это – сырные ванны премиум-класса «Тильзитер», «Маасдам» и «Эмменталер».

Перспективным является направление HoReCa. Сегодня компания успешно поставляет сыр для сети ресторанов «Макдоналдс».

Недавно в ассортименте появился еще один продукт, которым мы гордимся – плавленый сырный продукт Фетакса.

Останавливаться только на плавленых сырах компания не собирается. Несколько лет назад свежие сыры не играли такой большой роли в структуре рынка сыров, а сегодня это интересный, растущий сегмент во всем мире. В России рынок творожных сыров очень мал. У предприятия имеется колоссальный опыт производства сыров из натурального молока. И сегодня компания «Хохланд Руссланд» технологически готова к производству таких продуктов на своих площадях. В свое время проект по производству сыра Альметте в России не получил развития из-за проблем с качеством молока-сырья. Сегодня этот сыр импортируется. Однако в планах компании возвращение к проекту. Сегодня в кризис наша компания начала новую рекламную кампанию по продвижению сыра Альметте. Посмотрим на результат: оценив емкость рынка и свои возможности, будем строить дальнейшие планы.

Специализация на выпуске плавленых сыров делает производителя достаточно независимым от поставщиков молока-сырья, в то время как производство твердых сыров напрямую связано с его поставками. А это – и радиус поставки, и сезонность производства, и гарантии больших объемов качественного молока. Нельзя также не учитывать сроки годности продукции и особенности логистической цепочки такой страны как Россия.

Как организована подготовка кадров на предприятии?

Головная компания «Хохланд» образована в 1927 г. так, что есть богатый опыт работы, которым охотно делятся специалисты наших европейских предприятий. На предприятии внедрена система Total Productive Maintenance (TPM), позволяющая обеспечить наивысшую эффективность работы оборудования на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала. Это предполагает, что не только технический, но и производственный персонал участвует в обслуживании оборудования до такой степени, что в состоянии некоторые процедуры обслуживания проводить самостоятельно. Работник чувствует себя хозяином линии, которую обслуживает, развивается значительно большее чувство ответственности за оборудование.

В составе группы присутствует инжиниринговая компания, которая сама разрабатывает оборудование для наших производств, также помогает адаптировать закупаемое оборудование.

Компания первой в России прошла аудит по IFS – единому международному стандарту для производителей пищевых продуктов. Главное наше преимущество – это стабильное качество продукции. Покупатель, попробовав однажды наш сыр, навсегда делает выбор в пользу «Хохланд».

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.11.2017

Что мы пьем и можно ли это экспортировать?

Российской молочной отрасли необходимо обеспечить внутренний рынок качественным и доступным продуктов, и лишь после этого нацеливаться на экспорт. Такого мнения придерживается большинство экспертов рынка. Однако, существует и другая позиция, согласно которой, развитие экспорта – одно из направлений развития молочного производства, требующее вложений и сил уже сегодня.
ВНУКОВСКОЕ, АО
Адрес:  Московская обл, Дмитровский район, г. Дмитров, шоссе Ковригинское, д. 3
ФИЛИАЛ АО ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН в г. ТУЙМАЗЫ
Адрес:  Башкортостан респ., Туймазинский район, г. Туймазы, ул. Северная, д. 9
Филиал АО Вимм-Билль-Данн в г. Перми
Адрес:  Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 110 корп. 401 оф. 402
Филиал АО Вимм-Билль-Данн в г. Кирове
Адрес:  Кировская обл., г. Киров, ул. Щорса, д. 95 оф. 435