Нижегородское правительство предлагает колхозам выжить

Источник: www.uralpolit.ru
Председатель СПК «Грудцинский» Анна Земскова не встретила, как это предписано негласным протоколом, заместителя министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Владимира Макарычева, когда тот приехал в ее кооператив. 3 сентября Макарычев ездил по районам, чтобы проверить, как работают новые зерносушильные комплексы, половину стоимости которых сельхозпредприятиям компенсирует региональное правительство. Земсковой же, как объяснил ее заместитель Владимир Васильев, пришлось уехать из хозяйства по неотложным финансовым делам.
Председатель СПК «Грудцинский» Анна Земскова не встретила, как это предписано негласным протоколом, заместителя министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Владимира Макарычева, когда тот приехал в ее кооператив. 3 сентября Макарычев ездил по районам, чтобы проверить, как работают новые зерносушильные комплексы, половину стоимости которых сельхозпредприятиям компенсирует региональное правительство. Земсковой же, как объяснил ее заместитель Владимир Васильев, пришлось уехать из хозяйства по неотложным финансовым делам. Ситуация с финансами в СПК непростая, хотя люди уже привыкли вовремя получать зарплату.

В селе Грудцино Павловского района обозреватель «ФедералПресс» получил от двух руководителей разного уровня два диаметрально противоположных ответа на вопрос, выживут ли в нынешний кризис колхозы. Речь шла именно об СПК, которым, в отличие от вошедших в разнообразные холдинги сельскохозяйственных предприятий, гораздо труднее расплатиться по кредитам, а уж тем более получить новые в условиях, когда банки до предела ужесточили требования к залоговой базе.

Заместитель министра Владимир Макарычев: «Конечно, выживут. Конечно! Что касается залоговой базы, то все зависит от руководителей хозяйств: роль личности в истории еще никто не отменил. Если руководитель нормальный, он заблаговременно заботится о документальном оформлении всех сооружений и прочего имущества, которым располагает хозяйство. К сожалению, есть и такие, кто разводит руками: мол, документы потеряны, а как быть дальше, не знаю. До всех 750 сельхозорганизаций области не достучишься. У нас есть сельская консультационная служба, которая готова помочь, но она может охватить в год не больше 5-7 процентов от этих 750-ти. Поэтому все зависит от руководителя. К сожалению, грамотных кадров на селе не хватает».

Александр Постнов, начальник управления сельского хозяйства Павловского района:«На мой взгляд, вообще все село не выживет, если будет продолжаться такое отношение к сельскому хозяйству, как сейчас. Правительство страны должно заниматься регулированием цен. Обязательно. Энергоносители, удобрения, яды дорожают, стоимость запчастей растет с громадной скоростью, а зерно, видите, дешевеет, хотя валовой сбор по России ниже, чем в прошлом году. Никакими экономическими законами это объяснить невозможно. Наши экономисты подсчитали: средняя себестоимость зерна по району составляет 4 рубля 31 копейку. А реализация фуражной пшеницы идет сейчас на Павловский комбикормовый завод по 2-60. Если говорить о кредитах, то банки стали оценивать залоговую базу просто по-варварски: землю по мизеру, скот по мизеру, на новые здания и сооружения, технику огромные скидки. Вот у нас этой весной один фермер, как ни бился, не смог получить кредит, занимал на посевную по друзьям и соседям. У него зерно было, но его в залог не брали. Сказали: перевези это зерно на элеватор. Это, значит, он должен был его погрузить, перевезти, разгрузить, сдать на хранение, потом назад забрать – что у него после этого останется?..»

Правы, возможно, оба руководителя. Замминистра – как представитель регионального правительства, которое целенаправленно поддерживает село, благодаря чему по уровню бюджетного обеспечения сельского хозяйства Нижегородская область отстает во всем Приволжском федеральном округе только от Татарстана. Взять те же зерносушилки или удобрения. Если последние внесены в землю, сельхозпредприятия региона получают субсидии в размере до 20% их стоимости; из федерального бюджета на это в текущем году выделены 230 млн. рублей, и еще 300 млн. добавил областной бюджет.

Но прав и начальник районного управления – как представитель хозяйств, которые покупают средства производства и ресурсы все дороже, а продают свою продукцию все дешевле. Ту же Анну Земскову относят к когорте грамотных руководителей, каких, по словам замминистра, селу не хватает, но как ей расплачиваться по взятым в рамках национального проекта «Развитие АПК» кредитам, если СПК дают за его продукцию цену гораздо ниже той, которую давали, когда хозяйство получало кредиты?

«ФедералПресс» известен руководитель СПК «Комаровский» того же Павловского района Владимир Захаров, который тоже на хорошем счету. По тому же нацпроекту «Комаровский» набрал кредитов, накупил техники для поля и фермы. В хозяйстве рассчитывали, что будут производить больше товара, причем более высокого качества, а значит и жить станут лучше. В первой части своих расчетов там не ошиблись. В числе прочего из «Комаровского» пошло на молокозаводы чистое охлажденное молоко. Но наступило время расплачиваться по кредитам, а за молоко лучшего качества дают почти в два раза меньше, чем за худшее в 2007-м. Недавно из управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл пришло сообщение: Захаров оштрафован на 10 тыс. рублей. За то, что устроил на 0,7 га земель СПК карьер по добыче песка. Нужен был бы ему этот песок при других условиях?
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью