Николай Фёдоров: «Чувашия имитирует занятие сельским хозяйством»

Источник: cheb.mk.ru
В ходе рабочего визита в Чувашию глава Минсельхоза РФ отметил небывалый рост цен в республике на сельхозпродукцию и рассказал о новой подпрограмме развития сельского хозяйства.

9 января, глава министерства сельского хозяйства Российской Федерации Николай Фёдоров провёл рабочее совещание с участием представителей хлебопекарной отрасли Чувашии, в ходе которого призвучал призыв министра к производителям предоставлять федеральному Минсельхозу инвестиционные проекты. 

Состоялось мероприятие в здании ООО «Чебоксарский хлебозавод №1», где гостей принимала генеральный директор предприятия Елена Бадаева. Вместе с главой Минсельхоза прибыл глава департамента финансов и бюджетной политики министерства сельского хозяйства Николай Смирнов. На этом список прибывших высокопоставленных лиц закончился – республиканских чиновников здесь сегодня, несмотря на приглашение, так и не дождались. Их отсутствие, впрочем, вполне можно было объяснить чередой праздников, причём не только новогодних и рождественских, побудивших местных представителей власти проигнорировать мероприятие. Злые языки судачат о прошедшем накануне дне рождения главы Чувашии, который и выбил из колеи верхушку республиканской власти. Отдуваться за руководство пришлось директору по торговле и производству кондитерской фирмы «Смак» Марине Будковой, исполнительному директору ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» Валентине Хомсковой, представителям ЗАО «Хлебокомбинат Петровский» Сергею Ростову и ЗАО «Агроинвест» Ивану Петрову.

Перед тем, как начать обсуждение актуальных вопросов, Елена Бадаева провела гостей по «святая святых» отрасли – по цехам, где каждый мог воочию увидеть процесс создания хлебобулочных изделий, и попутно делилась успехами и чаяниями.

— Сколько человек сегодня работает? – поинтересовался Николай Фёдоров.

— Без 30 человек восемьсот.

Делегация прошлась по цеху, где изготавливают сушки: проведя дегустацию, качество изделий гости «заценили».

— Хорошо работается? Елена Игнатьевна не обижает, премию новогоднюю выдала? – спросил Николай Фёдоров у засмущавшейся работницы цеха, которая с готовностью поспешно кивнула.

— А вот бараночный цех, – показала Бадаева своё детище, которым гордится больше всего. – Большими усилиями мы поменяли здесь оборудование – оно очень дорогое. Здесь импорта мало – оборудование делают петербуржцы. В республике нет качественного производства сдобных сухарей. Поэтому мы мечтаем сделать здесь новый цех, специализированный под сухарное производство. Пока нет даже проекта, так как есть некоторые опасения – приглядываемся, изучаем.

Закончив осмотр, представители хлебопекарной отрасли во главе с Николаем Фёдоровым переместились в кабинет генерального директора, где и приступили к совещанию.

— Я думаю, что в какой-то степени понятен мой интерес к тому, что происходит на хлебозаводах России и прежде всего, в данном случае, в Чувашии. Я вчера докладывал председателю правительства Дмитрию Медведеву о том, что происходит на агропромышленном рынке Чувашии. Ситуация ожидаемая, но не очень стабильная, – обратился к присутствующим Николай Фёдоров.

— Елена Игнатьевна говорит вещи известные: из-за роста цен на муку и другие ингредиенты, используемые в хлебопекарной промышленности, будут происходить изменения в ценовой ситуации и в отпускной и розничной торговле. Меня застал врасплох вопрос председателя Правительства, который следит за всеми данными и Росстата, и Минсельхоза, и Минпромторга: «Почему в Чувашии такой высокий рост цен?». И на картофель, на молоко, на морковь, капусту... Рост цен, действительно, очень отличается от того, что происходит в России. По молоку рост цен по России 103, 2, по Чувашии – 135, 1. На картофель по стране – 100, 2, по Чувашии – 129 %. На морковь по стране рост 85 %, то есть, снижение на 15 %, а по Чувашии 139,5 %. Капуста белокачанная: рост 20 % по России, по Чувашии – 200 %. Как это можно объяснить, мы пока не знаем. Можно строить разные версии. Вы не знаете, почему так происходит? – задал присутствующим риторический вопрос министр.

Собравшиеся потупились.

— По хлебу, слава Богу, не так, – нашёл положительный момент Николай Фёдоров, который дружно поддержали кивками. – Потому что это – главный фактор. Самый простой возможный ответ – это монополизация рынка. Ненормально, что в разы отличается ситуация на продовольственном рынке России и в Чувашии.

Участники совещания еще раз с готовностью покивали.

— Через Минсельхоз РФ проходит очень много инвестиций, здесь скорее всего сказывается недоразвитость рынка. Мы рассматриваем сотни инвестиционных проектов из других регионов, и Чувашия здесь, конечно, отстаёт в разы, – взял слово Николай Смирнов. – Мы не видим таких крупных серьёзных проектов. Нужно рассчитывать на крупное товарное производство, но, к сожалению, этого нет.

— То есть, нужна индустриализация сельского хозяйства, – подчеркнул Николай Фёдоров. – Я не зря Елену Игнатьевну попросил показать её гордость – бараночный цех, в котором она сама когда-то работала, штамповала баранки. Она мечтает сделать там технологическую модернизацию. Дело в том, что закон о развитии сельского хозяйства сейчас предполагает господдержку как через госпрограмму развития сельского хозяйства как сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, в том числе и хлебопекарную промышленность. Хочу обратить внимание тех, кто заботится о том, чтобы сделать республику не отстающей, а передовой: мы в октябре отобрали инвестиционные проекты, которые представляли в течение полутора лет все регионы Российской Федерации, в отношении индустриализации агропромышленного комплекса. Приведу один пример: и Нижегородская область представила 150 проектов на сумму 10 млрд, Курская область – 112 проектов на 50 млрд. Чувашия представила 272 проектов на общую сумму 4 млрд рублей. Это полная девальвация и имитация того, что мы занимаемся сельским хозяйством. Причём 3 млрд 300 млн из них – проект по нашей инициативе, на что мы сами обратили внимание.

Если бы не этот инвестиционный проект, который спас из полного недоумения, был бы 271 проект на общую кредитную сумму 700 млн рублей. В Чувашии есть просто обновление оборудования, сельхозтехники: то есть, покупают трактор или плуг и называют это инвестиционным проектом. Для сравнения: в Татарстане каждый инвестиционный проект стоит 2 млрд. Это индустриализация, без которой можно попытаться просуществовать, но через 5-10 лет от сельского хозяйства ничего не останется: съедят.

— Переходя к нашим баранкам: я хотел бы послушать вас, потому что это интерес председателя Правительства, – обратился федеральный министр к присутствующим. – По отрасли хлебопекарная промышленность: с 1 января этого года мы получили возможность поддерживать перерабатывающую промышленность как проекты по развитию сельского хозяйства. Поэтому мы к вашим услугам.

Хлебопекарники хоть и внимательно слушали и со всем соглашались, но каких-либо определённых соображений по теме не высказывали, памятуя о расходах.

— Госпрограмму о развитии сельского хозяйства, единственную, не только не секвестируют, а увеличивают – примерно на 640 млрд рублей. Это объективные цифры. Как ей воспользуемся, сегодня и обсудим, – продолжил Николай Федоров. – Я бы хотел, чтобы вы представляли нам инвестиционные проекты по развитию, по расширению, потому что без вас мы эти деньги эффективно освоить не можем. Эти деньги даны не для чиновников, а для вас. Пожалуйста, откликнитесь, изучите рынок.

— Мы в очередной раз в этом зале, очень рады вас видеть! – взяла слово Елена Бадаева. – За счёт своих средств за два года мы сделали пристрой, который вы видели, на тысячу квадратных метров. Единственное, что нам помогло, когда мы заключали договор с чешскими поставщиками, то, что цены на все виды оборудования в договоре мы зафиксировали. Также нам дали отсрочку на платежи. Помогли и питерские фирмы. Автоматы очень дорогие – по миллиону рублей. За счет оборонных средств строить было тяжело, но контролировали каждый рубль. И спрос возрос – мы в сутки выпускаем до 8, 5 тонн только бараночных изделий! Раньше такого не было. Но с третьего этажа нам надо уходить, нужен новый цех: там старое оборудование по 2 тонны весит, а новые автоматы – 600 кг. Перекрытие может не выдержать.

— Будем работать вместе, – поддержал Николай Фёдоров. – А вот ситуация по рынку муки как для вас выглядит? По стране пшеничная мука высшего сорта за прошлый год выросла на 135,6 %

— Пшеничная мука высшего сорта на 22,9 %, первый сорт – на 20,0 %, второго сорта – на 27,8 %. Но страшнее всего возросли цены на сахар и растительное масло – 65, 4 % и 51, 8 % по сравнению с цифрами на 1 января 2014 года. Сливочное масло – на 40, 2%, – подвела печальные итоги Елена Бадаева, выразив общее мнение всех руководителей пекарских производств Чувашии. По словам Валентины Хомсковой, присоединившейся к обсуждению, цифры по росту сырья совершенно одинаковые.

Также возросли цены и на ингредиенты: маргарин – на 34%, молоко сухое- 32, 7%, изюм иранский – 50, 5%, орех фундук подорожал аж на 128, 9 %, чернослив – 118, 8, коньяк – 24,5%, мак – 15,4. Сделал скачок в цене и бензин – он обходится хлебопекарникам на 14% дороже, нежели в позапрошлом году.

— Неразвитость рынка, – резюмировал ситуацию в республике глава Минсельхоза РФ. – По стране цены значительно ниже.

— А цены мы не поднимаем, потому что федеральные торговые сети не примут товар, – отважилась продолжить разговор по проблемам Елена Бадаева. – Вот мы 10 декабря сообщили о поднятии цен на 10% с 12 января 2015 года и до сих пор не получили ответа о принятии цен.

По итогам 2014 года мы выработали на 900 тонн больше хлебобулочных, бараночных, кондитерских изделий.

— Очень большой рост цен был на сахарный песок, растительное масло и ингредиенты, особенно те, которые поставляются из-за границы – изюм, курага, – почувствовав поддержку, вступила в разговор доселе молчавшая Марина Будкова. – У нас два поставщика в республике, выбираем, где дешевле.

— Мы будем возмещать часть прямых понесённых затрат по реализованным инвестиционным проектам – до 30-40 %. В этом году впервые с 1985 года мы «пробили» возможность выделять средства – ждём от вас солидных инвестиционных проектов, – озвучил радостную весть для представителей хлебопекарной отрасли глава федерального ведомства. Собравшиеся оживились еще больше.

— На следующий год мы планировали расширение мясо-молочных ферм: довести до 1000 дойных голов. Сейчас у нас есть дойное стадо в 220 голов. Будет ли поддержка? –  спросил Иван Петров, представлявший на встрече с федеральным министром фирму ЗАО «Агроинвест» и её генерального директора депутата Олега Мешкова, не пожелавшего самолично поприсутствовать на совещании.

— Максимальная поддержка идёт именно по молочному скотоводству, – ответил министр. – С 1 января 2015 года вводятся новые подпрограммы развития молочного скотоводства: субсидирование краткосрочных кредитов на закупку молока, кормов отдельно для молочников. По молоку мы ввели замещение прямых понесённых затрат по инвест-проектам: если в целом по всем отраслям – 20 % из федерального бюджета, то по молоку замещение – не менее 30%. Но регионы должны подтверждать свою заинтересованность. 350 млн из федерального бюджета мы вам вернём.

— Ещё мы хотели сделать свинокомплекс… – приободрился представитель агропромышленного холдинга.

— Вам надо торопиться по двум причинам. Свиноводство в стране развивается очень мощно, в прошлом году мы добавили более 200 тысяч тонн за год, это 6,7%. Мы продлили поддержку до 31 декабря 2018 года – надо успеть представить проект Минсельхозу Чувашии.

Вот вам для примера губернатор Калужской области Артамонов – один из лучших губернаторов страны. Когда он узнал о пролонгировании с 8 до 15 лет субсидирования процентной ставки, увеличил роботизированные КФХ до сотни по 200 голов, обеспечивая Москву очень востребованным молоком.

— Чувашия всегда поднималась, а теперь падает. Говорю как бывший министр финансов республики, – отметил Николай Смирнов. – Проектов нет, продукты дорожают, демография отрицательная. Набирать долги до 78 % собственного бюджета – сами прекрасно понимаете, не имея ресурсов для развития, влезать в такие долги – это преступно.

Хлебопеки снова согласно покивали головами.

— Если не будет проектов, и вам неинтересно работать, и нам дискомфортно, – подытожил Николай Фёдоров. – У нас деньги есть – но нужны инвестпроекты.

Будет ли услышан призыв главы Минсельзоза РФ, увы, пока остаётся загадкой: представители местной власти сегодня не пожелали ухватиться за спасательный круг, брошенный федеральным ведомством, предоставив, по обыкновению, республиканским аграриям выплывать самим. 

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью