Нижегородский племзавод больше не поставляет мясо и снижает поставки молока

Источник: www.uralpolit.ru
Племзавод имени Ленина, одно из лучших хозяйств Нижегородской области, занялся ребредингом, в результате которого прежнюю простоватую торговую марку «Нижегородская буренка» сменил новый бренд – «ПЛ». В одной аббревиатуре – и название предприятия, и его обращение к потребителю: «Превосходство лучшего».
Нижегородский племзавод больше не поставляет мясо и снижает поставки молока
Племзавод имени Ленина, одно из лучших хозяйств Нижегородской области, занялся ребредингом, в результате которого прежнюю простоватую торговую марку «Нижегородская буренка» сменил новый бренд – «ПЛ». В одной аббревиатуре – и название предприятия, и его обращение к потребителю: «Превосходство лучшего». Логотип с этими буквами очень напоминает советский знак качества, хотя бывший, советский еще председатель колхоза, Герой социалистического труда Михаил Вагин и предположить не мог, что хозяйству понадобится когда-нибудь торговая марка. Она и сегодня большинству сельхозпредприятий не нужна, а племзаводу в Ковернинском районе без нее никак.

С некоторых пор племзавод не «сдает государству» мясо, а делает из него колбасы, копчености и полуфабрикаты. Молочные продукты – полтора десятка наименований – селяне тоже производят сами, хотя часть молока пока уходит на соседний молокозавод. Директор племзавода Борис Замятин надеется, что новая торговая марка поможет продвижению товара из деревни Сухоноска, родины хохломской росписи, и хозяйство все свое молоко станет перерабатывать на собственном молокозаводе, сполна используя его мощности. Хотя пробиться к потребителю со своей исключительно натуральной продукцией племзаводу непросто.

«Это иллюзия, будто собственная переработка облегчает жизнь, – заявил обозревателю «ФедералПресс» Замятин. – Когда в 1996 году мы построили колбасный и молочный заводы, забот только прибавилось. Переработать сырье в действительно качественные продукты при наличии хорошего оборудования и знающих специалистов – дело вполне подъемное. Но, переработав выращенное в хозяйстве мясо и надоенное на его фермах молоко, надо продукцию продать. А при нашем сравнительно небольшом объеме производства таких денег на рекламу, как у крупных мясокомбинатов и молокозаводов, быть не может. Как и денег на бонусы, каких требуют сетевые торговые компании за то, чтобы наша продукция появилась на прилавках их магазинов».

Правда, в торговые сети племзавод им. Ленина теперь и не рвется. Введенная там в практику 35-дневная отсрочка платежа за продукцию останавливает сельхозпроизводителей и без бонусов: даже смирившись с закупочными ценами сетей, они не могут позволить себе столь длительных остановок в обороте рубля. Тем более если их товар – молочные продукты, у которых время реализации меньше десятой доли этого срока. Поэтому приходится развивать собственную торговую сеть. Недавно, например, племзавод открыл два магазина в Нижнем Новгороде. Это выход, но только для самых расторопных производителей продукции из собственного сырья: на магазины для каждого из них места в городах просто не хватит. К тому же городские покупатели уже приучаются к крупным торговым центрам, где за один визит можно купить продукты самого разнообразного ассортимента. Поддержать сельских переработчиков могут разве что магазины так называемой шаговой доступности, какие Минсельхоз Нижегородской области планирует в пику сетям насадить в городских микрорайонах.

Замятин рассчитывает на то, что будет расти число покупателей, для которых афоризм «Человек есть то, что он ест» – не пустой звук. И жалеет горожан, оболваненных «муравьиными» ценами. «Вот вы приходите покупать автомобиль, – объясняет он. – У вас есть деньги на «Тойоту», но вы вдруг видите, что «Ока» гораздо дешевле. Вы что, «Оку» купите? Почему же вы покупаете дешевую колбасу, в которой и мяса-то, может быть, совсем нет?». А колбаса разных сортов у племзавода действительно дорогая, потому что, не считая специй, она только из мяса. Причем из самого свежего: завод в Сухоноске производит ее по заказам торговых точек, и каждый день в маленький убойных цех поступает столько бычков и свиней, сколько необходимо для исполнения заказа. После охлаждения мясо сразу идет в дело.

Молокопродукты племзавод продает по сложившимся на рынке средним ценам – благо, торговая наценка остается в хозяйстве. Хотя, по большому счету, эти товары должны бы покупаться за большую цену, чем продукция крупных переработчиков. Уже потому, что производятся из молока одного стада, а не из сырья от разных поставщиков. А ночное молоко, то есть надоенное в четыре утра и не увидевшее в процессе переработки дневного света, в Европе вообще продается в аптеках в маленьких бутылочках как лечебный препарат с повышенным содержанием мелатонина.

Но и по обычным ценам племзавод продает в три раза меньше молокопродуктов, чем мог бы их произвести, – часть молока реализуется как сырье. Загрузить собственным сырьем итальянскую и отечественную линии своего молокозавода на полную, в 30 тонн мощность для хозяйства не проблема. Проблема в реализации готовой продукции. Ее сейчас и решают.

Муниципалитеты тут добросовестным производителям не помощники. Для участников проводимых ими аукционов по закупке продуктов для школ, детских садов и больниц решающий аргумент – низкая цена. «Перевожу на крестьянский язык, – пояснил Замятин «ФедералПресс». – Берут самую дрянь и отправляют ее детям и больным – ура!»

Сколько бы забот ни добавила племзаводу переработка, благодаря ей хозяйство не просто выживает, но и развивается. Правда, в своих поездках к зарубежным коллегам Борис Замятин наблюдал совсем иное разделение труда. И в Европе, и в Америке оно четко прослеживается даже внутри сельскохозяйственного производства, не говоря уже о том, что откармливают скот и доят коров одни, а ребрендингом и маркетингом занимаются совсем другие. Полный производственный цикл в племзаводе им. Ленина правильней было бы назвать переполненным. Но таковы, считает Замятин, условия, в которые поставлено сегодня российское село. Хорошо, что Вагин создал в свое время колхозу прочную базу, а в 90-х годах вложил деньги в переработку «Волготрансгаз», в составе которого работал тогда бывший колхоз. Сейчас племзавод им. Ленина – филиал ООО «Агрофирма «Волггтрансгаз».


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью