«Нева Милк» инвестирует 1 млрд рублей в недавно купленный завод ООО «Курск Молоко»

Источник: rbc.ru
Петербургская группа компаний «Нева Милк» инвестирует 1 млрд рублей в недавно купленный завод ООО «Курск Молоко» (Курск). В результате модернизации объем производства сыра на предприятии вырастет в два раза, до 700 т в месяц. Опрошенные РБК Петербург эксперты считают вхождение курского завода в петербургский холдинг закономерным — они уверены, что мелкие и средние производители сыра могут не пережить ближайший год.

Как рассказал РБК Петербург владелец ГК «Нева Милк» Альберт Суфияров, в августе «Нева Милк» на торгах приобрела ООО «Курск Молоко», принадлежащее украинскому производителя молочной продукции Milkiland за 217 млн рублей. Завод перерабатывал 150-170 тонн молока в сутки и производил 300-400 тонн сыра в месяц. «Мы планируем инвестировать в расширение и автоматизацию производства 1 млрд рублей за счет кредита ВТБ. В результате себестоимость производства должна снизиться на 10-15%, а объем выпускаемого сыра — вырасти в два раза», — пояснил Альберт Суфияров, уточнив, что окупить вложенные инвестиции он рассчитывает за 5 лет.

На приобретенном заводе петербургский предприниматель планирует выпускать полутвердые сыры под своими брендами «Золото Европы», «Город сыра» и «Тысяча озер» (средний, эконом и премиальный ценовые сегменты соответственно). В целом компания производит 60% сыра в среднем и среднем+ ценовом сегментах и 40% — в низком. «В среднем ценовом сегменте маржинальность бизнеса выше, и наша сегодняшняя задача увеличить или как минимум сохранить существующие позиции», — отметил Альберт Суфияров.

По словам предпринимателя, в настоящее время ситуация на розничном рынке сыра сложная, конкурентная борьба за покупателя обостряется — и производители инвестируют в цены, проводя различные промо-активности. «У нас в марте продажи превысили среднемесячные практически в два раза. Но в апреле-июне упали на 20-25% от среднемесячных. И мы рассчитываем, что по объему продаж этот год будет равен прошлому», — говорит Альберт Суфияров.

Предприниматель рассказал, что его компания уже несколько лет мониторит уровень продаж сыра по промо-ценам. И если в 2016-2017 годах в сетях продавалось 40% сыра по промо, то в 2020 году — уже 75%. «Среднестатистический россиянин покупает сыр раз или два раза в неделю. И получается, что 75% объема закупаемого сыра домохозяйства покупают именно во время промо-активности. Это говорит о том, что люди ищут продукцию подешевле. Становятся более расчетливыми», — говорит Альберт Суфияров. Несмотря на падение доходов населения, предприниматель уверен, что потребления сыра в среднем ценовом сегменте не упадет.

В настоящее время, по оценке аналитического центра The DairyNews, в России работает больше тысячи предприятий, производящих сыр. Из них более сотни — это крупные производители, к которым относятся «Вимм-Билль-Данн», «Молвест», Hochland, «ПИР», «Нева Милк», «Доминант» и др.

«Рынок сыра сильно фрагментирован, поэтому в ближайшее время нас ждут серьезные изменения — консолидация. Уйдут компании, не сумевшие выстроить сильный бренд, экономически эффективное производство, хорошие коммуникации с потребителем», — говорит генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

С ним согласен и Альберт Суфияров, отмечая, что сегодня примерно два-три десятка небольших сырных заводов работают на уровне нулевой рентабельности и ближайший год могут не пережить.

Директор аналитического центра The DairyNews Михаил Мищенко считает, что корни проблемы кроются в 2014 году, когда наступил «этап импортозамещения» и все ринулись инвестировать в производство сыра, в том числе дешевого. Но не у всех это получилось, отмечает эксперт. В результате сегодня в России наблюдается перепроизводства сыра, некоторые предприятия уже закрылись, и с рынка продолжат уходить мелкие игроки, производившие дешевый сыр или сырный продукт. По словам эксперта, на такую продукцию сегодня в России падает спрос, потому что у потребителей меняется отношение к сыру. «Сегодня к этому продукту относятся как к деликатесу, который покупают, например, к вину. А люди, у которых ограничен бюджет, вообще не покупают сыр», — говорит Михаил Мищенко.

С тем, что потребитель стал внимательнее относиться к качеству продукта согласен и петербургский предприниматель Алексей Феликсов (владелец ювелирной розничной сети «585.Золотой»), который на волне импортозамещения инвестировал в небольшую сыроварню «Медовое» в Ленинградской области. Но он не согласен с тем, что мелкие игроки в текущих условиях обречены на фиаско. «Загибаются сегодня те, у кого нет альтернативных источников поступления средств. Также значимую роль играет оптимизация расходов, в том числе, статус производственной площадки — собственность или аренда. Поскольку рентабельность в этом бизнесе в очень узком коридоре, то важна каждая копейка. У меня сейчас она в небольшом плюсе, но для меня на первом месте стоит соблюдение хорошего качества. Постепенно я буду развиваться и сейчас ищу еще одну площадку, так как нынешняя не справляется с объемом. Несколько сыроварен смотрел для покупки, все они убыточные, а цена завышена, поэтому пока не нашел подходящий вариант», — говорит Алексей Феликсов.

Тем не менее, рынок сыров — один из наиболее перспективных в молочном сегменте России, считают аналитики. «В ближайшие три-четыре года объем планируемых инвестиционных проектов составит примерно 200 тыс. тонн, это треть от производимого сегодня сыра в стране, — говорит Артем Белов. — Инвесторы активно идут в этот сегмент, рассчитывая на рост потребления и импортозамещение. Кроме того, в перспективе ставка делается на экспорт».

По данным The DairyNews, по итогам 2019 года в Россию было импортировано 278 тыс. тонн сыра (без учета плавленых сыров), из них 86% — завезено из Белоруссии. В России было произведено 503 тыс. тонн сыра и 190 тыс. тонн сырного продукта.


05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью